судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Елагиной Т.В.
судей Терехиной Л.В., Земцовой М.В.
при секретаре Барановой Л.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Киржаева И.А. на решение Лунинского районного суда Пензенской области от 17 августа 2016 года, которым постановлено:
"В иске Киржаева И. А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда России по Лунинскому району Пензенской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ, о понуждении назначить страховую пенсию по старости досрочно с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отказать".
Проверив материалы гражданского дела, заслушав доклад судьи Земцовой М.В., судебная коллегия,
установила:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения об отказе в назначении ему пенсии, понуждении назначить ему досрочно с ДД.ММ.ГГГГ страховую пенсию по старости в соответствии с требованиями Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости, в чем ему решением от ДД.ММ.ГГГГ было отказано, в связи с внесенными изменениями с 01.01.2015 года в абзац 5 ст.28.1 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1. С решением не согласен, считает его вынесенным по надуманным, не обоснованным основаниям и не соответствующим требованиям закона N 1244-1. В ст. 28.1 говорится, что гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 Закона от 28.12.2013 года N 400 "О страховых пенсиях" в порядке, предусмотренном ст.ст. 30-37 настоящего закона, не зависимо от того, является ли граждан военным пенсионером. Считает, что он имеет право обратиться за установлением страховой пенсии, в том числе назначаемой досрочно. В ДД.ММ.ГГГГ досрочное назначение страховой пенсии гражданам из военных пенсионеров Лунинского РОВД ответчиком производилось в соответствии с ФЗ N 1244-1. Настаивал на удовлетворении исковых требований.
17.08.2016 года Лунинский районный суд Пензенской области, разрешив исковые требования истца, постановилвышеназванное решение.
В апелляционной жалобе Киржаев И.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Считает, что судом не правильно применены нормы материального права, обстоятельства гражданского дела не соответствуют выводам, указанным в решении суда первой инстанции. Автор жалобы указал, что он является получателем пенсии за выслугу лет, поскольку проходил ранее службу в органах внутренних дел. В соответствии с п. 6 ст. 3 ФЗ N 166 "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" он имеет право на одновременное получение пенсии по выслуге лет и страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с Законом N 1244-1. Такая пенсия ранее назначалась ответчиком другим пенсионерам, получавшим пенсию по выслуге лет, из числа военнослужащих. Ответчик необоснованно, без учета требований закона отказал ему в назначении досрочной страховой пенсии, чем нарушил его права и законные интересы, не учел разъяснения Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 года, п. 2 ст. 10, п. 6 ст. 3 ФЗ N166, ст. 28.1 Закона N 1244-1.
В суде апелляционной инстанции Киржаев И.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил об отмене судебного акта.
Представитель Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Бессоновском районе Пензенской области (межрайонное) Салдаев Р.В. с апелляционной жалобой Киржаева И.А. не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов гражданского дела следует, что Киржаев И.А. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей" (справка центра финансового обеспечения отдела пенсионного обслуживания УМВД России по Пензенской области).
Киржаев И.А. относится к категории граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку проживал с момента аварии на Чернобыльской АЭС в р.п. Лунино Пензенской области, которое до 01.08.1998 года было в перечне территорий радиоактивного загрязнения (справка администрации р.п. Лунино Пензенской области, справка ТП УФМС по Пензенской области в Лунинском районе Пензенской области).
ДД.ММ.ГГГГ Киржаев И.А. обратился к ответчику с заявлением, в котором просил назначить ему страховую пенсию по старости по достижении им возраста 57 лет на основании п. 8 ч. 1 ст. 13, ст. 28.1, ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", что следует из материалов пенсионного дела.
Заявление Киржаева И.А. рассмотрено на заседании комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР по Лунинскому району Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ и в назначении такой пенсии отказано.
Отказ мотивирован тем, что пенсия по старости, назначаемая в соответствии с вышеуказанным законом, страховой не является, военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС страховая пенсия по старости (без ФВ) со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке, предусмотренном ст.ст. 30-37 Закона N 1244-1 от 15.05.1991 года не может быть назначена. Киржаеву И.А. рекомендовано обратиться за установлением страховой пенсии по старости в возрасте 60 лет ( ДД.ММ.ГГГГ) при наличии 10 лет страхового стажа и суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов 16,2. Разъяснено, что на ДД.ММ.ГГГГ его страховой стаж составил 7 лет и индивидуальный пенсионный коэффициент 19,033.
В соответствии с положениями п.2 ст.3 ФЗ N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 6 ст. 3 данного закона военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В соответствии с ч. 2 ст. 5 ФЗ "О страховых пенсиях" в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно положениям ст.8 ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривает случае назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного ст. 8 возраста, (глава 6). Однако, в нем не предусмотрено назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 8, лицам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (кроме инвалидов, ставших ими вследствие чернобыльской катастрофы).
Согласно положениям ст.7 данного закона порядок финансового обеспечения выплаты страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Федеральным законом от 15.12.2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 ФЗ N167 от 15.12.2001 года обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию является страховая пенсия по старости.
В соответствии с положениями ч.3 данной статьи финансовое обеспечение обязательного страхового обеспечения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, а в части накопительной пенсии и других видов обязательного страхового обеспечения, указанных в подпунктах 6 - 8 пункта 1 настоящей статьи, выплачиваемых негосударственными пенсионными фондами, за счет средств пенсионных накоплений, формируемых в негосударственных пенсионных фондах.
В соответствии со ст. 28.1 Законам РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.
Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15.12.2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Согласно положениям ст. 5, ст. 5.1 закона возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, финансируются из федерального бюджета.
Согласно абз. 5 ст. 28.1 данного закона по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
Таким образом, Законодательство РФ в области пенсионного обеспечения различает страховую пенсию по старости, регламентируемую Федеральным законом N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и пенсию по старости, регламентируемую Федеральным законом РФ от 15.05.1991 года N1244-1.
По смыслу вышеуказанного законодательства, пенсия по старости, назначаемая указанной категории граждан в соответствии с Законом РФ N1244-1 от 15.05.1991 года, страховой не является.
При таких обстоятельствах, военнослужащим, получающим пенсию по выслуге лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастрофах, страховая пенсия по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке ст. ст. 30-37 Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991 года не может быть назначена.
Поэтому требования истца о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости с 14.07.2016 года не основаны на законе.
Доводы Киржаева И.А. со ссылкой на п. 2 ст. 10, п. 6 ст. 3 ФЗ N 166 "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", Определение Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 года N 403-О, как на основания для удовлетворения его иска, основаны на их ошибочном толковании, поскольку они касаются иных обстоятельств и правоотношений.
Доводы Киржаева И.А. со ссылкой на ранее имевшуюся практику назначения указанной категории граждан пенсии по старости в размере страховой части со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991 года, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку суд разрешает гражданские дела на основании нормативно- правовых актов.
Утверждение истца о том, что отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости ответчиком не мотивирован, сделан со ссылкой только на письмо ПФР, несостоятельно, поскольку в решении ответчика об отказе имеется ссылка на нормы закона. К тому же, в протоколе заседания комиссии, копию которого истец получил вместе с решением, что им не отрицается, изложены все обстоятельства обращения за назначением пенсии, данные о представленных документах и мотивы отказа в назначении указанной пенсии со ссылкой на нормы закона.
Кроме того, допущенная опечатка в дате протокола заседания комиссии N 180 (вместо 27.06.2016 года указано 28.06.2016 года) ответчика, не является основанием для удовлетворения иска, поскольку существа решения не изменяет. Основания отказа в назначении пенсии по старости, которую истец просил ответчика назначить, обоснованы.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований, влекущих отмену принятого по делу решения. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
При таком положении обжалованное решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Лунинского районного суда Пензенской области от 17 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Киржаева И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.