судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего судьи Жуковой Е.Г.
судей Ирышковой Т.В., Мананниковой В.Н.
при секретаре Потаповой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ирышковой Т.В. дело по апелляционной жалобе Пономаревой Е.Г. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 22 июня 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Пономаревой Е.Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ ( ГУ) в г. Пензе Пензенской области о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом и понуждении к назначению указанной выплаты отказать.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика, судебная коллегия
установила:
Приказом Управления образования г. Пензы от 1 декабря 2013 года N 2404-н Пономарева Е.Г. назначена опекуном несовершеннолетней Толстовой С.Д., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
11 декабря 2013 года между Управлением образования г. Пензы и Пономаревой Е.Г. заключен договор о приемной семье, по условиям которого Пономарева Е.Г. принимает на воспитание в свою семью Толстову С.Д., ДД.ММ.ГГГГ рождения, а орган опеки и попечительства обязуется производить приемному родителю выплату денежного вознаграждения в размере 5100 ежемесячно и денежных средств на содержание приемного ребенка.
Толстова С.Д. имеет статус ребенка-инвалида и с 17 сентября 2009 года ей назначена социальная пенсия по инвалидности.
18 ноября 2015 года Пономарева Е.Г. обратилась в УПФР в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом.
Решением УПФР в г. Пензе Пензенской области N от 31 декабря 2015 года в назначении компенсационной выплаты ей отказано по тем основаниям, что Пономарева Е.Г. не относится к категории неработающих граждан, поскольку в соответствии с договором о приемной семье получает вознаграждение, с которого производятся отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.
Полагая действия ответчика незаконными, Пономарева Е.Г. обратилась в суд с иском и просила признании признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР от 31 декабря 2015 года об отказе в назначении ей ежемесячной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом и понудить ответчика к назначению указанной выплаты.
Ленинский районный суд г. Пензы постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Пономаревой Е.Г. содержится просьба об отмене решения суда со ссылкой на нарушение судом при постановлении решения норм материального права. Считает, что суд неправомерно отнес ее к категории работающих граждан, выплачиваемое ей вознаграждение относится к мерам государственной поддержки, а потому она имеет право на получение ежемесячной компенсационной выплаты.
В заседание суда апелляционной инстанции истец Пономарева Е.Г. не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, апелляционную жалобу поддержала.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области по доверенности Суванкулов Д.А. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность решения в пределах доводов жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
При постановлении решения об отказе истице в иске, суд первой инстанции признал установленным и исходил из тех обстоятельств, что поскольку Пономарева Е.Г., являясь стороной по договору о приемной семье, приняла на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемного ребенка за вознаграждение, то ее следует признать выполняющей оплачиваемую работу, поэтому она не имеет права, как работающее лицо, на получение ежемесячной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, находя несостоятельными доводы апелляционной жалобы о незаконности постановленного решения суда.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан постановленоустановить с 1 января 2013 года ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 5500 руб.; другим лицам - в размере 1200 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года N 397 "Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы" утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы (далее - Правила), в пункте 2 которых предусмотрено, что ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, независимо от совместного проживания с ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
Ежемесячная выплата устанавливается одному лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним (пункт 3 Правил).
В соответствии с пунктом 4 Правил ежемесячная выплата устанавливается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы.
В пункте 12 Правил перечислены основания для прекращения ежемесячной выплаты. Одним из таких оснований является выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (подпункт "д" пункта 12 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что ежемесячная выплата лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы, производится при условии отсутствия у такого лица оплачиваемой работы, то есть если такое лицо является неработающим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации.
Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве").
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного кодекса Российской Федерации ("Опека и попечительство над детьми"). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (пункты 1 и 2 статьи 152 Семейного кодекса Российской Федерации).
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 153 Семейного кодекса Российской Федерации).
Из положений пункта 2 статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации, усматривается, что Семейный кодекс Российской Федерации разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.
Из содержания приведенных норм Семейного кодекса Российской Федерации также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.
В связи с этим к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются, в том числе, и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 5.1 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон Пензенской области N 1098-ЗПО) опекуну или попечителю, являющимся гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Пензенской области, либо постоянно проживающими на территории Пензенской области иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также беженцами, с которыми органы опеки и попечительства Пензенской области заключили договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях на основании договора о приемной семье, а также заключенного до 1 сентября 2008 года договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, выплачивается вознаграждение за счет средств бюджета Пензенской области.
Ежемесячный размер вознаграждения приемных родителей (единственного приемного родителя) устанавливается за каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей, принятого на воспитание в приемную семью (абзац второй части 2 статьи 5.1 Закона Пензенской области N 1098-ЗПО).
Совокупный ежемесячный размер вознаграждения приемных родителей (единственного приемного родителя) составляет:
за воспитание приемного ребенка - 3800 рублей;
за воспитание приемного ребенка-инвалида - 5100 рублей.
Размер вознаграждения каждого из приемных родителей, в пределах совокупного ежемесячного размера вознаграждения, определяется по соглашению сторон и указывается в договоре о приемной семье (в договоре о передаче ребенка на воспитание в приемную семью) (абзацы третий и четвертый части 2 статьи 5.1 Закона Пензенской области N 1098-ЗПО).
Выплата ежемесячного вознаграждения приемным родителям (единственному приемному родителю) производится ежемесячно в порядке и сроки, установленные соглашением сторон в договоре о приемной семье (абзац пятый части 2 статьи 5.1 Закона Пензенской области N 1098-ЗПО).
Из изложенных норм законодательства Пензенской области видно, что предметом договора о приемной семье являются фактические и юридические действия приемных родителей, связанные, в частности с воспитанием, содержанием, образованием ребенка, за совершение которых приемные родители получают денежные выплаты.
В статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации приведены виды доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в статье 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.
Поскольку Пономарева Е.Г., являясь стороной договора о приемной семье от 11 декабря 2013 года, приняла на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемного ребенка за вознаграждение, она правомерно признана выполняющей оплачиваемую работу, в связи с этим Пономарева Е.Г., как работающее лицо не имеет права на получение ежемесячных выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" и постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года N 397 "Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы".
То есть правовых оснований для удовлетворения исковых требований Пономаревой Е.Г. и признания незаконным решения комиссии у суда первой инстанции не имелось.
В целом доводы апелляционной жалобы о незаконности постановленного судом решения повторяют позицию, высказанную истцом в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними.
Ссылок на дополнительные доказательства, которые сторона не имела возможности представить суду первой инстанции, и которые влияют на существо постановленного решения, апелляционная жалоба не содержит, как и ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 22 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пономаревой Е.Г. -без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.