судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Елагиной Т.В.
судей Земцовой М.В., Жуковой Е.Г.
при секретаре Барановой Л.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области на решение Ленинского районного суда г.Пензы от 06 июля 2016 года, которым постановлено:
"Иск Борисовой О. П. удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области включить в специальный стаж Борисовой О. П., дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях в Российской Федерации" период работы в должности фельдшера кардиореанимационной бригады Пензенской больницы скорой помощи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении (1 год как 1 год 6 месяцев), период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Пензе Пензенской области в пользу Борисовой О. П. в возмещение судебных расходов 300 руб."
Проверив материалы гражданского дела, заслушав доклад судьи Земцовой М.В., судебная коллегия,
установила:
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N Борисовой О. П. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности ввиду отсутствия необходимого стажа работы.
Не соглашаясь с указанным решением, Борисова О.П. обратилась в Ленинский районный суд г. Пензы с иском, в котором просила признать за ней право на досрочную пенсию и обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указала, что при определении ее права на пенсию были необоснованно включены в календарном исчислении периоды ее работы в Пензенской больнице скорой помощи и МУЗ " Городская станция скорой медицинской помощи" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера, которые просит включить в стаж в льготном исчислении (1 год как 1 год 6 мес.), а также исключен из стажа период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который просит включить в стаж в льготном исчислении.
06.07.2016 года Ленинский районный суд г.Пензы, разрешив исковые Борисовой О.П., постановилвышеназванное решение.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных исковых требований Борисовой О.П. отказать. Считает, что судом не правильно применены нормы материального права, обстоятельства дела не соответствуют выводам, указанным в решении суда первой инстанции. Автором жалобы приведены доводы, изложенные в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан.
В суде апелляционной инстанции представитель Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области Суванкулов Д.А. просил решение суда первой инстанции отменить как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права.
Истец Борисова О.П., представитель третьего лица ГБУЗ "ПОССМП", извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились.
В силу положений ст.167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, не является препятствием к рассмотрению дела в суде апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с положениями п. 20 ч. 1, ч. 2 ст. 30 Федерального закона " О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.3,4 настоящей статьи периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Из материалов гражданского дела следует, что Борисова О.П. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N в назначении страховой пенсии отказано ввиду недостаточности стажа на соответствующих видах работ. По мнению комиссии, специальный стаж истицы составил 21 г.2 мес.13 дн.
Принимая указанное решение, комиссия включила заявленные истицей периоды работы в календарном исчислении по тем основаниям, что кардиореанимационные бригады, в которой работала истица, не предусмотрены Перечнем структурных подразделений, работа в которых подлежит льготному исчислению. Кроме того, по периодам работы с ДД.ММ.ГГГГ наименование должности истицы не соответствует указанному в Перечне, работа в которых дает право на льготное исчисление стажа.
Кроме того, исключен из специального стажа период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по тем основаниям, что зачет таких периодов не предусмотрен действующим законодательном.
Согласно положениям п.3 Постановления от 16.07.2014 года N 665 " О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы( деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, утв.Постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 года и Правил исчисления периодов работы ... , утв. Постановлением Правительства РФ N781 от 29.10.2002 года. При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах "м" и "н" п.1 настоящего постановления применяются: Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совмина СССР от 17.12.59 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года; Постановление Совмина РСФСР от 06.09.1991 года N 464 " Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно; Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N1066 - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года.
Таким образом, в соответствии с вышеназванными нормами исчисление периодов деятельности производится по выбору гражданина либо в соответствии с Правилами, утв. Постановлением Правительства N781 либо в соответствии с действующим в спорный период законодательством.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев.
Указанными Правилами (п. 5 п.п. "б") и Перечнем (п. 2) предусмотрен льготный порядок зачета в стаж работы в должности медсестры-анестезиста в отделении (группе, палате, выездной бригаде скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.
Аналогичный порядок зачета стаж был предусмотрен для медсестер-анестезистов выездных бригад скорой медицинской помощи Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066.
Действующим до указанного постановления Постановлением СМ РСФСР N 464 от 06.09.1991 года был установлен вышеуказанный льготный порядок исчисления стажа в отношении работы в должностях среднего медицинского персонала отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии.
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности фельдшера кардиореанимационной бригады скорой помощи Пензенской больницы скорой помощи, в 1997 году переименованной в МУЗ " Городская больница скорой помощи".
В ДД.ММ.ГГГГ указанное учреждение реорганизовано в МУЗ " Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А. Захарьина", а в последующем в ГБУЗ "Городская станция скорой медицинской помощи".
ДД.ММ.ГГГГ в трудовую книжку истицы внесена запись, согласно которой ее следует считать работающей в должности фельдшера. ДД.ММ.ГГГГ истица переведена на должность фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде, ДД.ММ.ГГГГ - на должность фельдшера, ДД.ММ.ГГГГ - на должность медсестры - анестезистки группы реанимации и интенсивной терапии выездной бригады скорой медицинской помощи.
Спорными периодами являются периоды работы истицы в должности фельдшера кардиореанимационной бригады.
Анестезиолого-реанимационные бригады созданы на Станции скорой медицинской помощи во исполнение приказа Минздрава СССР от 29.12.1984 года N14905, которым было утверждено Положение о станции (отделении) скорой медицинской помощи. Указанным Положением было предписано организовать специализированные кардиологические и психиатрические бригады, а в городах с населением от 500 тыс. - анестезиолого-реанимационные, неврологические бригады. Кроме того, утверждены штатные нормативы медицинского персонала станции и Положение о фельдшере выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи. Согласно Указанному Положению на должность фельдшера допускается лицо, имеющее среднее медицинское образование по специальности "фельдшер" и прошедшее подготовку по оказанию медицинской помощи при неотложных состояниях, угрожающих жизни заболеваниях и владеющее методами реанимации.
Письмом Министерства здравоохранения СССР от 06.01.1987 года N02-14/1-14 определено, что вместо должности "медицинская сестра-анестезист" специализированных анестезиолого-реанимационных бригад разрешается на местах устанавливать должности фельдшеров после их специальной подготовки по анестезиологии-реаниматологии.
Согласно Положению об организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи, утвержденному приказом МЗ РФ от 26.03.1999 года N100, выездная бригада скорой медицинской помощи является структурной функциональной единицей станции скорой медицинской помощи. Выездные бригады подразделяются на фельдшерские и врачебные. Штатными нормативами медицинского и фармацевтического персонала станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи, утвержденными приказом Министерства здравоохранения РФ от 26.03.1999 года N100 предусмотрена должность "медицинская сестра-анестезист" группы реанимации и интенсивной терапии выездной бригады" и фельдшер (в составе специализированной бригады).
Согласно Порядка оказания скорой медицинской помощи, утвержденного Приказом Минздрава и соцразвития РФ от 01.11.2004 года N179 " Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи" основной функциональной единицей станции (подстанции), отделения скорой медицинской помощи является выездная бригада скорой медицинской помощи, в т.ч. фельдшерская, врачебная, интенсивной терапии и другие специализированные бригады. Врачебная выездная бригада скорой медицинской помощи включает в свой состав 1 врача, 2 фельдшеров (либо фельдшера и медицинскую сестру-анестезиста), санитара водителя и оказывает медицинскую помощь в соответствии со стандартами скорой медицинской помощи. Специализированная выездная бригада скорой медицинской помощи включает в свой состав 1 врача (соответствующего профиля), 2 средних медицинский работников (соответствующего профиля), санитара и водителя и оказывает медицинскую помощь в соответствии со стандартами скорой медицинской помощи. Выездная бригада скорой медицинской помощи работает по графику.
Приказом Пензенской городской больницы скорой помощи N от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ была создана комплексная бригада кардиореанимационого профиля, в состав которой вошли врачи и фельдшера. В соответствии с приказом N от ДД.ММ.ГГГГ в состав указанной бригады вошла истица.
Из анализа указанных документов во взаимосвязи с нормативными правовыми актами, регламентирующими статус выездных бригад скорой медицинской помощи, следует, что кардиреанимационная бригада являлась специализированной выездной бригадой реанимации и интенсивной терапии кардиологического профиля. В связи с чем, работа в данной бригаде дает право на льготное исчисление стажа.
Поскольку до ДД.ММ.ГГГГ наименование должности для льготного исчисления стажа не имело значения, истица занимала должность среднего медицинского персонала, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат зачету в стаж в льготном исчислении (1 год как 1 год 6 мес.).
Что касается периодов работы, имевших место после ДД.ММ.ГГГГ, то они обоснованно засчитаны в стаж в календарном исчислении, поскольку истица занимала должность фельдшера, которая не предусмотрена Перечнем должностей, работа в которых подлежит льготному исчислению.
Доводы истицы о том, что фактически она выполняла обязанности медсестры-анестезистки, суд правомерно не принял во внимание.
В Едином тарифно-квалификационном справочнике должностей, руководителей, специалистов и служащих" в разделе " Квалификационные характеристики работников в сфере здравоохранения" должности фельдшера скорой медицинской помощи и медсестры-анестезисты являются разными должностями.
Каких-либо письменных доказательств, подтверждающих работу в спорный период в должности медсестры-анестезистки, истица не представила. Из штатных расписаний учреждения следует, в штате учреждения до ДД.ММ.ГГГГ должности медсетер-анестезистов не были предусмотрены, а начиная с ДД.ММ.ГГГГ были установлены как должности фельдшеров, так и медсестер-анестезистов группы реанимации выездных бригад скорой медицинской помощи. При этом, в выездной кардиологической бригаде были предусмотрены только должности фельдшеров. Истица при наличии в штате должностей медсестер-анестезистов была переведена на нее только в ДД.ММ.ГГГГ. Работодатель, выдавая истице справку, уточняющую особый характер работ, подтвердил ее работу в должности фельдшера. В выписке из индивидуального лицевого счета, спорные периоды отражены как периоды, подлежащие календарному исчислению.
В связи с чем, оснований для льготного исчисления спорных периодов, начиная с ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
В соответствии с законодательством, приведенным выше, в состав выездных бригад могли включаться как медсестры-анестезисты, так и фельдшера, прошедшие специальную подготовку по анестезиологии-реаниматологии. Однако, это не означает, лицо, принятое на должность фельдшера фактически занимало должность медсестры-анестезиста, работа в которой дает право на льготное исчисление стажа.
Ссылка истицы на оплату труда в повышенном размере как на основание для льготного исчисления стажа суд обоснованно не принял во внимание, поскольку повышающий коэффициент к окладу устанавливался за сложность, интенсивность и напряженность в работе, т.е. за работу в составе группы реанимации и интенсивной терапии, а не за работу в должности медсестры-анестезиста. Предоставление дополнительных гарантий в рамках трудовых правоотношений не является безусловным и достаточным основанием для льготного исчисления стажа работы, поскольку условия, при которых гражданином реализовывается право на досрочное пенсионное обеспечение, регламентируется специальными нормами.
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица находилась на курсах повышения квалификации.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11.07.2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст.187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Таким образом, по смыслу данных правовых норм периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Истица направлялась на курсы повышения квалификации по распоряжению работодателя, указанные курсы относятся непосредственно к ее профессиональной деятельности и являются неотъемлемой и обязательной ее частью, вызваны необходимостью повышения профессиональных знаний и навыков истицы. При таких обстоятельствах, указанный выше период подлежит включению в специальный стаж.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На момент обращения с заявлением о назначении пенсии специальный стаж истицы с учетом спорных периодов составил 24 г. 1 мес. 10 дн., т.е. менее требуемых 30 лет, в связи с чем требования о признании права на досрочную пенсию являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Правовых доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Пензы от 06 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.