Пензенский областной суд в составе
судьи Гордеевой Н.В.,
при секретаре Юнусовой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шевякова В.Б. к Правительству Пензенской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Шевяков В.Б. обратился в суд с требованием к Правительству Пензенской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (далее - Управление Росреестра по Пензенской области) об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 84127 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для территории комбикормового завода, расположенного по адресу: "адрес"
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником пяти объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, кадастровая стоимость которого составляет "данные изъяты" руб. и значительно превышает размер его рыночной стоимости, определенной в отчете независимого оценщика, чем затрагивает его права при заключении в соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ договора аренды земельного участка.
Просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере равной его рыночной стоимости - "данные изъяты" руб. по состоянию на 01 января 2012 г.
Впоследствии, в связи с проведенной по делу судебной оценочной экспертизой, представитель Шевякова В.Б. по доверенности Поздняков А.Е. требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере равном его рыночной стоимости - "данные изъяты" руб., определенной на основании проведенной по делу судебной экспертизы.
Административный истец Шевяков В.Б., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, доверив представление своих интересов Позднякову А.Е. (доверенность от 19 июля 2016 г.), который в судебном заседании заявленные требования поддержал (с учетом уточнения), просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по Пензенской области - Павлуткина Е.В., действующая на основании доверенности от 09 июня 2016 г., оставила разрешение заявленных требований с учетом их уточнений на усмотрение суда, указав, что Управление Росреестра по Пензенской области не является субъектом спорных правоотношений, а административный истец - лицом, чьи права затрагиваются установленной кадастровой стоимостью земельного участка.
Представитель заинтересованного лица - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области - Балакина О.А., действующая на основании доверенности от 01 октября 2015 г., против удовлетворения заявленных требований возражала, сославшись на необоснованное привлечение органа кадастрового учета к участию в деле, а также отсутствие у административного истца права на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка.
Представитель заинтересованного лица - администрации г. Нижний Ломов Пензенской области по доверенности от 30 марта 2016 г. Кусмарова Ю.В. разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда.
Административный истец Шевяков В.Б. и представитель административного ответчика - Правительства Пензенской области в судебное заседание не явились, будучи надлежаще и своевременно уведомленными о времени и месте судебного заседания. Представитель Правительства Пензеснкой области направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что разрешение заявленных требований оставляют на усмотрение суда.
С учетом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, мнения явившихся в процесс сторон, положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определилрассмотреть дело при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе, путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела Шевяков В.Б. является собственником пяти объектов недвижимости с кадастровыми номерами: "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", расположенных на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 84127 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для территории комбикормового завода, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ( "данные изъяты" - л.д. 13-17).
15 июля 2015 г. Шевяков В.Б., действуя через представителя Кошева А.В., обратился в администрацию г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка, но сторонами указанный договор подписан не был (л.д. 157).
Согласно приложению N 1 к проекту договора аренды земельного участка величина ежегодной арендной платы исчисляется из кадастровой стоимости земельного участка (л.д. 150-152, 153).
В силу ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 6 постановления от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2,2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Таким образом, Шевяков В.Б., будучи собственником объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, имеющий исключительное право аренды земельного участка, обладает правом оспорить в установленном законом порядке результаты государственной кадастровой оценки данного земельного участка.
В этой связи суд отклоняет доводы представителя Управления Росреестра по Пензенской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области" об отсутствии у административного истца права на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка.
Также судом установлено, что кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 15 ноября 2013 г. N 850-пП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Пензенской области" и составляет - "данные изъяты" руб., что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д.7).
Данная кадастровая стоимость оспаривается в настоящее время.
Заявление Шевякова В.Б. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, поступившее 02 июня 2016 г. в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пензенской области, решением от 20 июня 2016 г. N отклонено (л.д. 71, 72-75).
При обращении в суд в обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке от 10 марта 2016 г. N, подготовленный ООО "НормаВэст", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" составила "данные изъяты" руб. по состоянию на 01 января 2012 г., а также положительное экспертное заключение от 28 марта 2016 г. N НП "СНО" (л.д. 18-57, 58-69).
Из статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 ст. 24.15 Закона об оценочной деятельности).
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена постановлением Правительства Пензенской области от 15 ноября 2013 г. N 850-пП по состоянию на 01 января 2012 г. (л.д. 110).
В этой связи рыночная стоимость земельных участков должна быть определена также по состоянию на 01 января 2012 г.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судом по ходатайству административного истца назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2012 г., проведение которой поручено эксперту - оценщику Пензенского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Ворфоломееву С.В. (л.д. 144, 177-178).
По результатам проведенной судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта N, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 01 января 2012 г. составила "данные изъяты" руб.(л.д.197-244).
Суд, проанализировав заключение эксперта, установил, что оно подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Представитель административного истца Шевякова В.Б. по доверенности - Поздняков А.Е. выводы экспертного заключения не оспаривал, на основании результатов экспертизы уточнил требования в порядке статьи 46 КАС РФ и просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 01 января 2012 г. в размере его рыночной стоимости - "данные изъяты" руб. (л.д. 253).
Административные ответчики, заинтересованные лица обоснованных возражений на заключение судебной оценочной экспертизы, а также доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение достоверность выводов судебной оценочной экспертизы, не представили, ходатайств о назначении повторной судебной оценочной экспертизы не заявили.
В силу предписаний статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" надлежит установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта N, т.е. в размере - "данные изъяты" руб., по состоянию на 01 января 2012 г.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20. Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В данном случае административный истец Шевяков В.Б. обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка 02 июня 2016 г., следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2016 г.
Доводы представителей Управления Росреестра по Пензенской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области, о том, что указанные органы не являются субъектами спорных правоотношений, следовательно, необоснованно привлечены к участию в деле, судом отклоняются в силу следующего.
Полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) в сфере государственного кадастра недвижимости установлены в Положении о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5 Положения Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости; создание комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; ведение фонда данных государственной кадастровой оценки и обеспечение проведения мониторинга рынка недвижимости в целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки; организацию проведения государственной кадастровой оценки.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р, Приказами Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 26.12.2011 N П/531 и пунктами 1, 12 Устава федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного Приказом Росреестра от 01.09.2011 N П/331, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиалов переданы полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета и определению кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
А потому, Росреестр, несмотря на делегирование части полномочий в сфере государственного кадастра недвижимости ФГБУ "ФКП Росреестра", сохраняет контрольные полномочия за деятельностью подведомственных бюджетных учреждений и не перестает являться органом кадастрового учета (пункт 1 Положения).
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является органом кадастрового учета, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Кроме того, в соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности Росреестр в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета, на который возложена обязанность по внесению сведений об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда в государственный кадастр недвижимости.
При таких обстоятельствах следует констатировать необходимость участия в деле в качестве административного ответчика и заинтересованного лица Управления Росреестра по Пензенской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области соответственно.
Доводы представителя административного ответчика - Правительства Пензенской области, приведенные в письменных возражениях на административный иск, о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в соответствии с действующим законодательством, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Пензенской области либо законность постановления Правительства Пензенской области, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки, не оспариваются, не могут быть приняты во внимание, поскольку достоверность результатов государственной кадастровой оценки земельных участков не входит в предмет проверки при рассмотрении заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В силу статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Учитывая то обстоятельство, что разрешение настоящего дела представляет собой форму реализации административным истцом права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается административным ответчиком, судебные расходы относятся на административного истца и взысканию с административного ответчика не подлежат.
Руководствуясь статьями 175, 177-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Шевякова В.Б. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 84127 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для территории комбикормового завода, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 01 января 2012 г. в размере его рыночной стоимости - "данные изъяты" ( "данные изъяты") рублей.
Датой подачи Шевяковым В.Б. заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 02 июня 2016 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пензенского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 24 октября 2016 г.
Судья Н.В. Гордеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.