Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шитиковой Т.М.,
судей Хлебникова А.Е., Бобриковой Л.В.,
при секретаре Шаровой С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Синельщиковой В.А. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 12 июля 2016 года,
установила:
Синельщикова В.А. обратилась в суд с иском к администрации г.Смоленска и ОАО "Жилищник" о возложении обязанности по проведению ремонта окон в многоквартирном жилом ... В обоснование иска указала на ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления, как наймодателем названного жилого дома, и ОАО "Жилищник", как управляющей организацией жилым многоквартирным домом, своих обязанностей по проведению соответствующих ремонтных работ.
Синельщикова В.А. в судебное заседание не явилась, ее представитель Остапов Л.О., уточнив исковые требования, просил возложить на администрацию обязательство в срок до (дата) произвести замену оконных блоков в количестве 4 штук в доме, а на ОАО "Жилищник" возложить обязательство в тот же срок провести текущий ремонт оконных блоков в количестве 16 штук в соответствии с выводами экспертизы, а также взыскать с ответчиков госпошлину и судебные расходы на оплату услуг представителя
Представитель ответчика - администрации г. Смоленска, Кирьязиева К.С. возражала против удовлетворения иска, сославшись на его необоснованность.
Представитель ответчика - ОАО "Жилищник", Грачева М.С. в судебном заседании ссылалась на отсутствие законных оснований для удовлетворения исковых требований.
Решением Ленинского районного суда города Смоленска от 12 июля 2016 года в удовлетворении иска Синельщиковой В.А. отказано.
В апелляционной жалобе представитель Синельщиковой В.А. - Остапов Л.О., просил решение отменить, повторяя доводы искового заявления о том, что обязанность по капитальному ремонту сохраняется за бывшим наймодателем до ее исполнения. При этом в соответствии с ч.2 ст.162 ЖК РФ проведение текущего ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме является обязанностью управляющей организации.
В суд апелляционной инстанции истец Синельщикова В.А. не явилась, представитель истца Остапов Л.О. поддержал доводы жалобы.
Представитель ответчика - администрации г. Смоленска, Барузнов И.П. просил оставить решение суда без изменения, указывая на то, что истец как наниматель жилого помещения по договору социального найма, не имела права обращаться в суд с требованиями о проведении капитального ремонта к администрации.
Представитель ответчика - ОАО "Жилищник", надлежаще извещенный, в суд не явился, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представил.
На основании п. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Хлебникова А.Е., проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя истца и ответчика - администрации г. Смоленска, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Синельщикова В.А. зарегистрирована и проживает в ... с (дата) (л.д.7).
(дата) Синельщиковой В.А. выдан ордер N на право занятия одной комнаты в указанном жилом помещении (л.д.8).
Управляющей организацией в отношении названного жилого дома в настоящее время является ОАО "Жилищник" (л.д.6).
По ходатайству истца судом назначалась строительно-техническая и оценочная экспертиза, проведение которой было поручено ООО " "данные изъяты"". Согласно заключению эксперта, в многоквартирном ... требуется ремонт окон в четырех подъездах. Для устранения имеющихся недостатков необходимо проведение текущего ремонта оконных блоков в количестве 16 штук и замены оконных блоков в количестве 4 штук (л.д.32-45).
Оконный блок в целом представляет собой конструктивный элемент жилого дома и его замена относится к капитальному ремонту, что согласуется с положениями п. 2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N170, а также п. 4 Приложения N8 к указанным Правилам.
При этом в соответствии с экспертизой капитальный ремонт требовался в (дата) , то есть после введения в действие нового Жилищного кодекса РФ 01 марта 2005 года.
Истец обратилась с требованием о выполнении капитального ремонта за счет средств одного из собственников многоквартирного дома - администрации г.Смоленска.
В то же время, в соответствии с положениями ст. 158 ЖК РФ, обязанность по финансированию капитального и текущего ремонта многоквартирного дома возложена на собственников помещений в таком доме соразмерно их доле в праве общей собственности на это имущество, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме согласно ч.2 ст.154 ЖК РФ включает в себя, в том числе, плату за содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Как следует из п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, принятие решения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч.3 ст.39 ЖК РФ, правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 (в ред. от 09 июля 2016 года) (далее Правил), регулирующих отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
Решение о необходимости проведения ремонтов должно быть основано на акте осмотра, составленного в порядке п.п. 13, 14 Правил, устанавливающего и подтверждающего необходимость проведения ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Истец Синельщикова В.А. занимает жилое помещение по договору социального найма и собственником жилого помещения не является.
В силу ст.154 ЖК РФ, наниматель не является плательщиком взносов на капитальный ремонт общего имущества, который проводится за счет собственников жилищного фонда.
В соответствии с ч.2 ст.66 ЖК РФ, при неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшения платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя.
Также, согласно п.5 ч.1 ст.67 ЖК РФ, такой наниматель имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, анализ приведенных норм свидетельствует об отсутствии у нанимателя Синельщиковой В.А. права требовать возложения на одного из собственников многоквартирного дома - администрацию г.Смоленска, обязанности проведения работ капитального характера в отношении четырех окон подъездов, которые относятся к общему имуществу данного дома.
Иные, предусмотренные действующим законодательством требования, истцом к наймодателю не предъявлялись.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия полагает законным и обоснованным вывод суда первой инстанции, сводящийся к отсутствию оснований для удовлетворения заявленных Синельщиковой В.А. об обязании администрации г.Смоленска осуществить замену окон подъездов при отсутствии сведений о принятии такого решения общим собранием собственников многоквартирного дома.
Обоснованным является и вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований об обязании ОАО "Жилищник" произвести текущий ремонт шестнадцати окон в подъездах дома, где проживает истец по договору социального найма.
Так, согласно п. 4.1 ч. 2 ст.44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится также принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
В силу п. 18 Правил текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждения и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих конструкций, лифтов).
В соответствии с п.п. 17, 35 Правил собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования, соразмерные утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Таким образом, возложение на управляющую организацию обязанностей по содержанию общего имущества в многоквартирном доме не освобождает собственников помещений в этом доме от решения вопросов о содержании этого имущества путем проведения общего собрания по вопросам, отнесенным законом в его компетенции, в том числе по вопросам о проведения текущего ремонта общего имущества и, соответственно, о порядке его финансирования.
Согласно ч.1.2 ст.161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством РФ.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила, устанавливающие порядок оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290.
Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в договоре управления многоквартирным домом в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией (пп. Б п. 2 данных Правил).
Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения являются существенными условиями договора управления многоквартирным домом (ч.3 ст.162 ЖК РФ). Так, если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, то она в перечне, объемах и качестве услуг и работ должна учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно - климатические условия расположения многоквартирного дома.
Из материалов дела следует, что истец обратилась с требованием к ОАО "Жилищник" выполнить текущий ремонт окон в подъездах за счет ответчика.
В то же время, по смыслу перечисленных правовых норм ремонт общего имущества многоквартирного дома проводится по решению общего собрания собственников помещений в этом доме и за счет этих собственников.
Вместе с тем, общее собрание собственников помещений в многоквартирном ... не принимало решения о необходимости проведения ремонта указанного общего имущества дома и источниках его финансирования, что никем не оспаривается.
В суд первой инстанции представлялся договор управления названным многоквартирным домом от (дата) между ОАО "Жилищник" и собственниками помещений дома.
В то же время, в нарушение ст.56 ГПК РФ, сведений о включении в этот договор, содержащий соответствующий перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имуществ, работ по текущему ремонту оконных блоков в подъездах указанного жилого дома, истцом не представлено. В суде апелляционной инстанции представитель истца заявил об отсутствии у него такого перечня работ и услуг.
Не имеется также и доказательств, что выявленные экспертизой недостатки оконных блоков (износ 35%) требовали незамедлительного ремонта, угрожали безопасности жителей дома.
Иные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку они направлены на переоценку исследованных судом доказательств и подтвержденных ими обстоятельств. Указанные доводы жалобы являлись основанием процессуальной позиции истца и предметом судебного разбирательства, исследованы судом и подвергнуты критической оценке, результаты которой изложены в постановленном решении.
Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судебной коллегией не установлено.
Помимо этого, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что собственники помещений многоквартирного дома не лишены возможности принять на общем собрании решение о проведении капитального и текущего ремонта оконных блоков в подъездах, определив в указанном решении источник финансирования мероприятий по ремонту, либо включить проведение текущего ремонта окон в подъездах в перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с п.13 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции находит, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Ленинского районного суда города Смоленска от 12 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Синельщиковой В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.