Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Коженовой Т.В., Шнытко С.М.,
при секретаре Трищенкове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ющенко Р.Р. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 27 июля 2016 года, которым ей отказано в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., судебная коллегия
установила:
Ющенко P.P. обратилась в суд с иском к ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области" Минтруда России, Департаменту Смоленской области по здравоохранению об изменении формулировки причины инвалидности. В обоснование иска Ющенко P.P. указала, что (дата) года она была эвакуирована в Россию, в город "данные изъяты" Смоленской области, в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. В результате аварии она подверглась радиоактивному излучению, что привело к возникновению у нее заболеваний, приведших к инвалидности. В связи с несвоевременным направлением ее в межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний с воздействием радиации ей была установлена причинная связь развивающихся у нее заболеваний и инвалидности с воздействием радиационных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в "данные изъяты" году. Однако она имела заболевания, развившиеся вследствие воздействия радиации с "данные изъяты" года. Незаконными действиями ответчиков было нарушено ее право на получение компенсационных выплат за прошлое время.
В судебное заседание истица не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области" Минтруда России в судебное заседание не явился, ответчик исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на иск, указав, что освидетельствование истицы в "данные изъяты" году проводилось на основании имеющихся документов, в которых отсутствовали данные о причинной связи заболеваний истицы.
Представитель ответчика Департамента Смоленской области по здравоохранению в судебное заседание также не явился, ответчик в письменных возражениях на иск требования не признал, указав, что Департамент Смоленской области по здравоохранению является ненадлежащим ответчиком по заявленному спору об изменении формулировки инвалидности.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 27 июля 2016 года в удовлетворении исковых требований Ющенко Р.Р. к федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Департаменту Смоленской области по здравоохранению об изменении формулировки причины инвалидности отказано.
В апелляционной жалобе Ющенко Р.Р. просит отменить решение суда и принять по делу новое, которым удовлетворить исковые требования, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание апелляционной инстанции истица не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика Департамента Смоленской области по здравоохранению в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика ФКУ "ГБ МСЭ по Смоленской области" Минтруда России, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно.
Руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы (п.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
Закон Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 03.07.2016) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ N1244-1) направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (дата) года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
Статьей 14 Закона РФ N1244-1 от 15 мая 1991г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлены меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.
Согласно ст. 24 Закона РФ N1244-1 под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы (абз.6).
Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.
Положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности утверждается органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ).
В соответствии со ст.50 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, действовавшими на момент первичного обращения истицы в ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области" Минтруда России, медико-социальная экспертиза производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что (дата) года Ющенко P.P. была эвакуирована из зоны отчуждения в г. ... области в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
В "данные изъяты" году Ющенко P.P. была установлена инвалидность "данные изъяты" группы по общему заболеванию, с "данные изъяты" года группа инвалидности была установлена бессрочно.
Решением Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лицам, подвергшимся радиационным воздействиям ФГУ "Российский научный центр рентгенрадиологии" от (дата) года N постановленозаключение, согласно которому установлена причинная связь развившихся у Ющенко P.P. заболеваний и инвалидности с воздействием радиационных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 16).
В 2008 году истица с указанным заключением обратилась в ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области" Минтруда России, по результатам освидетельствования в котором решением бюро от (дата) года Ющенко P.P. установлена "данные изъяты" группа инвалидности бессрочно по причине "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" (л.д. 10).
После её обращения с заявлением в ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области" Минтруда России об изменении причины инвалидности с приложением необходимых документов была изменена причина инвалидности "общее заболевание" на "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с действующим законодательством причина инвалидности изменяется со дня представления в учреждение медико-социальной экспертизы документов, подтверждающих обстоятельства возникновения увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, приведших к инвалидности.
Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
По результатам проведенной судебно-медицинской экспертизы, в материалы дела представлено заключение от (дата) года N, выполненное экспертами ОГБУЗ "Смоленское областное бюро судебно-медицинской экспертизы", согласно которому в период времени с "данные изъяты" года по "данные изъяты" год у Ющенко P.P. были диагностированы патологии со стороны сердечно-сосудистой системы (приведены названия заболеваний), органов внутренней секреции (приведены названия заболеваний), органов пищеварения (приведены названия заболеваний, нервной системы и психики (приведены названия заболеваний), со стороны костной системы (приведены названия заболеваний), со стороны мочевыводительной системы (приведены названия заболеваний), со стороны половой сферы (приведены названия заболеваний), со стороны органов зрения и слуха (приведены названия заболеваний), со стороны органов кроветворения (приведены названия заболеваний).
Перечисленные выше заболевания не включены в Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, действовавший до (дата) года, утвержденный приказом Минздрава РФ и Минтруда РФ от 26 мая 1999г. N198/85.
Проанализировав изложенные нормы права и материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований об изменения формулировки причины инвалидности.
С таким выводом суда судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на правильно установленных обстоятельствах дела, правильном толковании и применении норм материального права и подтвержден материалами дела.
Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N181-ФЗ) порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 1).
Правоотношения по установлению причин инвалидности у лиц, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, регулируются специальным законодательством.
Во исполнение указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации 20 февраля 2006 года издало Постановление N 95, которым утвердило Правила признания лица инвалидом (далее - Правила), определяющие порядок и условия признания лица инвалидом, порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу, сроки и порядок проведения медико-социальной экспертизы и переосвидетельствования, порядок обжалования решений федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.
На основании п.11 Правил в случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.
В соответствии с п.14 Правил в случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации. При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16 декабря 2008 г. N 1085-О-П, приобретение специального правового статуса "инвалид вследствие чернобыльской катастрофы" осуществляется в рамках особой правоприменительной процедуры, которая предполагает установление межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями причинной связи между повлекшим инвалидность заболеванием и радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, как это предусмотрено частью 7 статьи 24 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно статье 24 Закона РФ N1244-1 установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.
Таким образом, определяя гражданам меры социальной защиты, закрепленные в Законе РФ N1244-1, федеральный законодатель предусматривает, что установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.
Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы осуществляют возложенные на них полномочия с учетом и на основании тех решений, которые вынесены межведомственными экспертными советами.
При отсутствии заключения специального уполномоченного органа межведомственного экспертного совета о наличии причинно-следственной связи между заболеванием, имеющимся у гражданина, и радиационным воздействием вследствие аварии на ЧАЭС федеральное учреждение медико-социальной экспертизы не вправе устанавливать причину инвалидности - заболевание связано с последствиями аварии на ЧАЭС.
Закон РФ N1244-1 не предусматривает возникновение права на соответствующие меры социальной поддержки ранее установления связи имеющихся заболеваний с последствиями катастрофы на ЧАЭС. Следовательно, данное право возникает с момента установления такой связи, т.е. вынесения соответствующего решения межведомственным экспертным советом.
При этом возможность установления причинно-следственной связи с момента наступления вредных последствий, названным Законом не предусмотрена, поскольку специфика течения заболеваний, обусловленных радиационным воздействием, не дает возможности определить, в какой момент для человека наступают вредные последствия (начало болезни, ее течение, выявление сопутствующих заболеваний).
Законодатель связывает возникновение права с моментом установления межведомственным экспертным советом причинно-следственной связи и не предусматривает вынесение этого решения за прошлое время.
Согласно п. 20 Постановления Минтруда РФ от 15.04.2003 N 17 "Об утверждении разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 15 апреля 2003 года N 17, причина инвалидности изменяется со дня представления в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы документов, подтверждающих обстоятельства возникновения увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, приведших к инвалидности.
Поскольку истица до "данные изъяты" года не обращалась в ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области" Минтруда России по вопросу изменения формулировки причины инвалидности, суд первой инстанции правильно указал, что установление инвалидности за период, предшествующий обращению заявителя в учреждение медико-социальной экспертизы, Правилами признания лица инвалидом, разъяснением Минтруда Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N1 "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", какими-либо другими нормативными актами не предусмотрено.
В этой связи действия ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области" Минтруда России соответствуют действующему законодательству.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отказе истице в иске, является обоснованным и правомерным, основанным на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права.
Доводы жалобы истицы о том, что при вынесении решения суд не оценил заключение N Клинической больницы города "данные изъяты" за "данные изъяты" год, судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального и процессуального права.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют правовую позицию, высказанную в суде первой инстанции, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств, доказательств, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
Юридически значимые обстоятельства судом были установлены правильно, представленным сторонами доказательствам в решении дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 27 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ющенко Р.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.