Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Малькова А.Г.,
судей: Ивановой О.А., Холиковой Е.А.,
при секретаре: Сысоенковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования "Велижский район" Смоленской области на решение Велижского районного суда Смоленской области от 23 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи Холиковой Е.А., возражения прокурора Сташевского М.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными, судебная коллегия,
установила:
Прокурор Велижского района, в интересах неопределенного круга лиц, уточнив требования, обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования "Велижский район" Смоленской области (далее - Администрация), Департаменту Смоленской области по природным ресурсам и экологии (далее - Департамент) о признании незаконным бездействие Департамента в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также принятия мер организационного характера для ликвидации несанкционированных свалок; о признании незаконным бездействия Администрации в части участия в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также участия в принятии мер организационного характера для ликвидации несанкционированных свалок; о возложении обязанностей: на Департамент - принять меры по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора а на Администрацию - принять участие в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на участке местности, расположенном ... В обоснование иска указал, что (дата) в ходе прокурорской проверки на вышеуказанном участке местности была обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора. Обязанность по организации раздельного сбора, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов законодательством возложена на Администрацию, а Департамент является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, экологической безопасности и природопользования на указанной территории. Непринятие административными ответчиками достаточных мер по ликвидации свалки является нарушением прав неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования "Велижский район" на благоприятную окружающую среду от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
В судебном заседании помощник прокурора Ковалев В.В. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Администрации Федорова Е.А. административный иск не признала, пояснив, что Администрация свои обязанности по организации в части сбора и вывоза бытового мусора исполнила и в соответствии с действующим законодательством не может и не должна брать на себя дополнительные обязанности по организации деятельности относительно ликвидации несанкционированной свалки. Полагала, что данная обязанность возникла у Департамента.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Департамента, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. В представленных возражениях административный иск не признал, указав, что меры организационного характера для ликвидации несанкционированной свалки на территории муниципального образования "Велижский район" должны приниматься лицом, осуществившем размещение обнаруженных отходов, а в случае его не установления - Администрацией МО "Велижский район", в чью компетенцию входит организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Решением Велижского районного суда Смоленской области от 23.06.2016 административный иск прокурора удовлетворен в части предъявленных требований к Администрации. Суд признал незаконным бездействие в части участия в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также участия в принятии мер организационного характера для ликвидации несанкционированных свалок; возложил на Администрацию обязанность принять участие в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на участке местности, расположенном ... , а также обязал в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения в законную силу сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в Велижский районный суд и прокурору Велижского района. В удовлетворении административного иска к Департаменту отказано.
В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении предъявленных к Администрации требований в части признания незаконным бездействия - отказать, а в части возложения на Администрацию обязанностей - производство прекратить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела; не доказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела; неправильное применение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения на основании ч. 1 ст. 308 КАС РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона N 7-ФЗ, ч. 2 ст. 21, ч.1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Как следует из ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
В силу ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ к полномочиям субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в том числе, организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Пунктами 1.2, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, (дата) прокуратурой Велижского района была проведена проверка исполнения санитарного законодательства в части размещения отходов на территории муниципального образования "Велижский район", в результате которой на территории поселения была выявлена несанкционированная свалка, расположенная ...
Несанкционированная свалка находится в границах территории муниципального образования "Велижское городское поселение", государственная собственность на земельные участки в указанном месте не разграничена, собственник земельного участка отсутствует. Наличие свалки в указанном месте подтверждено представленным прокурором иллюстрационным материалом, схемой ее места расположения, справкой с координатами GPS (л.д. 6-7, 8, 46) и сторонами по делу не оспаривалось.
По данным филиала ФГБУ "ФКП Росерестра по Смоленской области", не имеется сведений о сформированных земельных участках, наличии собственников и вида собственности по точкам с координатами Х- "данные изъяты", Y- "данные изъяты" (л.д. 40-41).
С 01 января 2013 года исполнение полномочий городского поселения на территории МО "Велижское городское поселение" осуществляет Администрация МО "Велижский район". Данное полномочие вытекает из положений ч. 5 ст. 15, ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 3.1 ст. 29 Устава МО "Велижский район", п. 19 ч. 1 ст. 7, п. 18 ч. 7 ст. 29, ч. 1 ст. 29 Устава МО "Велижское городское поселение" и Решения Совета депутатов Велижского городского поселения от 26.12.2012 N 48.
Удовлетворяя заявленные требования прокурора и возлагая ответственность на Администрацию МО "Велижский район", суд первой инстанции, проанализировав положения Федеральных законов от 06.10.2003 N 131-ФЗ, от 24.06.1998 N 89-ФЗ, от 10.01.2002 N 7-ФЗ и от 30.03.1999 N 52-ФЗ, исходя из установленных по делу обстоятельств, пришел к обоснованным выводам о том, что установленное в ходе проверки прокуратурой района наличие несанкционированной свалки свидетельствует о нарушении Администрацией законодательства в области обращения отходов, а также санитарного законодательства, подтверждает факт незаконного бездействия Администрации и оказывает вредное воздействие на условия жизни граждан поселения; доказательств загрязнения указанной территории конкретными землепользователями либо расположения несанкционированной свалки вне пределов территории муниципального образования, административным ответчиком не представлено.
Судебная коллегия также находит правомерными выводы суда об отсутствии незаконного бездействия со стороны Департамента и отсутствии оснований для возложения на него ответственности.
Принимая во внимание положения ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Положение о Департаменте, утвержденное постановлением Администрации Смоленской области от 09.07.2012 N 427, суд первой инстанции обоснованно установил, что к полномочиям Департамента относится организационная обязанность в обеспечении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обеззараживанию и захоронению твердых коммунальных отходов без непосредственного участия в ликвидации несанкционированных свалок.
Объявление Департаментом открытого конкурса на оказание услуг "Разработка территориальной схемы обращения с отходами в том числе, с твердыми коммунальными отходами Смоленской области" свидетельствует о принятии Департаментом мер организационного характера к ликвидации свалок, в связи с чем, иск прокурора к Департаменту правомерно оставлен судом без удовлетворения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они мотивированы и соответствуют вышеуказанным требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела
Доводы апелляционной жалобы о том, что вопросы, связанные с участием в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории МО "Велижское городское поселение" не относятся к компетенции Администрации, что в решении не приведен конкретный перечень действий, который Администрация должна совершить, не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ в редакциях, действовавших до 01.01.2016, к вопросам местного значения городского поселения относилась организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Пункт 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относил организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В редакции, действующей с 01.01.2016, приведенный пункт 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Закрепление указанной выше обязанности предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
В соответствии с пп. 7.2. п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к органам государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Отсутствие в обжалуемом решении суда конкретного перечня действий, необходимого для устранения несанкционированной свалки, не является основанием для отмены состоявшегося судебного акта, поскольку Администрация должна исполнить установленные судом обязанности в соответствии с возложенными не нее полномочиями действующим законодательством. Установление перечня конечных конкретных действий по исполнению решения суда отнесено к исключительной компетенции Администрации.
Указание в апелляционной жалобе на нарушение судом норм процессуального права, выразившееся в нарушении порядка рассмотрения дела, основано на неправильном толковании норм процессуального права.
Так, п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ установлено, что административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании бездействия органов государственной власти и должностных лиц, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают в порядке, предусмотренном КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 1).
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 4).
Прокурор Велижского района обратился с требованиями об оспаривании бездействий Администрации и Департамента, в связи с чем дело правомерно рассмотрено судом первой инстанции в порядке, предусмотренном КАС РФ.
При изложенных обстоятельствах поданная апелляционная жалоба не содержит каких-либо юридически значимых обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение правильность принятого судом решения, поскольку она не содержит ссылок на неисследованные судом обстоятельства, направлена на иную оценку доказательств по делу, что само по себе не может свидетельствовать о незаконности принятого судом решения.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Велижского районного суда Смоленской области от 23 июня 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Велижский район" Смоленской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.