Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Гедыгушева М.И.,
при секретаре судебного заседания Новосельцевой И.А.,
с участием представителя административного истца Лемешко А.Н.
по доверенности Тимофеевой Н.А.,
представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Кийковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лемешко ФИО8 к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, филиалу ФГБУ "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Лемешко ФИО9 обратился в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 26:31:010125:86, площадью 482,50 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Железноводск, ул. Ленина, 102-Б, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015 года в размере 8107600 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ему на основании свидетельства о государственной регистрации права N от 26.03.2015г. принадлежит объект незавершенного строительства - магазин с подвалом и мансардой, с кадастровым номером 26:31:010125:86, с назначением - объект незавершенного строительства, степень готовности 75%, площадью 482,50 кв.м., расположенный по адресу: Ставропольский край, город Железноводск, улица Ленина, 102Б.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N1382 "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае" утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, оценка которых проводилась по состоянию на 01 января 2015 года.
По результатам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, кадастровая стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 26:31:010125:86 установлена в размере 49530316,73 рублей.
В п. 24.18 ФЗ N135 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сказано, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Административный истец посчитал, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости указанного объекта недвижимости затрагивают его права как плательщика земельного налога, поскольку кадастровая стоимость в разы превышает его рыночную стоимость, что вследствие ведёт к неправомерному увеличению налога и обратился в "данные изъяты"" для определения реальной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Согласно независимой оценке, проведенной оценщиком ФИО5, рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 26:31:010125:86 определена по состоянию на 01 января 2015 года в размере 8 107 600 рублей.
По итогам проведения экспертизы Некоммерческим партнерством Саморегулируемой организации оценщиков "Экспертный совет" отчет NКС 107/2016 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N135-Ф3 и требованиям стандартов.
Таким образом, административный истец полагает, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости спорного объекта недвижимости являются недостоверными и нарушают его права как налогоплательщика налога, поскольку выявлено, что кадастровая стоимость, внесенная в сведения ГКН, в разы превышает реальную рыночную стоимость заявленного объекта.
В судебном заседании представитель административного истца Лемешко А.Н.
по доверенности Тимофеевой Н.А., поддержала заявленные требования, но с учетом экспертного заключения их уточнила и просила установить кадастровую стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 26:31:010125:86 в размере его рыночной стоимости в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы равной 16 506000 рублей по состоянию на 01.01.2015 года.
Представитель ФГБУ ФКП Росреестра по Ставропольскому краю Кийкова Е.А. исковые требования не признала, однако с учетом проведенной по делу судебно-оценочной экспертизы, замечаний, претензий к достоверности которой у них не имеется, просила принять законное и обоснованное решение.
В судебное заседание не явились: административный истец Лемешко А.Н., представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерства имущественных отношений Ставропольского края, администрации г. Железноводска, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, уведомленных должным образом и своевременно о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования, с учетом уточнений, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Кадастровая стоимость объекта капитального строительства устанавливается для целей налогообложения. Для установления кадастровой стоимости объекта недвижимости проводится государственная кадастровая оценка, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этого лица, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу частей 1 и 2 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ в случае внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующего сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, влекущем за собой изменение его кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В таком случае датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.
Согласно абзацам 5 и 6 части 16 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагаются отчет об оценке объекта оценки и положительное экспертное заключение о соответствии этого отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.
Экспертиза отчета об оценке объекта проводится, в том числе в целях проверки отчета на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (абзац 2 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (часть 3 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 N 1382 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае по состоянию на 01.01.2015 года.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется с учетом особенностей установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектами налогообложения.
В соответствии со ст. 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 401 НК РФ, объект незавершенного строительства является объектом налогообложения.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права N от ДД.ММ.ГГГГ года, Лемешко А.Н. на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства - магазин с подвалом и мансардой, площадью 482,50 кв.м., кадастровый номер 26:31:010125:86, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Железноводск, ул. Ленина, 102Б.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость объекта незавершенного строительства по результатам государственной кадастровой оценки земель, определена на 01 января 2015 года в размере 49530 316, 73 рублей.
10.12.2015 г. кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости внесена в ГКН, что подтверждается кадастровой справкой от 15.04.2016 года.
По итогам независимой оценки, проведенной "данные изъяты"" подготовлен отчет N N от 11.08.2016 года, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 26:31:010125:86 определена по состоянию на 01.01.2015 года, в размере 8107 000 рублей.
16.08.2016 года, в отношении отчета об оценке N N, "данные изъяты"" была проведена экспертиза, по результатам которой экспертом было дано положительное заключение N N.
Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающего требования и возражения лиц, участвующего в деле, а также иных обстоятельств, имеющего значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Каждая сторона в силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своего требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.
Согласно части 1 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующего специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Исходя из приведенных правовых предписаний, суд удовлетворил ходатайство заявителя о проведении судебной оценочной экспертизы по вопросу определения рыночной стоимости земельных участков.
По заключению судебной экспертизы N-Э от 07.10.2016 года, выполненной экспертом "данные изъяты"", рыночная стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 26:31:010125:86, площадью 482,50 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Железноводск, ул. Ленина, 102-Б, по состоянию на 01.01.2015 года установлена в размере 16 506000 (шестнадцать миллионов пятьсот шесть тысяч) рублей.
В судебном заседании суда представитель истца пояснила, что согласна с выводами судебной экспертизы.
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьёй 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Согласно части 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт (комиссия экспертов) дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение.
Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющегося в административном деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в его совокупности.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется. Ходатайство о назначении по делу повторной или дополнительной экспертизы ответчики, суду не заявили. Вместе с тем, положения части 1 статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагают на административных ответчиков бремя представления доказательств, подтверждающих недостоверность сведений о величине рыночной стоимости объекта недвижимости, в случае возражения административных ответчиков против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Поскольку доказательств, опровергающих изложенные в экспертном заключении N-Э от 07 октября 2016 года выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, заинтересованными лицами не представлено, суд проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает возможным определить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости равной 16 506000 (шестнадцать миллионов пятьсот шесть тысяч) рублей.
При этом, согласно абзацу 4 статьи 24.18 Закона "Об оценочной деятельности", п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N28 от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость.
Таким образом, суд считает необходимым установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 26:31:010125:86 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015 года, поскольку указанная дата является датой определения кадастровой стоимости.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
требования Лемешко ФИО10 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 26:31:010125:86, площадью 482,50 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Железноводск, ул. Ленина, 102-Б, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015 года в размере 16 506000 (шестнадцать миллионов пятьсот шесть тысяч) рублей.
Административный иск об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости поступил в суд 19.08.2016 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи жалобы в Ставропольский краевой суд.
Мотивированное решение составлено 18 октября 2016 года.
Судья: М.И. Гедыгушев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.