Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Гедыгушева М.И.,
при секретаре судебного заседания Мельниковой Н.А.,
с участием представителя административного истца Айрапетяна А.Г.
по доверенности Арзуманова А.А.,
представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Кийковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Айрапетяна ФИО9 к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Айрапетян ФИО10 обратился в суд с административным иском
об установлении по состоянию на 01.01.2015 года кадастровой стоимости равной ее рыночной стоимости в отношении следующих объектов недвижимого имущества:
- земельного участка с кадастровыми номерами 26:33:070101:118, общей площадью 33 908 кв.м., расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Ермолова 32-а, в размере 7462811,72 рублей.
- нежилого здания литер "Р", "Р1", "Р2", наименование - склад, кадастровый номер 26:33:130503:814, площадью 880,3 кв.м., расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Ермолова 32-а, в размере 4 485 000 рублей.
- нежилого здания литер "Б", наименование - контора, кадастровый номер 26:33:070101:515, площадью 362.6 кв.м., расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Ермолова 32-а, в размере 1 890 000 рублей.
- нежилого здания литер "П", "П1", "П2", наименование - склад, кадастровый номер 26:33:130503:1217, площадью 859,8 кв.м., расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Ермолова 32-а, в размере 4 549 000 рублей.
- нежилого здания литер "О", наименование - склад, кадастровый номер 26:33:070101:535, площадью 1413,5 кв.м., расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Ермолова 32-а, в размере 7 491 000 рублей.
- нежилого здания литер "Ю", наименование - склад - холодильник, кадастровый номер 26:33:070101:539, площадью 5763,2 кв.м., расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Ермолова 32-а, в размере 30 490 000 рублей.
- нежилого здания литер "Е", наименование - бытовка, кадастровый номер 26:33:070101:523, площадью 256 кв.м., расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Ермолова 32-а, в размере 1 370 000 рублей.
- нежилого здания литер "Е1", наименование - цех компрессорный, кадастровый номер 26:33:070101:541, площадью 256 кв.м., расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Ермолова 32-а, в размере 2317000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании договора аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ истцу принадлежит земельный участок с кадастровым номером: 26:33:070101:118, общей площадью 33 908 квадратных метров, расположенный по адресу: г. Пятигорск, ул. Ермолова 32-а, вид разрешенного использования - под комплексом зданий промышленного объекта.
В соответствии с п. 1.9 Договора, участок является объектом муниципальной собственности города Пятигорска. В соответствии с п. 2.1 договора, срок аренды участка установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости согласно Кадастрового паспорта земельного участка ФГБУ "ФКП Росреестра" по СК от 17.06.2016 г., составляет 41 649 535,48 рублей.
Кроме того, на указанном земельном участке находятся принадлежащие Айрапетяну А.Г. на граве собственности нежилые здания, расположенные по адресу: г. Пятигорск, ул. Ермолова 32а:
-литер Р, Р1, Р2, наименование - склад, площадью 880,3 кв.м., кадастровый номер 26:33:130503:814;
-литер Б, наименование - контора, площадью 362.6 кв.м., кадастровый номер 26:33:070101:515;
- литер П, П1, П2, наименование - склад, площадью 859,8 кв.м., кадастровый номер 26:33:130503:1217;
- литер О, наименование - склад, площадью 1413,5 кв.м., кадастровый номер 26:33:070101:535;
- литер Ю, наименование - склад - холодильник, площадью 5763,2 кв.м., кадастровый номер 26:33:070101:539;
- литер Е, наименование - бытовка, площадью 256 кв.м., кадастровый номер 26:33:070101:523;
- литер Е1, наименование - цех компрессорный, площадью 256 кв.м., кадастровый номер 26:33:070101:541.
Согласно кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости ФГБУ "ФКП Росреестра" по СК от 17.06.2016 г., по состоянию на 01 января 2015 года, кадастровая стоимость нежилого здания:
- литер Р, PI, Р2 составляет 19 324 309,60 рублей;
- литер Б, составляет 4 415 646,70 рублей;
- литер П, П1, П2 составляет 18 874 294,44 рублей;
- литер О, составляет 47 247 640,62 рублей;
- литер Ю, составляет 126 513 530,70 рублей;
- литер Е, составляет 8 793 255,89 рублей;
- литер Е1, составляет 10 098 581,87 рублей.
Считает, что внесенные ответчиком в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка, а так же кадастровая стоимость нежилых зданий не соответствует их рыночной стоимости, что является нарушением прав истца, как арендатора земельного участка и собственника нежилых зданий, поскольку кадастровая стоимость указанных объектов, внесенная в государственный кадастр недвижимости, имеет прямо пропорциональную зависимость к размеру арендной платы административного истца, которую тот обязан уплачивать по договору аренды земельного участка и налоговых обязательств административного истца, как собственника земельного налога.
Для определения рыночной (действительной) стоимости объектов недвижимости (земельного участка и семи нежилых зданий) административный истец обратился в специализированную организацию "данные изъяты"".
Согласно заключения специализированной организации - рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: 26:33:070101:118, по состоянию на дату сценки 01 января 2015 года составляет 7 462 811,72 рублей.
Кроме того, согласно заключения специализированной организации (Отчёт об оценке N от 06.07.2016 г.) - рыночная стоимость нежилых зданий по адресу: гор. Пятигорск ул. Ермолова д. 32-а по состоянию на 01.01.2015 г. составляет:
- литер Р, Р1, Р2, кадастровый номер 26:33:130503:814 - 4 485 000 рублей;
- литер Б, кадастровый номер 26:33:070101:515 - 1 890 000 рублей;
- литер П, П1, П2, кадастровый номер 26:33:130503:1217 - 4 549 000 рублей;
- литер О, кадастровый номер 26:33:070101:535 - 7 491 000 рублей;
- литер Ю, кадастровый номер 26:33:070101:539 - 30 490 000 рублей;
- литер Е, кадастровый номер 26:33:070101:523 - 1 370 000 рублей;
- литер Е1, кадастровый номер 26:33:070101:541 - 2 317 000 рублей.
Согласно Экспертного заключения N от 20.07.2016г. некоммерческой организации саморегулирующая организация " "данные изъяты"" отчет об оценке N соответствует требованиям законодательства.
Согласно Экспертного заключения N от 25.07.2016 г. некоммерческой организации саморегулирующая организация " "данные изъяты"" отчет об сценке N соответствует требованиям законодательства.
В соответствии с п.5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, Федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 28 от 30 июня 2015 года, арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно п. 3.1.1. договора аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, размер арендной платы определяется арендодателем на основании расчета арендной платы. Как следует из расчета арендной платы, она определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка.
Считает, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости указанных объектов недвижимости являются недостоверными и нарушают его права как плательщика арендной платы и налога на имущество, поскольку кадастровая стоимость объектов недвижимости в разы превышает его рыночную стоимость.
В судебном заседании представитель административного истца Айрапетяна А.Г.
по доверенности Арзуманов А.А., поддержал заявленные требования в полном объеме, с выводами экспертного заключения не согласился, просил суд назначить экспертизу на подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком и экспертом.
В судебном заседании представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по доверенности Кийкова Е.А., исковые требования не признала, однако пояснила, что никаких замечаний, претензий к достоверности судебной экспертизы у них не имеется, в связи, с чем просила вынести законное и обоснованное решение.
В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание административного истца Айрапетяна А.Г., представителей: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерства имущественных отношений Ставропольского края, администрации г.Пятигорска, МУ "Управления имущественных отношений администрации г.Пятигорска", уведомленных должным образом и своевременно о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Кадастровая стоимость объекта капитального строительства устанавливается для целей налогообложения. Для установления кадастровой стоимости объекта недвижимости проводится государственная кадастровая оценка, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется с учетом особенностей установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектами налогообложения.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу частей 1 и 2 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ в случае внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующего сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, влекущем за собой изменение его кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III указанного Закона, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 года N382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 года N222.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при разрешении дела по заявлению участника долевой собственности суд пересматривает кадастровую стоимость объекта недвижимости в целом.
В соответствии с п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015г. N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В судебном заседании установлено, что на основании договора аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ года административному истцу принадлежит земельный участок с кадастровым номером: 26:33:070101:118, общей площадью 33 908 квадратных метров, расположенный по адресу: г. Пятигорск, ул. Ермолова 32-а, вид разрешенного использования - под комплексом зданий промышленного объекта.
В силу п. 2.1 договора, срок аренды участка установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 3.1.1. договора аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, размер арендной платы определяется арендодателем на основании расчета арендной платы. Как следует из расчета арендной платы, он определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка.
Кроме того, на указанном земельном участке находятся принадлежащие Айрапетяну А.Г. на граве собственности нежилые здания, расположенные по адресу: г. Пятигорск, ул. Ермолова 32а:
- литер Р, Р1, Р2, наименование - склад, площадью 880,3 кв.м., кадастровый номер 26:33:130503:814. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ г, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия N N;
- литер Б, наименование - контора, площадью 362.6 кв.м., кадастровый номер 26:33:070101:515. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия N N;
- литер П, П1, П2, наименование - склад, площадью 859,8 кв.м., кадастровый номер 26:33:130503:1217. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия N N;
- литер О, наименование - склад, площадью 1413,5 кв.м., кадастровый номер 26:33:070101:535. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия N N;
- литер Ю, наименование - склад - холодильник, площадью 5763,2 кв.м., кадастровый номер 26:33:070101:539. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия N N;
- литер Е, наименование - бытовка, площадью 256 кв.м., кадастровый номер 26:33:070101:523. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия N N;
- литер Е1, наименование - цех компрессорный, площадью 256 кв.м., кадастровый номер 26:33:070101:541. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия N N;
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 N1380 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 01.01.2015 года. А приказом N1382 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае по состоянию на 01.01.2015 года.
По результатам государственной кадастровой оценки стоимость объектов недвижимости составляет:
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:33:070101:118 утверждена в размере, составляет 41 649 535,48 рублей;
- кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 26:33:130503:814 составляет 19 324 309,60 рублей;
- кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 26:33:070101:515 составляет 4 415 646,70 рублей;
- кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 26:33:130503:1217 составляет 18 874 294,44 рублей;
- кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 26:33:070101:535, составляет 47 247 640,62 рублей;
- кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 26:33:070101:539, составляет 126 513 530,70 рублей;
- кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 26:33:070101:523, составляет 8 793 255,89 рублей;
- кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 26:33:070101:541, составляет 10 098 581,87 рублей.
10.12.2015 г. кадастровая стоимость объектов капитального строительства внесена в ГКН, что подтверждается кадастровыми справками от 17.06.2016 года.
20.12.2015 г. кадастровая стоимость земельного участка внесена в ГКН, что подтверждается кадастровой справкой от 17.06.2016 года.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка от 05.07.2016 года N проведенного по заказу административного истца оценщиком "данные изъяты"", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:33:070101:118 по состоянию на 01.01.2015 составляет 7 463 000 рублей.
20.07.2016 года в отношении отчета об оценке N, "данные изъяты"" была проведена экспертиза, по результатам которой экспертом было дано положительное заключение N.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объектов капитального строительства от 06.07.2016 года N проведенного по заказу административного истца оценщиком "данные изъяты"", рыночная стоимость объектов капитального строительства по состоянию на 01.01.2015 составляет:
- объекта с кадастровым номером 26:33:130503:814 - 4 485 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером 26:33:070101:515 - 1 890 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером 26:33:130503:1217 - 4 549 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером 26:33:070101:535 - 7 491 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером 26:33:070101:539 - 30 490 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером 26:33:070101:523 - 1 370 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером 26:33:070101:541 - 2 317 000 рублей.
25.07.2016 года в отношении отчета об оценке N, НП "данные изъяты"" была проведена экспертиза, по результатам которой экспертом было дано положительное заключение N.
Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Каждая сторона в силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Согласно части 1 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Исходя из приведенных правовых предписаний, суд назначил проведение по делу судебной оценочной экспертизы по вопросу определения рыночной стоимости земельных участков.
По заключению судебной экспертизы N-Э от 10.10.2016 года, выполненной экспертом "данные изъяты"", рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2015 года установлена в следующих размерах:
- земельного участка с кадастровым номером 26:33:070101:118, в размере 26602 000 (двадцать шесть миллионов шестьсот две тысячи) рублей.
- нежилого здания литер "Р", "Р1", "Р2", наименование - склад, кадастровый номер 26:33:130503:814, в размере 5 825 000 (пять миллионов восемьсот двадцать пять тысяч) рублей.
- нежилого здания литер "Б", наименование - контора, кадастровый номер 26:33:070101:515, в размере 5 233 000 (пять миллионов двести тридцать три тысячи) рублей.
- нежилого здания литер "П", "П1", "П2", наименование - склад, кадастровый номер 26:33:130503:1217, в размере 5 690 000 (пять миллионов шестьсот девяносто тысяч) рублей.
- нежилого здания литер "О", наименование - склад, кадастровый номер 26:33:070101:535, в размере 9 370 000 (девять миллионов триста семьдесят тысяч) рублей.
- нежилого здания литер "Ю", наименование - склад - холодильник, кадастровый номер 26:33:070101:539, в размере 38 135 000 (тридцать восемь миллионов сто тридцать пять тысяч) рублей.
- нежилого здания литер "Е", наименование - бытовка, кадастровый номер 26:33:070101:523, в размере 3 695 000 (три миллиона шестьсот девяносто пять тысяч) рублей.
- нежилого здания литер "Е1", наименование - цех компрессорный, кадастровый номер 26:33:070101:541, в размере 3 925 000 (три миллиона девятьсот двадцать пять тысяч) рублей.
Согласно части 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт (комиссия экспертов) дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение.
Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Представитель административного истца по доверенности Арзуманов А.А. заявил ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы на подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком "данные изъяты"" и экспертом "данные изъяты"", включая проверку отчетов и заключения эксперта на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и других актов уполномоченного Федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Данное ходатайство судом было отклонено учитывая, что определение достаточности экспертного заключения является прерогативой суда, а представителем административного истца не указано на конкретные нарушения допущенные экспертом при производстве оценочной экспертизы.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемого земельного участка основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; расчеты, проведенные в рамках используемого экспертом подхода, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 01 января 2015 года.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ суд также отмечает, что все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний, в то время как сведений о наличии соответствующих специальных познаний у административного истца и его представителя не имеется.
Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Поскольку доказательств, опровергающих изложенные в экспертном заключении N-Э от 10.10.2016 года выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости объектов недвижимости, заинтересованными лицами не представлено, суд проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает возможным определить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости установленной заключением эксперта N-Э от 10.10.2016 года.
При этом, согласно абзацу 4 статьи 24.18 Закона "Об оценочной деятельности", п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N28 от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость.
Таким образом, суд считает необходимым установить кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами: 26:33:070101:118, 26:33:130503:814, 26:33:070101:515, 26:33:130503:1217, 26:33:070101:535, 26:33:070101:539, 26:33:070101:523 и 26:33:070101:541, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015 года, поскольку указанная дата является датой определения их кадастровой стоимости.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
требования Айрапетяна ФИО11 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:33:070101:118, общей площадью 33 908 кв.м., расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Ермолова 32-а, категория земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - под комплексом зданий промышленного объекта, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 26602 000 (двадцать шесть миллионов шестьсот две тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания литер "Р", "Р1", "Р2", наименование - склад, кадастровый номер 26:33:130503:814, площадью 880,3 кв.м., расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Ермолова 32-а, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 5 825 000 (пять миллионов восемьсот двадцать пять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания литер "Б", наименование - контора, кадастровый номер 26:33:070101:515, площадью 362.6 кв.м., расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Ермолова 32-а, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 5 233 000 (пять миллионов двести тридцать три тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания литер "П", "П1", "П2", наименование - склад, кадастровый номер 26:33:130503:1217, площадью 859,8 кв.м., расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Ермолова 32-а, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 5 690 000 (пять миллионов шестьсот девяносто тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания литер "О", наименование - склад, кадастровый номер 26:33:070101:535, площадью 1413,5 кв.м., расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Ермолова 32-а, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 9 370 000 (девять миллионов триста семьдесят тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания литер "Ю", наименование - склад - холодильник, кадастровый номер 26:33:070101:539, площадью 5763,2 кв.м., расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Ермолова 32-а, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 38 135 000 (тридцать восемь миллионов сто тридцать пять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания литер "Е", наименование - бытовка, кадастровый номер 26:33:070101:523, площадью 256 кв.м., расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Ермолова 32-а, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 3 695 000 (три миллиона шестьсот девяносто пять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания литер "Е1", наименование - цех компрессорный, кадастровый номер 26:33:070101:541, площадью 256 кв.м., расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Ермолова 32-а, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 3 925 000 (три миллиона девятьсот двадцать пять тысяч) рублей.
Административный иск об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости поступил в суд 19.08.2016 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи жалобы в Ставропольский краевой суд.
Мотивированное решение составлено 20 октября 2016 года.
Судья: М.И. Гедыгушев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.