Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Гедыгушева М.И.,
при секретаре судебного заседания Новосельцевой И.А.,
с участием представителя административного истца ООО Производственно-коммерческое предприятие "Ставпромкомплект"
по доверенности В.В. Корнилова,
представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Кийковой Е.А.,
представителя администрации г. Пятигорска - Прибыткова М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО Производственно-коммерческое предприятие "Ставпромкомплект"
к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ООО Производственно-коммерческое предприятие "Ставпромкомплект" обратилось в Ставропольский краевой суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:33:050201:26, общей площадью 2285 кв.м., назначение: земли населенных пунктов для строительства многотопливной АЗС, расположенного по адресу: Ставропольский край, город Пятигорск, Бештаугорское шоссе, 90, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 1907500 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ООО ПКП "Ставпромкомплект" (далее Общество) по договору аренды земельного участка Nю от 09.09.2010г., зарегистрированного Росреестром ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрационной записи N, является арендатором земельного участка с ГКН 26:33:050201:26, площадью 2285 кв.м. назначение: земли населенных пунктов, для строительства многотопливной АЗС (лит.А), расположенного по адресу: Ставропольский край, г.Пятигорск, ул.Бештаугорское шоссе, д. 90.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли на территории Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Пунктом 2.1. договора, срок аренды устанавливался - ДД.ММ.ГГГГ лет, с ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 3.1.1 договора аренды земельного участка и приложения к договору - расчету арендной платы, размер данной арендной платы за использование участка определяется в процентах от его кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Ставропольского края N 112-п от 29.03.2012года утвержден "Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов". Согласно порядка, размер годовой арендной платы (далее - арендная плата) при аренде земельных участков определяется, в том числе на основании кадастровой стоимости земельных участков.
На основании Приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 N 1380 "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае", утверждена кадастровая стоимость земельных участков.
В соответствии с кадастровой справкой о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:33:050201:26 от 17.03.2016г., кадастровая стоимость земельного участка составляет 5 964 901 рублей, данная стоимость определена на 01.01.2015г.
Указанная кадастровая стоимость арендуемого Административным истцом земельного участка с ГКН 26:33:050201:26 по мнению Общества является явно завышенной, и влечет для него уплату необоснованно завышенной арендной платы и препятствует выкупу земельного участка по экономически обоснованной цене, что негативно сказывается на хозяйственной деятельности Общества.
В целях пересмотра завышенной кадастровой стоимости земельного участка Общество обратилось в специализированную оценочную организацию "данные изъяты"".
Отчетом NКС 016/03/2016 от 31.05.2016г., в отношении земельного участка с ГКН 26:33:050201:26 определена его рыночная стоимость на 01.01.2015г. в размере 1 907 500 рублей
Административный истец полагает, что установление кадастровой стоимости арендуемого им земельного участка в несколько раз более его рыночной стоимости существенно нарушает его права и законные интересы, устанавливает необоснованно завышенные налоговые платежи.
Административный истец - Общество, считая, что кадастровая стоимость земельного участка с ГКН 26:33:050201:26, утвержденная Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 N 1380 и внесенная в государственный земельный кадастр явно завышена, и превышает его рыночную стоимость, 24.06.2016г. обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы кадастра и картографии по Ставропольском краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости данных земельных участков.
Решением Комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ., требования Общества об установлении в отношении земельного участка с ГКН 26:33:050201:26 кадастровой стоимости, равной их рыночной стоимости - отказано.
Факт соответствия отчета и его выводов требованиям Российского профильного законодательства подтверждается положительным экспертным заключением "данные изъяты" N N от 03.06.2016г., подписанного экспертом ФИО3
Административный истец полагает, что в результате проведенной государственной кадастровой оценки вышеуказанного земельного участка его стоимость значительно завышена, что нарушает его права и интересы, как плательщика аренды.
В судебном заседании представитель административного истца ООО Производственно-коммерческое предприятие "Ставпромкомплект"
по доверенности В.В. Корнилов, поддержал заявленные требования, но с учетом экспертного заключения их уточнил и просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы по состоянию на 01.01.2015 года.
В судебном заседании представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по доверенности Кийкова Е.А., исковые требования не признала, однако пояснила, что замечаний к заключению эксперта не имеет, в связи с чем, просила принять законное и обоснованное решение в соответствии с действующим законодательством.
Представитель администрации г. Пятигорска - Прибытков М.С., возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку уменьшение кадастровой стоимости приведет к уменьшению поступлений в бюджет города.
В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание представителей: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерства имущественных отношений Ставропольского края, уведомленных должным образом и своевременно о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования, с учетом уточнений, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III указанного Закона, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 года N382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 года N222.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта, о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при разрешении дела по заявлению участника долевой собственности суд пересматривает кадастровую стоимость объекта недвижимости в целом.
В судебном заседании установлено, что ООО ПКП "Ставпромкомплект" на основании договора аренды земельного участка Nю от ДД.ММ.ГГГГ, является арендатором земельного участка с кадастровым номером 26:33:050201:26, площадью 2285 кв.м. назначение: земли населенных пунктов, для строительства многотопливной АЗС, расположенного по адресу: Ставропольский край, г.Пятигорск, ул.Бештаугорское шоссе, д. 90.
Согласно условиям вышеуказанного договора и расчету арендной платы, являющемуся приложением к договору аренды, следует, что размер арендной платы непосредственным образом зависит от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
По результатам государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:33:050201:26 определена в размере 5964 901,10 рублей, 20.12.2015 года сведения о кадастровой стоимости внесены в ГКН, что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 17.03.2016 года.
Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1380 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае" по состоянию на 01.01.2015 года.
Согласно отчету об оценке N N от 31 мая 2016 года, проведенного по заказу административного истца оценщиком "данные изъяты"", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:33:050201:26, по состоянию на 01.01.2015 года составляет 1907 500 рублей.
03.06.2016 года, в отношении отчета об оценке N N НП "данные изъяты"" была проведена экспертиза, по результатам которой экспертом было дано положительное заключение N N
24.06.2016 г., заявитель обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения растровой стоимости, в котором просил установить в отношении земельного участка рыночную стоимость по состоянию на 01.01.2015.
Решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N, вышеуказанное заявление истца было отклонено.
Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Каждая сторона в силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Согласно части 1 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Исходя из приведенных правовых предписаний, суд удовлетворил ходатайство административного истца о проведении судебной оценочной экспертизы по вопросу определения рыночной стоимости земельного участка.
По заключению судебной экспертизы N-Э от 07.10.2016 года, выполненной экспертом "данные изъяты"", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:33:050201:26, общей площадью 2285 кв.м., назначение: земли населенных пунктов для строительства многотопливной АЗС, расположенного по адресу: Ставропольский край, город Пятигорск, Бештаугорское шоссе, 90, по состоянию на 01 января 2015 года установлена в размере 2 859000 (два миллиона восемьсот пятьдесят девять тысяч) рублей.
В судебном заседании представитель истца пояснил, что согласен с выводами судебной экспертизы.
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьёй 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Согласно части 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт (комиссия экспертов) дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение.
Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется. Ходатайств о назначении по делу повторной или дополнительной экспертизы лица участвующие в деле суду не заявили. Вместе с тем, положения части 1 статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагают на административных ответчиков бремя представления доказательств, подтверждающих недостоверность сведений о величине рыночной стоимости объекта недвижимости, в случае возражения административных ответчиков против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Поскольку доказательств, опровергающих изложенные в экспертном заключении N-Э от 07.10.2016 года выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, заинтересованными лицами не представлено, суд проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает возможным определить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости равной 2 859000 (два миллиона восемьсот пятьдесят девять тысяч) рублей.
При этом, согласно абзацу 4 статьи 24.18 Закона "Об оценочной деятельности", п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N28 от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость.
Таким образом, суд считает необходимым установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:33:050201:26 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015 года, поскольку указанная дата является датой определения кадастровой стоимости.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
требования ООО Производственно-коммерческое предприятие "Ставпромкомплект" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:33:050201:26, общей площадью 2285 кв.м., назначение: земли населенных пунктов для строительства многотопливной АЗС, расположенного по адресу: Ставропольский край, город Пятигорск, Бештаугорское шоссе, 90, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 2 859000 (два миллиона восемьсот пятьдесят девять тысяч) рублей.
Датой подачи административного иска об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости считать 24.06.2016 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи жалобы в Ставропольский краевой суд.
Мотивированное решение составлено 18 октября 2016 года.
Судья: М.И. Гедыгушев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.