Судья Тверского областного суда Титов С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ОАО Строительная фирма "Тверьагрострой" Зверева Д.В. на решение судьи Центрального районного суда г. Твери от 8 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ОАО Строительная фирма "Тверьагрострой" Зверева Д.В.,
установил:
постановлением главного государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью по Тверской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 мая 2016 года N должностное лицо - генеральный директор ОАО Строительная фирма "Тверьагрострой" Зверев Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Твери
от 8 августа 2016 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, Зверев Д.В. ставит вопрос об отмене принятых по делу актов, указывая на их незаконность и необоснованность. Утверждает, что действующее законодательство не содержит положений, обязывающих руководителя организации проходить аттестацию по вопросам промышленной безопасности. Судом не принято во внимание постановление судьи Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 ноября 2013 года N Ф05-14148/13.
В возражениях на жалобу представитель Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.А. указывает, что судом все необходимые обстоятельства дела установлены правильно, оно рассмотрено объективно, а решение судьи является законным. Просит постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи районного суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив доводы жалобы, выслушав защитника Зверева Д.В. - Волкову М.Е., поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ) промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Федеральном законе и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
Согласно части 1 статьи 2 указанного Федерального закона опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к названному Закону.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года
N 116-ФЗ установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в частности: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
Постановлением Правительства Российской Федерации
от 10 июня 2013 года N 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности" утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с пунктом 5 "ж" данного Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются, в том числе обеспечение проведения подготовки и аттестации в области промышленной безопасности руководящего состава и инженерно-технического персонала, осуществляющего деятельность на объектах, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Согласно Положению об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организации, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 года N 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" подготовка и аттестация специалистов по вопросам безопасности проводится в объеме, соответствующем должностным обязанностям (пункт 3); первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца при назначении на должность (пункт 12).
Статьей 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 30 марта 2016 года на основании решения о проведении проверки от 1 марта 2016 года прокуратурой Центрального района города Твери проведена проверка соблюдения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов в ОАО Строительная фирма "Тверьагрострой", находящемся по адресу: "адрес"
Проверкой установлено, что ОАО Строительная фирма "Тверьагрострой" на основании лицензии от 9 декабря 2015 года
N, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляет деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности: площадка козлового крана, сеть газораспределения ОАО строительная фирма "Тверьагрострой", свидетельство о регистрации N от 1 марта 2011 года (л.д. 46 - 48).
В соответствии с решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО Строительная фирма "Тверьагрострой", протокол
от 28 декабря 2015 года, генеральным директором ОАО Строительная фирма "Тверьагрострой" избран Зверев В.А., который приступил к исполнению обязанностей генерального директора общества, что подтверждается приказом от 28 декабря 2015 года N (л.д. 44, 45, 92).
При проведении указанной выше проверки выявлены нарушения требований промышленной безопасности, а именно:
- генеральный директор ОАО Строительная фирма "Тверьагрострой" Зверев Д.В. не прошел аттестацию по вопросам промышленной безопасности в соответствии с должностными обязанностями в установленном порядке.
По результатам проверки в соответствии с требованиями статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - генерального директора ОАО Строительная фирма "Тверьагрострой" Зверева Д.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением главного государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора от 25 мая 2016 года должностное лицо признано виновным в совершении указанного административного правонарушения, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья Центрального районного суда
г. Твери в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проверил дело в полном объеме и, установив все предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для его отмены.
Не согласиться с таким выводом судьи оснований не имеется, поскольку событие административного правонарушения и вина должностного лица в его совершении в полном объеме подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств: постановлением заместителя прокурора Центрального района г. Твери о возбуждении дела об административном правонарушении от 26 апреля 2016 года (л.д. 35-38); решением о проведении проверки от
1 марта 2016 года (л.д. 40); свидетельством о регистрации N от
1 марта 2011 года (л.д. 46); лицензией N от 9 декабря 2015 года (л.д. 47, 48); актом проверки от 30 марта 2016 года (л.д. 57, 58); протоколом
N от 19 мая 2016 года (л.д. 148), а также другими материалами дела.
Допустимость и достоверность указанных выше доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для определения значимых обстоятельств и рассмотрения настоящего дела по существу. Доказательств, полученных с нарушением требований закона, как и противоречий, не установлено.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Нормами действующего законодательства на Зверева Д.В., являющегося генеральным директором организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, возложена ответственность за организацию и осуществление производственного контроля.
Вступая в отношения по осуществлению деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, генеральный директор ОАО Строительная фирма "Тверьагрострой"
Зверев Д.В. мог и должен был предпринять все необходимые меры для выполнения требований промышленной безопасности, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона. Однако этого сделано не было, что свидетельствует о пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих обязанностей. В рассматриваемом случае доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, не установлено.
При таких обстоятельствах выводы судьи о наличии в действиях генерального директора общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и о доказанности вины в его совершении являются обоснованными и сомнений не вызывают. Действия должностного лица квалифицированы правильно в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении в полном объеме выполнены положения статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующей задачи производства по делам об административных правонарушениях, к которым относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Ссылка заявителя на судебную практику, в частности на постановление судьи Федерального арбитражного суда Московского округа от
22 ноября 2013 года N Ф05-14148/13, вынесенное в отношении юридического лица по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором указано, что действующее законодательство не содержит положений, обязывающих руководителя при наличии в организации специального работника, осуществляющего производственный контроль за эксплуатацией опасных производственных объектов и прошедшего соответствующую аттестацию, также проходить такую аттестацию, не может быть принята во внимание.
В конкретной ситуации, когда строительная фирма осуществляет деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, в частности: площадки козлового крана и сети газораспределения ОАО строительная фирма "Тверьагрострой", приказ от 29 января 2016 года N генерального директора Зверева Д.В., которым директор МТО и ОВ А.И. назначен ответственным лицом за исправное состояние и безопасную эксплуатацию газовой кительной, не свидетельствует о наделении данного руководителя обязанностями осуществлять производственный контроля, в том числе за эксплуатацией всех имеющихся в организации опасных производственных объектов.
Таким образом, на основании требований подпункта "ж" пункта 5 Положения о лицензировании, при осуществлении юридическим лицом деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, Зверев Д.В. был обязан обеспечить проведение подготовки и аттестации (проверки знаний) в области промышленной безопасности руководящего состава, в том числе лично пройти подготовку в области знаний общих требований промышленной безопасности.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, направлены на переоценку исследованных доказательств и расцениваются как стремление должностного лица избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не допущено.
Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей назначено должностному лицу в пределах, предусмотренных санкцией части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует содеянному и целям административного наказания, указанным в статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом размер назначенного наказания является минимальным.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдены.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при вынесении постановления и его пересмотре в районном суде, влекущих отмену принятых решений, по делу не допущено. Нормы материального права применены правильно.
При таких обстоятельствах постановление главного государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора от 25 мая 2016 года
N и решение судьи Центрального районного суда г. Твери от 8 августа 2016 года, вынесенные в отношении генерального директора ОАО Строительная фирма "Тверьагрострой" Зверева Д.В., являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление главного государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора от 25 мая 2016 года N и решение судьи Центрального районного суда г. Твери от 8 августа 2016 года, вынесенные в отношении генерального директора ОАО Строительная фирма "Тверьагрострой" Зверева Д.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Судья С.Е.Титов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.