Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего Образцовой О.А.
судей Акатьевой Т.Я. и Кустова А.В.
при секретаре судебного заседания Зайцевой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Кустова А.В.
дело по апелляционной жалобе Мамоян Р.Ф. на решение Лихославльского районного суда Тверской области от 15 июля 2016 года, которым постановлено:
"Отказать Мамоян Р.Ф. в удовлетворении исковых
требований к Администрации Лихославльского района и соответчику
межведомственной комиссии по оценке и обследованию в целях признания
помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для
проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции, в признании Постановления Администрации Лихославльского района N от ДД.ММ.ГГГГ Решения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. несоответствующими действующему законодательству, нарушающими права и законные интересы истца, как гражданина".
Судебная коллегия
установила:
Мамоян Р.Ф. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Лихославльского района о признании постановления администрации Лихославльского района N от ДД.ММ.ГГГГ., решения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. несоответствующими действующему законодательству, нарушающими ее права и законные интересы.
Судом в качестве соответчика привлечена межведомственная комиссия по оценке и обследованию в целях признания помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В обоснование заявления Мамоян Р.Ф. указала, что ДД.ММ.ГГГГ. она через своего представителя обратилась к главе администрации Лихославльского района с заявлением о признании "адрес", принадлежащего ей на праве собственности, непригодным для проживания.
ДД.ММ.ГГГГг. межведомственная комиссия дала заключение о том, что указанный дом подлежит капитальному ремонту. На основании этого заключения администрация Лихославльского района ДД.ММ.ГГГГг. издала постановление, которым ее дом признан пригодным для проживания, подлежащим капитальному ремонту.
ДД.ММ.ГГГГ. Лихославльский районный суд по административному исковому заявлению вынес решение, которым признал заключение межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ. и постановление администрации Лихославльского района N от ДД.ММ.ГГГГ. незаконными и обязал администрацию Лихославльского района в месячный срок с момента его вступления в законную силу рассмотреть заявление Мамоян Р.Ф. в соответствии с требованиями действующего законодательства. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГг. В установленный судом срок администрация решение суда не исполнила и постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ. внесла изменения в постановление N от ДД.ММ.ГГГГ. которыми из полномочий межведомственной комиссии исключила ее право на рассмотрение заявлений о признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, находящихся в частной собственности.
ДД.ММ.ГГГГ. межведомственная комиссия приняла решение, которым отказала в рассмотрении ее заявления, ссылаясь на отсутствие правовых оснований. Оспариваемые постановление администрации и решение межведомственной комиссии нарушают ее права, поскольку она лишена возможности получить разрешение компетентным органом вопроса о пригодности для проживания ее дома.
В заседании суда первой инстанции представитель административного истца по доверенности Яковлев А.И. поддержал административный иск.
Представитель административного ответчика - администрации Лихославльского района Ткачева Е.Е. возражала против требований административного истца.
Представитель административного ответчика - межведомственной комиссией по оценке и обследованию в целях признания помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в судебное заседание не явился.
Судом постановленоприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе административный истец указывает на неправильное применение и толкование судом материального закона, что повлекло нарушение законных прав и интересов административного истца принятием необоснованного решения, просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
От администрации Лихославльского района Тверской области в суд апелляционной инстанции поступило возражение, в котором представитель полагал решение суда не подлежащим изменению.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца Яковлев А.И. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные в соответствии с требованиями статьи 96 КАС РФ, в судебное заседание не явились.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Заслушав пояснения представителя административного истца, заключение прокурора Полещук Р.С., полагавшей решение суда подлежащим отмене, изучив материалы дела и доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме независимо от доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела Мамоян Р.Ф. обратилась в суд с административным иском к администрации Лихославльского района Тверской области, одним из требований которого являлось оспаривание нормативного правового акта - постановления администрации Лихославльского района Тверской области N от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в постановление администрации Лихославльского района от ДД.ММ.ГГГГ N".
Решением Лихославльского районного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ по административному иску прокурора Лихославльского района Тверской области постановление администрации Лихославльского района Тверской области N от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в постановление администрации Лихославльского района от ДД.ММ.ГГГГ N" признано недействующим со дня принятия.
Определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 05.10.2016 года решение Лихославльского городского суда Тверской области от 05.07.2016 года оставлено без изменения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.
В связи с изложенным постановленное судом первой инстанции решение в части требования об оспаривании нормативного правового акта подлежит отмене с прекращением производства на основании пункта 4 статьи 309 КАС РФ.
Разрешая требование административного истца об оспаривании решения межведомственной комиссии по оценке и обследованию в целях признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, расположенного на территории городского поселения город Лихославль (далее межведомственная комиссия) об отказе в принятии к рассмотрению обращения истца и отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что прав административного истца данное решение не нарушает, поскольку вопрос пригодности для проживания принадлежащего Мамоян Р.Ф. жилого дома она как собственник может разрешить самостоятельно в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, либо осуществить снос ветхого жилого дома, и что данное решение основано на действующем нормативном правовом акте, исключившем полномочия комиссии по принятию решений о пригодности жилых помещений частного жилищного фонда.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из данного кодекса, принятых в соответствии с Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Части 3, 4 статьи 15 ЖК РФ относят к компетенции Правительства Российской Федерации установление порядка признания помещения жилым помещением и требований, которым должно отвечать жилое помещение, а также оснований и порядке признания жилого помещения непригодным для проживания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2016 года N 746 внесены изменения в п. 8 Положения, данный пункт изложен в новой редакции:
- орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что действие данного нормативного правового акта распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесены не только вопросы регулирования отношений, связанных с муниципальным жилищным фондом, а также и иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российский Федерации, ЖК РФ, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.6 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организацию строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Частью 2 статьи 14.1 ФЗ N 131 установлено, что органы местного самоуправления городского, сельского поселения вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 данного закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В ранее действовавшей редакции Постановления Правительства N 47 от 28.01.2006 г. на момент принятия судом первой инстанции решения по административному иску Мамоян Р.Ф. пунктом 8 Положения устанавливалось право органа местного самоуправления принимать решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещении установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Поскольку до внесения изменений в пункт 8 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 законодателем не было предусмотрено иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями, отказ межведомственной комиссии в принятии к рассмотрению обращения Мамоян Р.Ф. нарушает ее права, предусмотренные жилищным законодательством и законодательством о местном самоуправлении.
Ссылаясь на ранее принятый нормативный правовой акт органа местного самоуправления, исключивший из полномочий межведомственной комиссии рассмотрение вопросов о пригодности для проживания жилых помещений частного жилищного фонда, суд первой инстанции дал неправильную оценку данному нормативному акту, кроме того не учел необходимость отдельного рассмотрения требования об оспаривании нормативного правового акта и наличие в производстве того же суда административного дела об оспаривании постановления администрации Лихославльского района Тверской области N от ДД.ММ.ГГГГ по административному иску прокурора.
Поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, что привело к принятию неправильного решения, судебной коллегией установлены обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, решение суда первой инстанции подлежит отмене также в части отказа в требовании административного истца об оспаривании действия межведомственной комиссии с принятием нового решения противоположного содержания.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лихославльского районного суда Тверской области от 15 июля 2016 года отменить, постановить новое решение, которым удовлетворить административный иск Мамоян Р.Ф. в части оспаривания решения межведомственной комиссии.
Признать незаконным решение Межведомственной комиссии муниципального образования "Лихославльский район" по оценке и обследованию жилого помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в рассмотрении заявления представителя Мамоян Р.Ф. о признании жилого помещения по адресу: "адрес" непригодным для проживания, обязав Комиссию рассмотреть указанное заявление Мамоян Р.Ф., сообщить об исполнении решения суда административному истцу и суду в течение месяца.
Производство по административному делу в части требования Мамоян Р.Ф. о признании не действующим постановления администрации Лихославльского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в постановление администрации Лихославльского района от ДД.ММ.ГГГГ N" прекратить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.