Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.
судей Акатьевой Т.Я. и Кустова А.В.
при секретаре судебного заседания Зайцевой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кустова А.В.
дело по апелляционной жалобе администрации Старомелковского сельского поселения Конаковского района на решение Конаковского городского суда Тверской области от 25 июля 2016 года, которым постановлено:
"Требования Конаковского межрайонного прокурора, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к МУ "Администрации Старомелковского сельского поселения" удовлетворить в части.
Обязать МУ "Администрация Старомелковского сельского поселения" Конаковского района Тверской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу
- организовать обустройство подъездов для специализированной техники с целью забора воды в любое время года к пруду (естественному водоему), расположенному вблизи деревни Огурцово Старомелковского сельского поселения Конаковского района Тверской области, а именно обеспечить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей в любое время года, - организовать обустройство противопожарных минерализованных полос на территории Старомелковского сельского поселения;
В остальной части иска отказать"
Судебная коллегия
установила:
Конаковский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Старомелковского сельского поселения Конаковского района с требованиями обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать обустройство подъездов для специализированной техники с целью забора воды в любое время года к пруду, расположенному в "адрес", обеспечив площадки вблизи водоемов твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей; организовать производство очистки от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности вблизи жилых домов на территории "адрес"; организовать обустройство противопожарных минерализованных полос на территории "адрес"; установить указатели направления движения к пожарным водоемам на территории "адрес".
В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на выявленные в ходе проверки по информации отдела надзорной деятельности по гор. Конаково и Конаковскому району Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Тверской области нарушения требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, допущенных администрацией Старомелковского сельского поселения, поскольку на терртироии "адрес" в непосредственной близости от жилых домов в нарушение п.п. 77,78 ППР N 390 противопожарные минерализованные полосы проведены не в полном объеме; удаление (сбор) растительности не осуществлен. В нарушение п.п. 80,55 ППР в РФ, находящийся на территории сельского поселения вблизи "адрес" пожарный водоем, являющийся источником наружного водоснабжения для целей пожаротушения, не обеспечен условиями для забора воды в любое время года. Не оборудован подъезд для специализированной техники с целью забора воды, площадка не обеспечена твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей в любое время года. Направление движения к пожарным водоемам и местам водозабора указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения не обозначено. В населенных пунктах в непосредственной близости от жилых домов в нарушение п.п. 77,78 ППР N 390 не очищена от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности; удаление (сбор) растительности не осуществлен.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Департамент Управления имуществом и земельным ресурсам Администрации города Твери, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, ООО "Заполок-Агро".
В заседании суда помощник прокурора Скворцов М.Н. поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика - Администрации Старомелковского сельского поселения, действующая по доверенности, Карпова Л.Н. возражала против удовлетворения иска прокурора.
Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились.
Судом постановленоприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрации Старомелковского сельского поселения ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска прокурора.
В жалобе апеллянт ссылается на постановление Правительства РФ от 30.06.2007 года N 417, указывает, что администрацией организована минерализованная противопожарная полоса, соответствующая требованиям правил в 1,4 м, произведена опашка вокруг "адрес" шириной 5 метров. Противопожарный пруд находится в удовлетворительном состоянии, расположен на землях сельскохозяйственного назначения, арендатором которых является ООО "Заполок-Агро". Пруд не состоит на балансе администрации поселения, поэтому вложение в его обустройство бюджетных средств недопустимо. В "адрес" отсутствуют постоянно проживающие жители, а законодательством не предусмотрено наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек. Судом не привлечено к участию в деле Министерство лесного хозяйства Тверской области в качестве заинтересованного лица.
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика Карпова Л.Н. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Прокурор Полещук Р.С. полагала решение суда законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные о судебном заседании надлежащим образом в соответствии с требованиями статьи 96 КАС РФ, в судебное заседание не явились.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Заслушав пояснения представителя административного ответчика, прокурора, участвующего в деле, изучив материалы дела и доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме независимо от доводов жалобы, судебная коллегия полагает необходимым оставить решение суда без изменения, при этом исходит из следующего.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских и сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.
Согласно ст. 62 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
При этом, предусмотренные статьей 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", источники наружного противопожарного водоснабжения, которые должны быть на территориях поселений и городских округов (наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, противопожарные резервуары) не содержат условий о наличии в населенном пункте только одного из перечисленных источников.
В соответствии с вышеуказанной нормой выбор одного или нескольких источников противопожарного водоснабжения обусловлен только необходимостью эффективного устранения очагов возгорания.
Согласно Уставу муниципального образования "Старомелковское сельское поселение Конаковского района Тверской области, принятого решением Совета депутатов поселения от ДД.ММ.ГГГГ N с последующими изменениями, в состав сельского поселения входят населенные пункты: "адрес".
Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения относится к вопросам местного значения и закреплено в Уставе муниципального образования " Старомелковское сельское поселение Конаковского района Тверской области " (п. 10-11 ст. 8 Устава).
В силу ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Правил пожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Пунктом 78 указанных Правил предписано, что на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
Из пункта 80 данных Правил следует, что органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях
Таким образом, приведенные положения закона предусматривают возложение на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии.
Орган местного самоуправления обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года.
Органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Согласно п. 8.6 "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 25.03.2009 N 178, пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.
Аналогичные положения содержатся в п. 55 "Правил противопожарного режима и Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме".
Таким образом, вывод суда первой инстанции об обязанности органа местного самоуправления обеспечить поддержание находящихся на территории поселения средств пожаротушения в исправном состоянии является правильным.
Отсутствие на балансе администрации поселения указанного водоема не освобождает орган местного самоуправления от исполнения своей публичной обязанности.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" к таким объектам отнесены пожарные водоемы и места сосредоточения средств пожаротушения (п. 13 Перечня).
Судебная коллегия отклоняет довод административного ответчика о прекращении обязанности содержать противопожарный водоем в связи с отсутствием 50 зарегистрированных жителей в "адрес", поскольку положения части 5 статьи 68 Федерального закона N 123-ФЗ, в соответствии с которой допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей не касается населенных пунктов, в которых уже имеются соответствующие водоемы, как в рассматриваемом случае, поэтому требования предусмотренные пунктом 90 Правил пожарной безопасности должны быть выполнены.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции, в населенном пункте согласно публичной кадастровой карте имеется 43 земельных участка с домовладениями, что указывает на фактическое проживание граждан в населенном пункте, права и законные интересы которых подлежат защите.
В связи с этим требование прокурора обустроить подъезд к пруду с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года нормативно обоснованно содержанием п. 9.4 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (СП 8.13130.2009), обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Проверяя довод апелляционной жалобы о фактическом наличии минерализованной полосы в поселении судебной коллегией истребованы дополнительные доказательства.
Суду апелляционной инстанции представлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ прокурора, и.о. начальника ОНД г. Конаково и Конаковского района Тверской области и представителя органа местного самоуправления, фототаблица к данному акту, согласно которым противопожарная минерализованная полоса в "адрес" не является сплошной, имеет разрывы, ее ширина не превышает 5 метров, с южной стороны деревни опашка отсутствует, имеется колея шин транспортных средств, шириной 2-3 метра.
Таким образом, административным ответчиком не опровергнут содержащийся в актах территориального отдела надзорной деятельности ГУ МЧС от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ вывод об устройстве минерализованных полос не в полном объеме, поэтому решение суда о возложении на ответчика такой обязанности основано на доказательствах дела и принято в соответствии с законом.
Выводы суда о необходимости возложения на орган местного самоуправления обязанностей, указанных в резолютивной части решения, соответствуют требованиям закона и подтверждаются материалами дела, поэтому являются законными и обоснованными.
Вопреки доводам жалобы оснований привлечения к участию в деле Министерства лесного хозяйства по Тверской области у суду не имелось, решение суда не затрагивает правомочий данного органа, обязанностей на него решением суда не возложено.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Конаковского городского суда Тверской области от 25 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Старомелковского сельского поселения Конаковского района Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.