Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.
судей Улыбиной С.А. и Кустова А.В.
при секретаре судебного заседания Зайцевой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Кустова А.В.
дело по апелляционной жалобе административного истца Полякова А.Г. на решение Бологовского городского суда Тверской области от 25 августа 2016 года, которым постановлено:
"Полякову А.Г. в удовлетворении административного иска к призывной комиссии МО Тверской области ЗАТО Озерный о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии МО Тверской области ЗАТО Озерный от ДД.ММ.ГГГГ, и восстановлении сроков подачи заявления о замене прохождения военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, отказать".
Судебная коллегия
установила:
Поляков А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными и отмене решения призывной комиссии МО Тверской области ЗАТО Озерный от ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении срока подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Административный истец указал, что с оспариваемым решением ему было отказано в замене прохождения военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, основанием к отказу послужило нарушение срока подачи заявления, предусмотренного п. 1 ст. 11 ФЗ N113 от 25.07.2002 года. Данный срок был им пропущен ввиду того, что убеждения, которым противоречит несение военной службы, сформировались позже указанного в законе срока, поэтому срок подлежал восстановлению.
В заседании суда первой инстанции административный истец Поляков А.Г. поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика - призывной комиссии муниципального образования ЗАТО "Озерный" Сотников А.Н. в письменном возражении и представитель заинтересованного лица Вдовин В.В. в судебном заседании полагали административный иск не подлежащим удовлетворению.
Административный ответчик ФКУ "Военный комиссариат Тверской области" и заинтересованное лицо Министерство Обороны Российской Федерации явку представителей в суд первой инстанции не обеспечили.
Судом постановленоприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе административный истец Поляков А.Г. просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении его требований, полагает необоснованными вывод суда об отсутствии оснований восстановления ему срока подачи заявления о замене военной службы альтернативной гражданской службой, поскольку его убеждения, препятствующие несению военной службы, сформировались по истечении установленного Законом срока.
В суде апелляционной инстанции административный истец Поляков А.Г. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Заслушав пояснения административного истца, изучив материалы дела и доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме независимо от доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы и по изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела следует, что Поляков А.Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата Тверской области по гор. Бологое и Бологовскому району Тверской области.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Поляков А.Г. обращался в призывную комиссию отдела военного комиссариата с письменными заявлениями о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, ссылаясь на то, что несение военной службы противоречит имеющимся у него убеждениям.
Допустимых доказательств, подтверждающих обращение Полякова А.Г. в военный комиссариат с заявлениями, в том числе с заявлением, датированным истцом ДД.ММ.ГГГГ о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой ранее ДД.ММ.ГГГГ, материалы дела не содержат.
Оспариваемым решением призывной комиссии ЗАТО "Озерный" Бологовского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, на заседании которой присутствовал Поляков А.Г., ему было отказано в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу по тому основанию, что им был нарушен срок подачи заявления, предусмотренный п. 1 статьи 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе".
Отказывая в удовлетворении административного иска об оспаривании указанного решения, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение призывной комиссии соответствует требованиям Закона, административным истцом не представлено доказательств, позволяющих восстановить срок подачи заявления.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Статьей 23 названного Закона предусмотрен перечень лиц, не подлежащих призыву на военную службу.
В соответствии с ч. 5 ст. 1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Положениями ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" предусмотрено, что гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой также в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
При этом как следует из содержания п. 1 ст. 11 указанного Закона, гражданин вправе подать заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:
До 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;
До 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
В соответствии с п. 2 ст. 11 указанного Закона к заявлению о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин прикладывает автобиографию и характеристику с места работы или учебы, а также вправе приложить иные документы.
Согласно пункту 3 ст. 12 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" по итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.
В силу положений пункта 4 ст. 12 Федерального закона N 113-ФЗ гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, когда он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые ст. 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе".
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Изучив доводы жалобы, в свете приведенных выше положений Закона, судебная коллегия приходит к выводу о том, что административный истец нарушил срок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, поскольку для реализации права на альтернативную службу он вправе был обратиться до ДД.ММ.ГГГГ, а его первое обращение имело ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы административного истца о восстановлении срока подачи заявления обоснованно отклонены судом первой инстанции, не установившим уважительность причин пропуска срока, поскольку по смыслу положений статьи 2 и статьи 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" указываемые истцом правовые основания возникновения права на альтернативную гражданскую службу - его убеждения о невозможности несения военной службы формируются длительный период времени и должны были быть заявлены в призывную комиссию в установленный законом срок.
Доводы жалобы о формировании таких убеждений по истечению установленного законом срока, не принимаются судебной коллегией, но напротив свидетельствуют о том, что на ДД.ММ.ГГГГ Поляков А.Г. таких убеждений не имел, поэтому ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией не могло быть вынесено заключение о замене военной службы альтернативной гражданской службой.
Выводы суда соответствуют требованиям закона и подтверждаются материалами дела, поэтому являются законными и обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бологовского городского суда Тверской области от 25 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Полякова А.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.