Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ракуновой Л.И.
при секретаре Потаниной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-713/16 по административному исковому заявлению Нужиной Т. Ю. об исправлении технической ошибки в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка
установил:
"данные изъяты" (далее-административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением об исправлении технической ошибки, допущенной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, а также -административный ответчик) в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" расположенного в "данные изъяты" (л.д. 4-5).
Обосновывая свои требования, административный истец указывает, что филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области допущена техническая ошибка, выразившаяся во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости принадлежавшего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного в "данные изъяты" районе Московской области, на основании документа, не подлежащего применению в отношении названного земельного участка.
Данные действия административного ответчика привели к необоснованному многократному завышению кадастровой стоимости земельного участка. Добровольно исправить допущенную техническую ошибку с даты ее совершения филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области отказывается, в связи с чем административный истец просит суд возложить на административного ответчика обязанность по ее исправлению.
Административный истец в судебном заседании поддержала требования.
Представитель административного ответчика - филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. В судебном заседании 4 октября 2016 года требования административного истца не признала, полагая, что техническая ошибка административным ответчиком не допущена. В удовлетворении требований просила отказать.
Представитель заинтересованного лица - Министерства имущественных отношений Московской области не возражал против удовлетворения требований, полагая, что органом кадастрового учета допущена техническая ошибка при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего административному истцу.
Иные заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку в суд своих представителей.
При таких обстоятельствах, на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав административного истца, представителя Министерства имущественных отношений Московской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу положений ст. 388, 391 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п.п. 1 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ошибкой в государственном кадастре недвижимости является техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, допущение при определении кадастровой стоимости земельного участка технической ошибки, влекущей необоснованное увеличение такой стоимости, затрагивает права и обязанности собственника земельного участка.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 42000 кв.м. категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения сельскохозяйственного производства, местоположение: "данные изъяты" что подтверждается свидетельством о регистрации права (л.д.6).
Как следует из материалов дела, названный земельный участок впервые учтен в государственном кадастре недвижимости 5 сентября 2013 года. Кадастровая стоимость данного земельного участка при его постановке на кадастровый учет с учетом решения органа кадастрового учета от 17 сентября 2013 года, составляла 10621,8 рублей (л.д. 7,44).
С 3 июля 2014 года земельному участку с кадастровым "данные изъяты" в связи с его разделом присвоен статус "архивный" (л.д. 8-9).
Судом установлено, что в 2013 года на территории Московской области проводились работы по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель Московской области. Кадастровая стоимость объектов оценки при проведении государственной кадастровой оценки определялась по состоянию на 1 января 2013 года (дату формирования перечня земельных участков, подлежащих кадастровой оценке) (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", п. 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года N 508).
Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2013 года (дата формирования Перечня) не был поставлен на кадастровый учет, у органа кадастрового учета после данной даты возникла обязанность определения кадастровой стоимости названного земельного участка, на основании указанных результатов исходя из существующей категории и вида разрешенного использования участка, а именно - на основании результатов государственной кадастровой оценки земельных участков сельскохозяйственного назначения Московской области, утвержденного распоряжением Минэкологии от 26 ноября 2013 года N 563-РМ.
При этом административный ответчик обязан был учитывать, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть определена исходя из категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, с учетом среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для первой группы видов функционального использования земель сельскохозяйственного назначения "данные изъяты" района Московской области, установленного Приложением N2 Распоряжения Минэкологии Московской области от 26.11.2013г. N 563-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Московской области".
Однако административный ответчик, в нарушение данной нормы, не определилкадастровую стоимость земельного участка административного истца в указанном порядке, а ошибочно внес в государственный кадастр недвижимости сведения о его кадастровой стоимости в размере 11600820 рублей исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 276 рублей 21 коп.
Данные действия филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области повлекли для административного истца увеличение земельного налога на участок как указывает административный истец в заявлении в 1100 раз, что подтверждается соответствующими налоговыми уведомлениями (л.д. 17-18).
Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", содержащие техническую ошибку (п.п. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона N 221-ФЗ).
В силу положений ч. 2 ст. 28 Федерального закона N 221-ФЗ техническая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета, принимаемого в порядке, предусмотренном данной нормой, либо на основании вступившего в законную силу решения суда.
Как установлено судом, добровольно исправить допущенную техническую ошибку административный ответчик отказывается, поскольку не признает ее наличие, что следует из его ответов на обращения административного истца.
Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в от 30.06.2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" судам разъяснено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Федеральным законом от 04.10.2014 г. N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" пункт 1 статьи 391 НК РФ дополнен абзацами 4, 5 и 6, которые ввели новые правила в порядке определения налоговой базы по земельному налогу.
Согласно абзацу 4 п. 1 ст. 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 391 НК РФ.
Таким образом, если изменения были внесены в государственный кадастр недвижимости в течение года, то указанная кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр.
Абзац 5 пункта 1 данной статьи ввел новое правило, согласно которому изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.
Как установлено в судебном заседании в настоящее время в производстве "данные изъяты" городского суда находится дело о взыскании с административного истца по иску "данные изъяты" по Московской области налога на землю. Таким образом, оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка является актуальной для целей исчисления и уплаты налога.
При таких обстоятельствах, требования административного истца об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости, принадлежащего ей земельного участка подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Нужиной Татьяны Юрьевны об исправлении технической ошибки в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Обязать Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрацию кадастра и картографии" по Московской области исправить техническую ошибку в части установления удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 42000 кв. м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, местоположение: "данные изъяты"", и внести с даты постановки земельного участка на кадастровый учет в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 42000 кв. м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, местоположение: "данные изъяты" с учетом среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для первой группы видов функционального использования земель сельскохозяйственного назначения "данные изъяты" района Московской области, установленного Приложением N2 Распоряжения Минэкологии Московской области от 26.11.2013г. N 563-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Московской области".
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.И. Ракунова.
Мотивированное решение составлено 21 октября 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.