Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Голубевой М.В. на решение судьи Жигулёвского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым
постановление старшего государственного инспектора "адрес" в области охраны окружающей среды Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении председателя правления ТСЖ " "данные изъяты"" Голубевой М.В. - оставлено без изменения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Самарской области в области охраны окружающей среды Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Башкова М.А. от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо- председатель правления ТСЖ " "данные изъяты"" Голубева М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Судьей Жигулёвского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ вынесено указанное выше решение.
Не согласившись с указанным решением, председатель правления ТСЖ " "данные изъяты"" Голубева М.В. обратилась в суд с жалобой, ссылаясь на незаконность и необоснованность привлечения ее к административной ответственности, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на отсутствие оценки суда представленным доказательствам. При этом в обоснование своей жалобы указала, что в материалах дела отсутствуют доказательства факта осуществления деятельности в области обращения с отходами ТСЖ " "данные изъяты"". Кроме того, указывает на допущенные при производстве по делу процессуальные нарушения, и полагает, что при рассмотрении жалобы не были объективно, всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, что препятствовало вынесению законного и обоснованного решения. Просила состоявшиеся по делу постановление административного органа и решение судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием доказательств совершения административного правонарушения.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, заслушав Голубеву М.В. в поддержании доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 42 и 58 Конституции России, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объект настоящего правонарушения - общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предмет - отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества - бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.
Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами. Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.
При этом, субъектный состав правонарушения не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами, субъектами административной ответственности являются, в том числе любые лица, которые в своей деятельности не соблюдают экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим природоохранным законодательством.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из представленных материалов дела, и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ при проведении плановой выездной проверки ТСЖ " "данные изъяты"", занимающегося управлением комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме по адресу: "адрес", инспектором управления муниципального и экологического контроля администрации Красновым В.Н. выявлены нарушения требований ч. 3 ст.14, ч. 1 ст. 15, ч. 1, 3 ст. 18, ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", выразившиеся в том, что: паспорта на отходы I - IV класса опасности, образующиеся в результате деятельности ТСЖ " "данные изъяты"", отсутствуют; документы о профессиональном обучении или получении дополнительного профессионального образования, необходимые для работы с отходами I -IV класса опасности, образующимися в результате деятельности ТСЖ " "данные изъяты"", отсутствуют; в ТСЖ " "данные изъяты"" не организован и не ведется учет образовавшихся, переданных другим лицам и размещенных отходов; отчетность в области обращения с отходами, образующимися в результате деятельности ТСЖ " "данные изъяты"", в специально уполномоченные органы не представляется; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение ТСЖ " "данные изъяты"" на 2016 год не установлены; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ТСЖ " "данные изъяты"" не разработан.
Согласно Уставу ТСЖ " "данные изъяты"", утвержденного протоколом собрания собственников помещения жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, предметом деятельности Товарищества является совместное управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленном законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме (в том числе, благоустройство территории, содержание общего имущества, обслуживание дома, придомовой территории, текущий и капитальный ремонт помещений, конструкций дома, инженерных сооружений). Следовательно, при осуществлении деятельности ТСЖ " "данные изъяты"" образуются, в том числе, бытовые (ремонтные, хозяйственно-бытовые) отходы, поскольку указанные отходы согласно материалам проверки образуются в результате основного вида деятельности юридического лица. Указанное обстоятельство, равно как и само событие административного правонарушения, не оспаривались привлекаемым к ответственности лицом ни при проведении проверки, ни при рассмотрении протокола об административном правонарушении.
Факт совершения председателем правления ТСЖ " "данные изъяты"" Голубевой М.В. вмененного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ подтверждается следующими доказательствами: постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39-41), протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.52-53), актом проверки N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54-56), предписанием N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57-58), информацией по результатам проверки ТСЖ " "данные изъяты"" (л.д.59), объяснениями Голубевой М.В. (л.д.60) и иными материалами дела.
Таким образом, представленным в деле доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с правилами ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанные доказательства обоснованно признаны относимыми, допустимыми и достаточными для рассмотрения дела и принятия по нему судебного постановления. При этом каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности должностного лица- Голубевой М.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
Доводы, на которые Голубева М.В. ссылается в своей жалобе, в том числе и в части того, что факт осуществления ТСЖ деятельности в области обращения с отходами не доказан, а также о том, что ТСЖ " "данные изъяты"" не является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, направлены на переоценку доказательств, ранее исследованных и оцененных в рамках производства по делу судом первой инстанции, поэтому не могут повлечь отмену решения судьи.
Другие доводы, приведенные в жалобе заявителя, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и нашли свое правильное разрешение при вынесении судом решения. Новых доводов, которые могли бы повлиять на законность оспариваемого постановления и решения, жалоба не содержит.
Административное наказание назначено Голубевой М.В. в пределах санкции, предусмотренной ст.8.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу постановления административного органа и решения судьи, не допущено.
Порядок и срок давности привлечения Голубевой М.В. к административной ответственности не нарушены.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, а равно иных оснований для прекращения производства по делу судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.2-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Жигулёвского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ и постановление старшего государственного инспектора Самарской области в области охраны окружающей среды Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N о привлечении должностного лица- председателя правления ТСЖ " "данные изъяты"" Голубеву М.В. к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей по делу об административном правонарушении, оставить без изменения, а жалобу Голубевой М.В. - без удовлетворения.
Судья Самарского областного суда А.А.Толмосова
Верно: судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.