Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Ермаковой Е.И.,
судей - Осиповой С.К., Лазаревой М.А.,
при секретаре - Майдановой М.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имущества городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г.Самары от 27 июля 2016 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Ким Е.П. удовлетворить.
Признать незаконным решение Распоряжение Департамента управления имуществом г. о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ N.
Обязать Департамент управления имуществом г. о. Самары рассмотреть заявление Ким Е.П. и, принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты", в кадастровом квартале N."
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Осиповой С.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратилась в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента управления имуществом г.о.Самара в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указав, что она являются собственником части жилого дома по адресу: "адрес". Распоряжением Департамента управления имуществом ей было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в связи с тем, что земельный участок находится в зоне ПК-1 (зоне предприятий и складов 5-4 класса вредности).
Ссылаясь на то, что указанный отказ является незаконным, просит признать незаконным распоряжение Департамента управления имуществом об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, обязать Департамент управления имуществом г. о. Самары рассмотреть заявление Ким Е. П. и принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" в кадастровом квартале N.
Cудом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом г.о.Самара просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указывают, что с ДД.ММ.ГГГГ порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрен главой V.I Земельного кодекса РФ, Законом Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" из которых следует, что полномочия по предоставлению земельных участков на территории городского округа Самара осуществляют органы местного самоуправления. В связи с нахождением земельного участка в зоне предприятий и складов V-IV классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 100 м(ПК-1), его формирование и кадастровый учет объективно приобретают неправомерный характер. Вид разрешенного использования земельного участка не соответствует основным видам использования, предусмотренным для указанной зоны. В материалы дела не предоставлены документы, подтверждающие обращение истца в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара по вопросу внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самара.
В судебном заседании судебной коллегии представитель истца - Ферапонтова Г.В. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившегося лица.
Исследовав материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено -настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии со ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если
земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания
территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом
заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
принятие решения о предварительном согласовании предоставления
земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в
случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного
участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О
государственном кадастре недвижимости";
обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом
выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в
соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения
земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо
кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в
случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления
земельного участка;
осуществление государственного кадастрового учета земельного участка
или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного
участка, а также государственной регистрации права государственной или
муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования
земельного участка из земель или земельного участка, государственная
собственность на которые не разграничена;
подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом
заявления о предоставлении земельного участка;
заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка;
договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие
уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в
собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
земельный участок, который предстоит образовать, не может быть
предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 -13.15-19, 22 и
23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с
Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть
предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно п. 8 ст. 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В соответствии со ст. 6 ст. 6, Постановление Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре" объекты недвижимости, ставшие несоответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами.
Исключения составляют те несоответствующие настоящим Правилам и обязательным нормативам, стандартам объекты недвижимости, существование и использование которых опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Применительно к этим объектам постановлением Главы города устанавливается срок приведения их в соответствие с настоящими Правилами, нормативами и стандартами.
Из материалов дела следует, что Ким Е. П. является собственником части жилого дома по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 306 кв. м., расположенного по адресу: "адрес", занимаемого жилым домом с приусадебным земельным участком.
Распоряжением Департамента управления имуществом г. о. Самары N от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предварительном согласовании предоставления в общею долевую собственность за плату земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, который предстоит образовать, в связи с расположением испрашиваемого земельного участка в зоне ПК-1.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд пришел к правильному выводу, что данный отказ Департамента управления имуществом г. о. Самары является необоснованным.
Как установлено судом, жилой дом на испрашиваемом земельном участке был построен в ДД.ММ.ГГГГ. до введение в действие Правил застройки и землепользования от 26.04.01 г., что подтверждается техническим паспортом дома, решением Железнодорожного районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом истец как собственники дома имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность.
Обстоятельств, свидетельствующих об опасности использования указанного жилого дома для жизни и здоровья людей, в судебном заседании установлено не было.
Границы, испрашиваемого земельного участка согласованы со всеми смежными землепользователями.
При указанных обстоятельствах, учитывая то, что жилой дом, расположенный на испрашиваемом земельном участке, был построен в ДД.ММ.ГГГГ право собственности на жилой дом признан за истцом по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ., то есть до введение в действие Правил застройки и землепользования от 26.04.2001 г., следовательно истец имеет право на оформление земельного участка в собственность, иные основания невозможности согласования предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка Департаментом управления имуществом указаны не были, отказ Департамента нарушает закон и права истца на получение земельного участка в собственность.
При таких обстоятельства суд пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения требований истца.
Вместе с тем, признавая незаконным распоряжение Департамента управления имуществом г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ. N, суд обязал Департамент управления имуществом г.о.Самара рассмотреть заявление Ким Е.П. и принять решение о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка.
Однако судом не учтено, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 Постановления Администрации городского округа Самара от 19.08.2015 N 929 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара", действовавшим на момент рассмотрения исковых требований, руководителя Департамента управления имуществом городского округа Самара наделен полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направления принятого решения заявителю, утверждения схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или отказа в ее утверждении в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ, за исключением земельных участков, занимаемых многоквартирными домами;
С учетом изложенного, исходя из выбранного истцом способа защиты своего права, судебная коллегия полагает необходимым из резолютивной части решения исключить указание о возложении обязанности на Департамент управления имуществом о принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу "адрес".
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии вида разрешенного использования земельного участка основным видам использования, предусмотренным для указанной зоны Правилами землепользования и застройки в городе Самаре N от ДД.ММ.ГГГГ., не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку подробно были исследованы судом первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда, иной оценке собранных по делу доказательств и не могут послужить поводом к отмене обжалуемого решения.
Исходя из вышеизложенного, доводов, позволяющих ставить под сомнение правильность постановленного по делу решения, в апелляционных жалобах не приведено.
Выводы суда подробно мотивированы и подтверждены материалами дела. Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. При рассмотрении дела не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены или изменения решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Самары от 27 июля 2016 года по существу оставить без изменения, апелляционную жалобу Департаменту управления имуществом г.о.Самара - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения, изложив ее следующим образом.
"Исковое заявление Ким Е.П. удовлетворить.
Признать незаконным Распоряжение Департамента управления имуществом г. о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ N.
Обязать Департамент управления имуществом г. о. Самары повторно рассмотреть заявление Ким Е.П. по вопросу о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты", в кадастровом квартале N."
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.