Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Медведкиной В.А.
судей
Вашкиной Л.И.,
Грибиненко Н.Н.
при секретаре
Сидорове Д.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-624/2016 по апелляционной жалобе Жилищно-строительного кооператива - 1078 на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года по иску прокурора Приморского района Санкт-Петербурга, в защите интересов неопределенного круга лиц, к Жилищно-строительному кооперативу - 1078 об обязании выполнить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Медведкиной В.А., объяснения представителя ЖСК-1078 Катрина А.С., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Спассковой Т.А, полагавшей решение суда законным и обоснованным,
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Приморского района Санкт-Петербурга обратился с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Жилищно-строительному кооперативу - 1078, в котором просил обязать ответчика в срок до истечения 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения Федерального закона "О пожарной безопасности" и Правил пожарной безопасности в Российской Федерации по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", а именно: в подъездах 13, 14, 15, 16 и 17 выходы из лестничных клеток на технический этаж обеспечить с установкой противопожарных дверей с нормируемым пределом огнестойкости; обеспечить проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации, противодымной защиты, обеспечить исправное состояние автоматической установки пожарной сигнализации, системы дымоудаления.
В обоснование заявленных требований указал, что при проведении мероприятий по контролю пожарной безопасности были выявлены нарушения. Выявленные нарушения федерального законодательства нарушают права и интересы неопределенного круга лиц, как проживающих в доме жильцов, так и посещающих жилой дом иных лиц, и угрожают личной их безопасности.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года требования удовлетворены.
Не согласившись с вышеуказанным решением, ответчик в жалобе просит решение отменить, считая его незаконным, ссылаясь на неправленое установление обстоятельств по делу.
Третьи лица ОНД Приморского района ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу и АНО "Санкт-Петербургский театр "За черной речкой" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, АНО "Санкт-Петербургский театр "За черной речкой" просило рассматривать дело в отсутствие своего представителя. При указанных обстоятельствах в силу положений части 1 статьи 327, статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия не усматривает препятствий для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом N 313 от 18.06.2003, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору; создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению.
В силу статьи 37 ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за несоблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Из материалов дела усматривается, что ЖСК-1078 осуществляет управление общедомового имущества многоквартирного дома "адрес", в подъездах 13, 14, 15, 16 и 17.
Судом первой инстанции установлено, что по результатам проведения плановых мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности на объекте, управляемом ответчиком, были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, указанные в предписаниях ОНД Приморского района ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу N 2-22-1035/1/1 от 09 декабря 2014 года и N 2-22-335/1/1 от 05 июня 2015 года.
Также судом первой инстанции установлено, что ответчиком выявленные в ходе проверок и указанные в предписании ОНД Приморского района ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу N 2-22-335/1/1 от 05 июня 2015 года нарушения действующего законодательства, не устранены.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Правил пожарной безопасности Российской Федерации, Федеральным законом "О пожарной безопасности", статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N491 от 13.08.2006, статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из анализа представленных доказательств, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи с невыполнением ответчиком предписания ОНД Приморского района ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от 05 июня 2015 года.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводом суда о наличии правовых оснований для удовлетворения требований в части обеспечения исправного состояния автоматической установки пожарной сигнализации, системы дымоудаления и проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации, противодымной защиты адресу: "адрес", в подъездах 13, 14, 15, 16 и 17, поскольку он основан на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждается представленными при разрешении спора доказательствами.
Довод апелляционной жалобы, что спорный жилой дом был построен в 1982 году до введения в действие Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правил противопожарного режима в Российской Федерации. СП 4.13130.2013 не освобождает ответчика от обязанности по соблюдению действующих требований пожарной безопасности и принятия мер, направленных на приведение здания в соответствии с установленными требованиями пожарной безопасности, учитывая, что требования пожарной безопасности, нарушение которых вменено заявителю оспариваемым предписанием, не являются вновь установленными (аналогичные требования были установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", ППБ I 10-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией").
Судебная коллегия также считает необходимым отметить, что не имеет правового значения довод заявителя о том, что часть многоквартирного дома незаконно занимает иная организация Театр "За Черной речкой", нарушающая жилищное законодательства, поскольку именно кооператив является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в указанном доме.
Ответчиком в опровержение доводов истца в суд первой инстанции были представлены сведения о неоднократных обращениях в Жилищный комитет Санкт-Петербурга, решения общих собраний собственников многоквартирного дома по проведению капитального ремонта системы АППЗ, сметы капитального ремонта, переписка с прокуратурой Приморского района и Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга.
Между тем, представленные документы не подтверждают исполнение ответчиком обязанности по устранению нарушений, указанных в предписании, а приведенные в апелляционной жалобе доводы о проведении работ по капитальному ремонту АППЗ многоквартирного жилого дома в рамках Региональной программы капитального ремонта не свидетельствуют об освобождении ответчика от проведения данных работ, в связи с чем суд правомерно постановилрешение о обязании ответчика к проведению работ, обеспечивающих исправное состояние систем противопожарной защиты с последующим обеспечением технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта систем АППЗ.
Решение постановленосудом при правильном применении норм материального права с соблюдением требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части не подтверждают наличие предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене постановленного решения, по существу повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, выражают несогласие с оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для переоценки не имеется.
Поскольку срок, в течение которого суд постановилустранить нарушения пожарной безопасности истек, в просительной части искового заявления прокурор указывал на 30-ти дневный срок с момента вступления решения в законную силу, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда и обязать ЖСК N 1078 в срок до истечения 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить исправное состояние автоматической установки пожарной сигнализации, системы дымоудаления и проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации, противодымной защиты по адресу: "адрес", в подъездах 13, 14, 15, 16 и 17.
Между тем, доводы жалобы в части несогласия с решением суда об обязании ЖСК-1078 обеспечить выходы из лестничных клеток на технический этаж с установкой противопожарных дверей с нормируемым пределом огнестойкости заслуживают внимания.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения начальника ОНД Приморского района от 24.04.2015 N 2-22-335 с целью контроля ранее выданного предписании от 09.12.2014 N 2-22-1035/1/1 сотрудниками ОНД Приморского района проведена внеплановая проверка объекта защиты - многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес", в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности,
По результатам проверки ЖСК-1078 выдано предписание от 05.06.2015 N 2-22-335/1/1 об устранении выявленных нарушений.
Согласно пункту 1 предписания в подъездах N 13, 14, 15, 16, 17 выходы из лестничных клеток на технический этаж не обеспечены через противопожарные двери с нормируемым пределом огнестойкости, что является нарушением пункта 1 части 2 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), пункта 7.6 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям. СП 4.13130.2013", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.04.2013 N 288 (далее - СП 4.13130.2013).
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности -невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 2 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя названный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности
В соответствии со статьей 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом
В силу статьи 20 Закона N 69-ФЗ установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении условия: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно пункту 7.6 СП 4.13130.2013 раздела "Обеспечение деятельности пожарных подразделений" выходы с лестничных клеток на кровлю или чердак предусматриваются по лестничным маршам с площадками перед выходом через противопожарные двери 2-го типа размером не менее 0,75 х 1,5 метра. Указанные марши и площадки должны выполняться из негорючих материалов и иметь уклон не более 2:1 и ширину не менее 0,9 метра.
Пунктом 3.45 СП 4.13130.2013 установлено, что чердак - это пространство между перекрытием верхнего этажа, покрытием здания (крышей) и наружными стенами (при их наличии), расположенное выше перекрытия верхнего этажа.
В силу пункта 3.53 СП 4.13130.2013 этаж технический - это этаж для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций, который может быть расположен в нижней (техническое подполье), верхней (технический чердак) или в средней части здания. Пространство, используемое только для прокладки коммуникаций, высотой менее 1,8 м техническим этажом не является.
Как указал административный орган, в подъездах N 13, 14, 15, 16, 17 выходы из лестничных клеток на технический этаж не обеспечены через противопожарные двери с нормируемым пределом огнестойкости, что является нарушением пункта 7.6 СП 4.13130.2013.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, в многоквартирном жилом доме по адресу: "адрес", имеется технический (второй) этаж. Выход на данный технический этаж осуществляется в подъездах 13, 14, 15, 16, 17 из пяти открытых переходных лоджий.
Указанный технический этаж не подпадает под понятие чердака или технического этажа, поэтому требования пункта 7.6 (выход на кровлю или чердак) в этом случае не подлежат применению.
Таким образом, в данном случае то обстоятельство, что в подъездах NN13-17 выходы из лестничных клеток на технический (второй) этаж не обеспечены через противопожарные двери с нормируемым пределом огнестойкости, не может являться нарушением пункта 7.6 СП 4.13130.2013.
При этом в иске не приводится каких-либо иных норм права, которые бы нарушил ответчик.
С учетом изложенного данные требования прокурора удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года изменить.
Обязать Жилищно-строительный кооператив N ... в срок до истечения 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу по адресу: "адрес", в подъездах 13, 14, 15, 16 и 17 обеспечить исправное состояние автоматической установки пожарной сигнализации, системы дымоудаления и проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации, противодымной защиты.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.