Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Шушкевич О.В.
судей Давыдовой Т.И., Жуковой Н.А.
при секретаре Богдан О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 октября 2016 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Беспаловой Е.В. на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 03 июня 2016 года по иску Беспаловой Е.В. к Министерству сельского хозяйства Челябинской области, Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области об обязании включить в список федеральной программы по обеспечению жильем.
Заслушав доклад судьи Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя истца Беспаловой Е.В. - Дорофеевой Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области Валеевой Г.Р., представителя ответчика Министерства сельского хозяйства Челябинской области Левиной Д.Е. против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Беспалова Е.В. обратилась с иском к Министерству сельского хозяйства Челябинской области, Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области с требованием об обязании включить ее в Список граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание и претендующих на получение социальной выплаты в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 года N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", в порядке первой очереди.
В обоснование иска указала, что решением Аргаяшского районного суда от 09 октября 2012 года признано незаконным решение жилищной комиссии Администрации Аргаяшского района от 22 августа 2012 года N 5
об отказе во включении Беспаловой Е.В. в Список граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание и претендующих на получение социальной выплаты по Аргаяшскому району по программе "Социальное развитие села до 2013 года"; на Администрацию Аргаяшского района возложена обязанность включить Беспалову Е.В. в составе семьи из 3 человек, в Список граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание и претендующих на получение социальной выплаты по Аргаяшскому району по программе "Социальное развитие села до 2013 года", с даты приема заявления - с 19 июля 2012 года. Семья истца на момент вступления в законную силу решения суда соответствовала требованиям для участия в данной программе; до настоящего момента решение суда не исполнено - в Список она не включена, социальной выплатой не обеспечена. В связи с ее желанием участвовать в федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" 26 сентября 2014 года она предъявила в Администрацию Аргаяшского района необходимые документы, но согласно ответу от 16 июля 2015 года в Министерство сельского хозяйства Челябинской области, полномочное принять решение о выплате, документы не поступали.
В судебное заседание истец Беспалова Е.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель истца Дорофеева Н.В. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Аргаяшского района Валеева Г.Р. исковые требования не признала.
Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства Челябинской области Левина Д.Е. исковые требования не признала.
Суд постановилрешение, которым в удовлетворении исковых требований отказал.
В апелляционной жалобе Беспалова Е.В. просит решение суда отменить ввиду его незаконности в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что Администрацией Аргаяшского района решение Аргаяшского районного суда от 09 октября 2012 года не исполнено, она лишена возможности участвовать в программе "Социальное развитие села до 2013 года", поэтому полагает, что должна быть включена в Список по программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" в первоочередном порядке. Полагает, что то обстоятельство, что она, включенная в Список на 2013 год, не
соответствует требованиям целевой программы на 2014-2017 годы, не является самостоятельным основанием для отказа во включении в такой Список. На основании п. 7 Порядка формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и порядке выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 16 июня 2014 года N 261-П, она и ее семья подлежат включению в Список по программе на 2014-2017 годы и на период до 2020 года в первоочередном порядке.
Истец Беспалова Е.В. о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещена, в суд не явилась, просила о рассмотрении дела без ее участия, в связи с чем судебная коллегия на основании ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотрение дела в её отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. ст. 2, 5 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, решением жилищной комиссии администрации Аргаяшского муниципального района, оформленным протоколом от 29 мая 2012 года N 7 и утвержденным постановлением Главы Аргаяшского муниципального района от 29 мая 2012 года N 57, Беспалова Е.В. в составе семьи из трех человек признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ и подлежит включению в список на улучшение жилищных условий (л.д. 81, 82).
Решением жилищной комиссии Администрации Аргаяшского муниципального района, оформленным протоколом от 22 августа 2012 года N 5 и утвержденным постановлением Главы Аргаяшского муниципального района от 31 августа 2012 года N 1606, Беспаловой Е.В. отказано во включении в Список граждан, молодых семей и молодых специалистов,
изъявивших желание и претендующих на получение социальной выплаты по Аргаяшскогму муниципальному району по программе "Социальное развитие села до 2013 года" (л.д. 77,78).
Решением Аргаяшского районного суда Челябинской области от 09 октября 2012 года на Администрацию Аргаяшского муниципального района возложена обязанность включить Беспалову Е.В., состав семьи 3 человека, в Список граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание и претендующих на получение социальной выплаты по Аргаяшскому муниципальному району по программе "Социальное развитие села до 2013 года", с даты приема заявления - с 19 июля 2012 года (л.д. 9-10).
26 сентября 2014 года Беспалова Е.В. обратилась в Администрацию Аргаяшского муниципального района с заявлением о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", предоставив в том числе справку о работе в ****, находящемся в г. Челябинске (л.д. 47-60).
Из ответа Министерства сельского хозяйства Челябинской области от 12 августа 2015 года в адрес истца следует, что осуществляемая с 2014 года федеральная целевая программа предусматривает предоставление социальной выплаты гражданам, проживающим и работающим в сельской местности. Списки на семью истца из Аргаяшского муниципального района не поступали. В представленном пакете документов имеется трудовая книжка и справка о работе, свидетельствующая о работе истца в г. Челябинске, что не соответствует требованиям федеральной целевой программы, согласно которой гражданин должен работать по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в сельской местности (л.д. 13).
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что невыполнение условий, предусмотренных Типовым положением к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", вне зависимости от участия гражданина в предыдущей целевой программе, исключает возможность его участия в целевой программе, действующей в настоящее время.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
i -
Постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2002 года N 858 в целях повышения уровня и качества жизни сельского населения утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года".
В соответствии с Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, являющимся приложением к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2002 года N 858, право на предоставление социальной выплаты имеют граждане, постоянно проживающие в сельской местности, имеющие собственные и (или) заемные средства не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, при соблюдении вышеуказанных условий представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление с приложением документов, перечисленных в п. 12 Типового положения, на основании которых органы исполнительной власти формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждают сводные списки, уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении.
Согласно п. 3 Порядка формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 20 июня 2011 года N 223, органы местного самоуправления формируют списки граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат и в срок до 1 октября года, предшествующего очередному финансовому году, направляют их в Министерство сельского хозяйства Челябинской области.
В связи с истечением срока действия указанной программы постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 года N 598 утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Согласно п. 4 Типового положения к указанной программе право на получение социальной выплаты имеют граждане, постоянно проживающие и работающие по трудовому договору или осуществляющие индивидуальную трудовую деятельность в сельской местности, имеющие собственные и (или)
заемные средства не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Очередность групп граждан, включенных в списки граждан для получения социальной выплаты, указана в п. 5 Типового положения. В каждой группе граждан очередность определяется в хронологической последовательности по дате подачи ими заявления с учетом первоочередного предоставления социальных выплат: гражданам, имеющих трех и более детей; гражданам, включенных в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2002 года N 858 (п.п. 5, 6 Типового положения). При этом обязательным является соблюдение условий, установленных данным Типовым положением, в том числе осуществление трудовой (предпринимательской) деятельности в сельской местности (п.п. 4,19 Типового положения).
Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в Челябинской области утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 16 июня 2014 года N 261-П.
В Сводный список в первоочередном порядке включаются граждане, молодые семьи и молодые специалисты, включенные в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", по дате подачи ими заявления при соблюдении условий, установленных Типовым положением (п. 7).
Таким образом, в соответствии с условиями действующей с 2014 года федеральной целевой программы одним из обязательных условий для предоставления социальной выплаты является осуществление трудовой деятельности в сельской местности, данное условие истцом не подтверждено.
Учитывая, что предусмотренные федеральной целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" условия в полном объеме не соблюдены, оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на основании п. 7 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 16 июня 2014 года N 261-П, она и ее семья подлежат включению в Список по программе на 2014-2017 годы и на период до 2020 года в первоочередном
порядке, являются несостоятельными, поскольку включение в указанный Список в первоочередном порядке лиц, ранее включенных в программу "Социальное развитие села до 2013 года", возможно при соблюдении условий, предусмотренных федеральной целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", в том числе условия о работе в сельской местности.
Доводы истца о том, то Администрацией Аргаяшского района решение Аргаяшского районного суда от 09 октября 2012 года не исполнено, она лишена возможности участвовать в программе "Социальное развитие села до 2013 года", поэтому должна быть включена в Список по программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" в первоочередном порядке, не могут быть приняты во внимание.
Как следует из ответа Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 05 октября 2015 года N 393 в адрес судебного пристава, во исполнение постановления о возбуждении исполнительного производства от 25 сентября 2015 года решение суда исполнено ответчиком, Беспалова Е.В. (состав семьи 3 человека) включена в Список граждан Аргаяшского муниципального района, изъявивших желание участвовать в программе "Социальное развитие села до 2013 года по разделу граждане, проживающие и работающие в сельской местности" (л.д. 42).
Таким образом, решение суда на которое ссылается истец, исполнено, оснований для возникновения права на получение социальной выплаты по иному основанию, чем указано в постановленном ранее решении суда от 09 октября 2012 года, у истца не имеется.
Доводы истца о том, что несоответствие требованиям целевой программы 2014-2017 годы не является основанием для отказа во включении в Список целевой программы на 2014-2017 годы, поскольку она включена в Список на 2013 год, основаны на ошибочном толковании норм права, так как основанием для отказа во включении в Список по программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" является отсутствие совокупности условий для признания права на участие в программе.
Из письма Министерства сельского хозяйства РФ от 04 мая 2016 года следует, что действие федеральной целевой программы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2002 года N 858, закончилось в 2013 году. Объем средств федерального бюджета, выделенных на реализацию программы, не позволил обеспечить жильем всех граждан, молодых семей и молодых специалистов, включенных в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия в рамках данной
программы. В этой связи в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" вышеуказанные граждане, молодые семьи и молодые специалисты имеют право на первоочередное получение социальной выплаты при соблюдении условий программы. При несоблюдении хотя бы одного условия программы, в том числе работы по трудовому договору или осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятия), оснований для включение в списки участников программы не имеется (л.д. 118-119).
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий правоотношения сторон, выводы суда подтверждены доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 03 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Беспаловой Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.