Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 27 сентября 2016 г. по делу N 33а-593/2016
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
председательствующего
Гогина А.В.,
судей:
Ершова К.Г.,
Пестуновича В.И.,
при секретаре
Хлудневе А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы представителей административного ответчика на решение Псковского гарнизонного военного суда от 30 июня 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части 07264 старшего сержанта Гончаренко Александра Яковлевича об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. Псков) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО) об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Пестуновича В.И., окружной военный суд,
УСТАНОВИЛ:
Гончаренко, обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными решение начальника ЗРУЖО от 11 апреля 2016 года N 60-14/2016/12 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, его и двух членов его семьи: дочери Марии,2002 г.р. и матери - Гончаренко Л.П.
Основанием для отказа ЗРУЖО послужил факт того, что истец и заявленные им члены его семьи проживают в жилых помещениях, суммарная площадь которых превышает учетную норму на каждого проживающего.
Решением Псковского гарнизонного военного суда требования административного истца удовлетворены.
Суд первой инстанции признал незаконным оспариваемое решение ЗРУЖО и обязал его повторно рассмотреть вопрос о принятии Гончаренко на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Удовлетворяя требования истца, суд исходил из того, что в занимаемом истцом жилом помещении, общей площадью ***кв.м., совместно с ним проживают еще четыре члена его семьи, включая мать.
В связи с этим, суд пришел к выводу о том, что размер приходящейся в квартире общей площади жилого помещения на каждого проживающего составляет менее 11 кв.м., что меньше размера учетной нормы в г. Пскове.
Сам факт регистрации матери истца в квартире ее дочери суд не признал подтверждением того, что она проживает в этой квартире в качестве члена семьи собственника жилого помещения (своей дочери), сославшись на решение Псковского городского суда от 13 июля 2011 года о признании Гончаренко Лидии Петровны членом семьи её сына Гончаренко Александра Яковлевича.
В апелляционных жалобах представители административного ответчика выражают несогласие с вынесенным судебным постановлением и, ссылаясь на ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, указывают, что мать истца - Гончаренко Л.П., зарегистрирована по месту жительства в квартире общей площадью *** кв.м. по адресу: г. Псков, ***.
Указанная квартира принадлежит на праве собственности ее дочери. Исходя из этого, представители ответчиков считают, что Гончаренко Л.П. зарегистрирована и проживает в этой квартире в качестве члена семьи собственника жилья и имеет право пользования им наравне с собственником.
Поскольку общая площадь квартиры, принадлежащей супруге Гончаренко и его старшей дочери по адресу: г. Псков, ***, где проживают на правах членов семьи сам административный истец и его младшая дочь, равна *** кв.м., с учетом размера приходящейся на мать истца площади занимаемого ею жилого помещения, на пятерых членов семьи истца, включая его мать, в общей сложности, приходится жилая площадь, превышающая учетную норму на каждого проживающего.
Так как в городе Пскове установлена учётная норма жилой площади в 14 кв.м. на одного человека, а члены семьи Гончаренко обеспечены жильём более этого размера, административный ответчик считает, что истец не может быть принят на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях на заявленный состав семьи.
В заключение в жалобах ставится вопрос об отмене решения гарнизонного военного суда, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб, окружной военный суд исходит из следующего.
Согласно положениям ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ определено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Указанное правило не является универсальным, поскольку должно применяться в системной связи с частью 2 статьи 51 ЖК РФ, которую суд не применил при разрешении данного административного дела.
Согласно этой норме закона при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Постановлением Псковской городской Думы от 8 июля 2005 года N 447 "Об установлении учётной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления общей площади жилого помещения", установлена учётная норма в городе Пскове в 14 кв.м. на одного человека.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривалось, что выслуга Гончаренко составляет более двадцати лет и военную службу по контракту он проходит с 1994 года.
В июне 2001 года Гончаренко приобрёл двухкомнатную квартиру общей площадью *** кв.м. по адресу: г. Псков, ***, которая была оформлена на старшую дочь и супругу административного истца.
Мать истца - Гончаренко Л.П. с 1993 года являлась нанимателем жилого помещения по адресу: г. Псков, ***
В 1994 года она приобрела право собственности на указанную квартиру в порядке приватизации, в 2010 году подарила ее своей дочери Кушиной С.Я. и проживала в этой квартире до 7 июня 2011 года, после чего зарегистрировалась по месту жительства в квартире истца по Рижскому проспекту в г. Пскове.
Решением Псковского городского суда от 13 июля 2011 года мать истца, Гончаренко Л.П. признана членом его семьи, как военнослужащего. При этом суд исходил из факта совместного проживания матери истца с ним и ведениями ими общего хозяйства на тот момент времени.
20 декабря 2011 года Гончаренко снялась с регистрационного учета из квартиры сына и вновь вселилась в квартиру по ул. Розы Люксембург в качестве матери собственника жилого помещения, то есть на основании части 1 статьи 31 ЖК РФ. При этом в этой квартире она зарегистрирована по месту жительства одна.
Как видно из заявления Гончаренко в ЗРУЖО от 25 декабря 2015 года, он просил признать нуждающимися в улучшении жилищных условий не весь состав своей семьи, а только его самого, свою дочь Марию и мать, указывая, что они не имеют жилых помещений в собственности и не являются нанимателями жилых помещений, а остальные члены семьи жильем обеспечены.
11 апреля 2016 года решением N 60-14/2016/12 начальника ЗРУЖО Гончаренко было отказано в постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
При определении обеспеченности заявленных истцом членов семьи, ЗРУЖО учитывало жилое помещение, в котором была зарегистрирована по месту жительства мать истца.
С учетом этого, поскольку суммарный размер занимаемых каждым из членов семьи Гончаренко превышал учетную норму, установленную в г. Пскове, уполномоченный орган пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем предоставлены документы, которые не подтверждают право административного истца и членов его семьи состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку Гончаренко обратился с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении с составом семьи 3 человека, включая его мать, которая является членом семьи собственника жилого помещения по ул. Розы Люксембург, при этом состав семьи, подлежащий обеспечению жильем совместно с ним, как с военнослужащим, определилсам истец, руководитель ЗРУЖО правильно указал, что при определении нуждаемости в улучшении жилищных условий истца и членов его семьи следует учитывать жилое помещение, занимаемое его матерью.
С учетом этого жилого помещения, размер приходящейся на истца и членов его семьи общей площади жилого помещения превышал учетную норму, установленную в г. Пскове, в связи с чем оснований для постановки его на жилищный учет не имелось, о чем правильно указано в апелляционных жалобах.
Вывод гарнизонного военного суда о том, что мать истца, только в силу наличия решения Псковского городского суда от 13 июля 2011 года, считается проживающей совместно с истцом, без учета сведений, имеющихся в документах регистрационного учета о ее месте жительства, является ошибочным.
На основании изложенного, поскольку выводы гарнизонного военного суда не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального права, окружной военный суд считает необходимым отменить оспариваемое решение и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Псковского гарнизонного военного суда от 30 июня 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Гончаренко Александра Яковлевича об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. Псков) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного иска Гончаренко А.Я. - отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.