Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 20 октября 2016 г. по делу N 33а-623/2016
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: ГОГИНА А.В.,
СУДЕЙ: ПОСТНИКОВА В.Н.,
ПОЗДНЯКОВА С.И.,
при секретаре Давыдове А.А.,
рассмотрел в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Псковского гарнизонного военного суда от 31 мая 2016 года по административному исковому заявлению К.С.В. в интересах
К.П.С.
об оспаривании действий начальника территориального отделения ЗРУЖО, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма служебного жилого помещения, члена семьи военнослужащего.
Заслушав доклад судьи Позднякова С.И., окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
К. проходит военную службу по контракту и относится к категории военнослужащих, которые, согласно абзацу четвертому п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.
30 мая 2013 года К., как это видно из имеющейся в материалах дела ксерокопии заявления, обращался в территориальное отделение в г. Пскове ЗРУЖО с заявлением о предоставлении ему служебного жилого помещения (л.д.55).
Согласно административному исковому заявлению Карпухина, поданному им в суд в интересах К., его доверитель, в связи с заключением брака и рождением сына, обратился в территориальное отделение ЗРУЖО после 4 апреля 2016 года с заявлением о принятии его на учёт для обеспечения служебным жилым помещением составом семьи три человека.
По утверждению представителя К., жилищный орган принял на указанный учёт самого военнослужащего и его сына, а супруге К. - отказал на том основании, что ранее она была зарегистрирована по месту жительства в населённом пункте, где претендует на обеспечение служебным жилым помещением (л.д. 1-4).
Каких-либо сведений о том, когда фактически К. подал заявление в территориальное отделение ЗРУЖО с целью обеспечения его семьи служебным жилым помещением, в материалах дела не имеется.
Вместе с тем, из содержания уведомления начальника территориального отделения ЗРУЖО от 17 марта 2016 года N 60-10/2016/238 следует, что на основании заявления К. и представленных им документов, его супруге отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма служебных жилых помещений.
Основанием для этого отказа послужило то обстоятельство, что супруга К. до 1 декабря 2015 года была зарегистрирована по месту жительства в квартире своих родителей в населённом пункте по месту службы военнослужащего, где он претендует на обеспечение служебным жилым помещением.
Действия супруги К., связанные с добровольным снятием с регистрации по месту жительства, жилищным органом были расценены как злоупотребление правом с целью обеспечения другим жилым помещением за счёт МО РФ (л.д.9).
Обращаясь в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, К. утверждал, что жилищный орган необоснованно отказал супруге К. в принятии на учёт нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением вместе с мужем и сыном, поскольку она является членом семьи военнослужащего и не имеет жилых помещений в собственности или по договору социального найма, а сам факт её снятия с регистрационного учёта нельзя рассматривать как злоупотребление правом.
В связи с этим административный истец просил суд признать незаконными действия начальника территориального отделения ЗРУЖО связанные с отказом в принятии на учёт нуждающихся в служебном жилом помещении супруги К. и обязать должностное лицо жилищного органа повторно рассмотреть данный вопрос.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, гарнизонный военный суд, сославшись на положения ст.ст. 53 и 99 ЖК РФ, согласился с выводом жилищного органа о злоупотреблении супругой К. правом с целью получения служебного жилого помещения.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение гарнизонного военного суда и принять по делу новое решение, удовлетворив заявленные требования. Обосновывая жалобу, её автор ссылаясь на постановление Пленума Верховного суда РФ N 14 от 2 июля 2009 года в части разъяснения значения регистрации лица для определения его жилищных прав, а также судебную практику Верховного Суда РФ, пишет, что супруга К. снялась с регистрационного учёта с целью реализации своего права на проживание вместе с семьёй в служебном жилом помещении по месту службы своего мужа - военнослужащего и какого-либо иного жилья не имеет, что не было учтено судом первой инстанции при принятии оспариваемого решения. Кроме того, по мнению представителя К., гарнизонный военный суд необоснованно руководствовался при вынесении этого решения положениями ст. 53 ЖК РФ.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд не находит оснований для отмены или изменения решения гарнизонного военного суда.
Право военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями закреплено в ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которой служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок обеспечения служебными жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ определён "Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений", утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280.
В соответствии с п. 1 указанной Инструкции военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Вместе с тем, основания предоставления гражданам, в том числе военнослужащим и членам их семей, специализированных жилых помещений, к которым относятся и служебные жилые помещения, указаны в ч. 2 ст. 99 ЖК РФ.
Из данной нормы ЖК РФ следует, что единственным условием предоставления служебных жилых помещений гражданам, имеющим право их получения, является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении других жилых помещений в соответствующем населенном пункте.
Из материалов дела следует, что супруга К., после заключения с ним брака в феврале 2015 года, 1 декабря того же года снялась с регистрационного учёта по месту жительства и 8 декабря 2015 года была зарегистрирована по адресу воинской части, в которой проходил службу и был зарегистрирован её супруг.
Как следует из содержания сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, которые прикладываются военнослужащим к заявлению в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение организации) для получения служебного жилого помещения, К. и его супруга 11 января 2016 года указали об отсутствии у них жилых помещений (л.д.52-53).
Исходя из этого можно сделать вывод, что К. обратился в территориальное отделение ЗРУЖО с заявлением о предоставлении ему служебного жилого помещения с учётом супруги, не позже 11 января 2016 года, то есть через месяц после снятия с регистрации по месту жительства и регистрации её по адресу воинской части.
В соответствии с определением судьи от 19 мая 2016 года о принятии административного искового заявления к производству суда и назначении подготовки дела к судебному разбирательству, жилищные условия административного истца и членов его семьи определены в качестве обстоятельства, имеющего юридическое значение для дела, а обязанность доказывания этого обстоятельства была возложена на административного истца (его представителя) (л.д. 15).
Указанное определение было выдано представителю К. 20 мая 2016 года (л.д.18).
Вместе с тем каких-либо сведений о фактическом месте жительства К. и его супруги, как на момент обращения с заявлением в жилищный орган, так и после рождения в апреле 2016 года сына и до настоящего времени, административным истцом и его представителем не представлено.
Не указано на такие сведения и в апелляционной жалобе.
Фактически К. полагает, что его супруга имеет право вместе с ним на обеспечение служебным жилым помещением лишь на том основании, что не имеет в собственности жилого помещения и снялась с регистрационного учёта на жилой площади, на которой проживала в качестве члена семьи собственника жилого помещения.
Вместе с тем, каких-либо данных, подтверждающих наличие предусмотренных жилищным законодательством ограничений и препятствий по пользованию его супругой этим жилым помещением, в материалах дела не имеется.
Поскольку в силу части 2 статьи 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, сам по себе факт снятия с регистрационного учёта по прежнему месту жительства, где она проживала на законных основаниях, не возлагал обязанность на МО РФ по обеспечению её служебным жилым помещением, так как в ЗРУЖО не представлено каких-либо объективных данных, свидетельствующих о наличии препятствий для её проживания на жилой площади по прежнему адресу.
Таким образом, в результате действий супруги К., связанных с её перерегистрацией по адресу воинской части, были созданы искусственные условия для обеспечения её служебным жилым помещением, право на которое предусмотрено Федеральным законом "О статусе военнослужащих" для прибывших к новому месту службы военнослужащих и членов их семей.
При таких обстоятельствах у гарнизонного военного суда имелись основания согласиться с выводом территориального отделения ЗРУЖО о злоупотреблении супругой К. правом с целью получения служебного жилого помещения в населённом пункте, где она уже была обеспечена жилым помещением.
Что же касается ссылки в решении гарнизонного военного суда на положения ст. 53 ЖК РФ, то, как правильно пишет автор апелляционной жалобы, данная жилищная норма не подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку регулирует вопросы, связанные с обеспечением граждан жилыми помещениями по договору социального найма, а не служебным жильём.
Вместе с тем данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для отмены или изменения судебного решения, поскольку оно основано на положениях ст. 99 ЖК РФ, которой фактически и руководствовался суд первой инстанции при разрешении данного спора.
Не ставит под сомнение правильность принятого судом решения и ссылка автора апелляционной жалобы на постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009годаN14"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в части разъяснения значения регистрации лица для определения его жилищных прав, поскольку сам факт проживания супруги К. в жилом помещении, в котором она была ранее зарегистрирована, в качестве члена семьи собственника, административным истцом не оспаривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Псковского гарнизонного военного суда от 31 мая 2016 года по административному исковому заявлению К.С.В. в интересах К.П.С. об оспаривании действий начальника территориального отделения ЗРУЖО, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма служебного жилого помещения, члена семьи военнослужащего, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.