Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи Григорьевой Ф.М.,
судей: Пуминовой Т.Н., Ситниковой Л.П.,
при секретаре Савилове Р.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Субач Н.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Пронозиной М.А. и Субач К.В., на решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 27 апреля 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Субач Н.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Пронозиной М.А. и Субач К.В. к Администрации Заводоуковского городского округа, Департаменту Агропромышленного комплекса Тюменской области об установлении факта постоянного проживания в сельской местности, признании незаконным распоряжения Администрации Заводоуковского городского округа от 31.08.2015 г. " ... " в части, возложении на Администрацию Заводоуковского городского округа обязанности восстановить Субач Н.В. и членов ее семьи в список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период 2020 года", возложении обязанности на Департамент Агропромышленного комплекса Тюменской области включить Субач Н.В. и членов ее семьи в сводный список молодых семей участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период 2020 года", отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., объяснения представителя ответчика Боровинской А.Ю., возражавшей против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия Тюменского областного суда,
установила:
Истец Субач Н.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Пронозиной М.А. и Субач К.В., обратилась в суд с иском к Администрации Заводоуковского городского округа, Департаменту агропромышленного комплекса Тюменской области (с учетом увеличения исковых требований) об установлении факта постоянного проживания по адресу: " ... ", признании незаконным распоряжения Администрации Заводоуковского городского округа от 31 августа 2015 " ... " в части не включения Субач Н.В. и членов ее семьи в списки изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках реализации ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" на 2016 год и плановый период, возложении обязанности на Администрацию Заводоуковского городского округа Тюменской области восстановить в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу Субач Н.В. и членов ее семьи в список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" в порядке очередности с учетом даты подачи заявления, включив ее и членов ее семьи в список участников указанной программы, возложении обязанности на Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области включить в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу истцов в сводный список молодых семей (молодых специалистов) - участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года" по Тюменской области на очередной финансовый год и на плановый период 2017 и 2018 годов в порядке очередности с учетом даты подачи заявления, включив Субач Н.В. и членов ее семьи в сводных список молодых семей (молодых специалистов) - участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года" по Тюменской области на очередной финансовый год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
Требования мотивированы тем, что Субач Н.В. и ее несовершеннолетние дети Пронозина М.А. и Субач К.В. постоянно проживают в " ... ", с рождения, несмотря на наличие регистрации по месту жительства в городе Заводоуковске. Семья истца была признана участником Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" и включена в резервный список на 2015 год. Однако Распоряжением Администрации Заводоуковского городского округа от 31 августа 2015 года " ... " истцам, как не соответствующим требованиям, установленным п.п.1.5, 1.6 Положения о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам на селе - участникам мероприятий в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года", утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 года N106-п, отказано во включении в список изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы на 2016 год. Указанное Распоряжение препятствует ей и ее несовершеннолетним детям в реализации своего права на получение субсидии для приобретения жилья, следовательно, их права на улучшение жилищных условий нарушены. Установление факта необходимо семье Субач для включения в список участников федеральной целевой программы.
Истец Субач Н.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Пронозиной М.А. и Субач К.В., и ее представитель в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчиков Администрации Заводоуковского городского округа, Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, поддержав письменные возражения.
Представитель третьего лица Правительства Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Судом постановленовышеуказанное решение, с которым не согласна истец Субач Н.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Пронозиной М.А. и Субач К.В. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Считает, что справки из администрации и школы подтверждают факт, что она и ее дети постоянно проживают в сельской местности, а именно в с.Першино Заводоуковского района. Указывает, что на основании Постановления Администрации Заводоуковского городского округа от 22 апреля 2014 года " ... " семья истца признана нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления социальной выплаты. В связи с изложенным полагает, что на момент вынесения распоряжения Администрации Заводоуковского городского округа от 31 августа 2015 года " ... " ее семья соответствовала Типовому положению о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, а также п.1.5 Положения, утвержденного Постановление Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 года N106-п, а потому должна быть восстановлена в списке участников мероприятий - получателей социальной выплаты в рамках реализации Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период 2020 года".
В возражениях на апелляционную жалобу истца ответчики просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, как это предусмотрено ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащем отмене, в связи с неправильным применением судом норм материального права и неверной оценке доказательств, имеющихся в материалах дела.
Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 года N 598 утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
Приложением N 4 к данной программе является Типовое положение, которое устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Согласно п.33 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", право на получение социальной выплаты имеют молодые семьи и молодые специалисты, постоянно проживающие в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере.
Под молодыми семьями, указанными в п.33 понимаются молодые семьи (и члены их семей), соответствующие в совокупности следующим условиям: возраст на дату подачи заявления в соответствии не старше 35 лет; постоянное проживание в сельской местности, работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения; наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения;
Под молодыми специалистами, указанными в п.33 понимаются молодые специалисты (и члены их семей), соответствующие в совокупности следующим условиям: одиноко проживающее или состоящее в браке лицо в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющее законченное высшее (среднее профессиональное) образование, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией; постоянное проживание молодого специалиста (и членов его семьи) в сельской местности, в которой молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере; признание молодого специалиста (и членов его семьи) нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения; наличие у молодого специалиста (и членов его семьи) собственных и (или) заемных средств в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 настоящего Типового положения.
Пунктом 2.30 Постановления Правительства Тюменской области от 17.03.2014 N 106-п "О социальных выплатах молодым семьям и молодым специалистам на селе - участникам мероприятий в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" определены случаи, когда молодые семьи (молодые специалисты) исключаются из сводного списка участников на очередной финансовый год либо не подлежат включению органом местного самоуправления в списки изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с пунктом 2.27 настоящего Положения, в том числе в случае переселения из сельской местности.
В соответствии с п. 2.31 в случае установления обстоятельств, указанных в пункте 2.30 настоящего Положения, орган местного самоуправления принимает решение о том, что молодые семьи (молодые специалисты) - участники сводного списка на плановый период, не подлежат включению в соответствии с пунктом 2.27 настоящего Положения в списки изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат на очередной финансовый год и плановый период.
Распоряжением администрации Заводоуковского городского округа N 168 от 31 августа 2015 года Субач Н.В. и членам ее семьи отказано во включении в список, изъявивших желание улучшить условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы на 2016 год, как не соответствующей требованиям п. 1.5 и п. 1.6 Положения, в части постоянного проживания молодой семьи в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере.
Приказом Департамента Агропромышленного комплекса от 30 октября 2015 года N 944-п на основании списков, предоставленных органами местного самоуправления, был утвержден сводный список участников по Тюменской области на очередной финансовый 2016 год, в который семья Субач Н.В. не включена, в связи с отсутствием оснований для участия в программных мероприятиях.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что семья Субач Н.В. не соответствует требованиям действующего законодательства, установленным для включения в списки в рамках ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" и пришел к выводу, что оспариваемое распоряжение является законным.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права и неверной оценке доказательств, имеющихся в материалах дела.
Юридически значимыми по делу обстоятельствами, которые следовало установить суду первой инстанции, будут являться: факт признания истицы нуждающейся в жилых помещениях; факт ее постоянного проживания на территории сельской местности; факт трудоустройства Субач Н.В. в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истица не была признана нуждающейся на территории сельской местности, в связи с чем оснований для предоставления ей социальной выплаты в рамках Программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" не имеется.
Между тем, указанные выводы суда нельзя признать обоснованными, поскольку они противоречат материалам дела.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации Заводоуковского городского округа " ... " от 24 июня 2011года Субач Н.В. признана нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 05.05.2008 года N 125-п "О социальных выплатах молодым семьям и молодым специалистам на селе" (т.1 л.д. 63).
Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года" была утверждена постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2002 года N 858.
В рамках указанной программы государственная поддержка в виде социальной выплаты Субач Н.В. предоставлена не была.
25 марта 2014 года администрацией Заводоуковского городского округа на имя Субач Н.В. было направлено уведомление, из содержания которого следует, что в 2014 году участниками программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на плановый период до 2020 года" признаются молодые семьи, включенные в резервные списки участников мероприятий на 2013 год на получение социальной выплаты в рамках ранее действовавшей программы "Социальное развитие села до 2013 года", не использовавшие право на получение социальной выплаты (т.1 л.д.81).
10 апреля 2014 года в администрацию Заводоуковского городского округа истицей было подано заявление на включение в списки участников программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2015 годы и на плановый период до 2020 года" (т.1 л.д. 82).
22 апреля 2014 года постановлением администрации Заводоуковского городского округа " ... " Субач Н.В. признана нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления социальной выплаты в рамках программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на плановый период до 2020 года" (т.1 л.д.130).
30 апреля 2015 года уведомлением " ... " администрация Заводоуковского городского округа известила Субач Н.В., что ее семья числится в сводном списке под N 8, а в категории молодые специалисты, работающие по трудовым договорам в социальной сфере, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилого помещения - под N 3 (т.1 л.д.105).
Приказом Департамента Агропромышленного комплекса от 23 мая 2014 года N 528-п "Об утверждении сводного и резервного списков молодых семей (молодых специалистов) - получателей социальных выплат в рамках ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" семья Субач Н.В. была утверждена в резервном списке под номером 4, в составе трех человек (т.1 л.д. 102).
Постановления администрации Заводоуковского городского округа от 24 июня 2011года " ... " и от 22 апреля 2014 года " ... " о признании Субач Н.В. нуждающейся в жилых помещениях никем не оспорены и незаконными не признаны.
Имеющаяся у истицы на праве собственности квартира по адресу: " ... " общей площадью 35,9 кв.м. не свидетельствует об обеспеченности ее жилой площадью, поскольку в соответствии с Решением Думы Заводоуковского городского округа от 28.09.2005 N 257 (ред. от 25.12.2014) "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения, а также размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Заводоуковском городском округе", для постановки на жилищный учет (учетная норма) граждан составляет 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Из материалов дела достоверно следует и истицей представлено достаточно доказательств, что с момента рождения она постоянно проживает в селе Першино Заводоуковского района Тюменской области.
Указанные обстоятельства подтверждаются, кроме объяснений истицы, следующими доказательствами: копией паспорта Субач Н.В., где указано, что истица родилась " ... " года в селе " ... " и была зарегистрирована постоянно по месту жительства с 01 августа 1994 года по 11 ноября 2002 года в селе " ... " (т.1 л.д.6); копией трудовой книжки и копией трудового договора от 13 декабря 2013 года из содержания которых следует, что Субач Н.В. с 17 мая 2010 года по настоящее время состоит в трудовых отношениях в должности бухгалтера с МАОУ "Бигилинская СОШ" (ранее МОУ "Першинская СОШ", МАОУ "Першинская СОШ"); справкой Першинской сельской администрации Заводоуковского городского округа Тюменской области от 20 марта 2016 года " ... " о том, что Субач Н.В. с детьми постоянно с момента рождения и по настоящее время проживает на территории Першинской сельской администрации (т.1 л.д.123); справкой от 09 февраля 2016 года N 43 МАОУ "Бигилинская СОШ о том, что сын истицы Субач К.В. с 01 сентября 2006 года по настоящее время обучается в указанной школе (т.1 л.д.208); справкой от 09 февраля 2016 года " ... " МАОУ "Бигилинская СОШ о том, что дочь истиц Пронозина М.А. посещает отделение дошкольного образовании с 01 сентября 2014 года и другими доказательствами имеющимися в материалах дела (т.1 л.д.209).
Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).
При таких обстоятельствах сам по себе факт регистрации истицы и ее несовершеннолетних детей по месту жительства по адресу: " ... " с 21 марта 2014 года, правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеет.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем, каких-либо доказательств, в опровержение доводов истицы ответчиками не представлено.
Суд первой инстанции в ходе рассмотрения пришел к выводу, что истицей не представлено доказательств, что она проживает на территории села " ... " на законных основаниях, что является основанием для не включения ее в Программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
Указанный вывод суда также является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права.
Как следует из материалов дела, истица была зарегистрирована постоянно по месту жительства с 01 августа 1994 года по 11 ноября 2002 года в селе " ... " (т.1 л.д.6). Из объяснений истицы следует, что указанный жилой дом принадлежит на праве собственности ее матери, в котором она до настоящего времени проживает как член ее семьи.
Положения ст. 30 Жилищного кодекса РФ предусматривают право собственника пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему жилым помещением, а также право собственника предоставить жилое помещение в пользование другим лицам на каком-либо законном основании.
В силу части 2 статьи 31 Жилищного кодекса РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
При таких обстоятельствах, оснований для выводов о незаконности проживания истицы на территории Першинского сельского поселения у суда первой инстанции не имелось.
На неправильном толковании норм материального права основан и вывод суда первой инстанции о том, что истица не имеет права на включение ее в Программу, поскольку она не переезжала из другого муниципального района или городского округа из другой местности, как это предусмотрено п 1.6 Положения о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам на селе - участникам мероприятий в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 года и на период до 2020 года", утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 года N 106-п.
Истица имеет право быть включенной в Программу в соответствии с п.33 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" и пп. "а" п.1.5 Положения от 17 марта 2014 года N 106-п из содержания которых следует, что право на получение социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в Тюменской области имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере.
Доказательства постоянного проживания истицы в сельской местности предоставлены и ответчиком не опровергнуты.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, при разрешении возникшего спора, неправильно применил нормы материального права, не определилобстоятельства, имеющие значение для дела, не дал оценку представленным доказательствам в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и как следствие пришел к необоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в связи с чем оспариваемое решение суда, как постановленное при неправильном применении норм материального права, подлежит отмене в соответствии с положениями ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, с принятием нового решения по делу.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,
определила:
Решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 27 апреля 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Установить факт постоянного проживания Субач Н.В ... Субач К.В. в период с 11 ноября 2002 года по настоящее время в сельской местности - в селе " ... " и Пронозиной М.А. с 23 декабря 2012 года по настоящее время в сельской местности - в селе " ... ".
Признать незаконным распоряжение администрации Заводоуковского городского округа от 31 августа 2015 года " ... " в части не включения Субач Н.В. и членов ее семьи в список граждан имеющих право на получение социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в Тюменской области, с использованием социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период 2020 год" на 2016 год и плановый период.
Обязать администрацию Заводоуковского городского округа восстановить Субач Н.В. и членов ее семьи в список участников мероприятий-получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период 2020 год" на 2016 год и плановый период.
Обязать Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области включить Субач Н.В. и членов ее семьи в сводный список молодых семей участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период 2020 год" на 2016 год и плановый период.
Председательствующий подпись
Судьи коллегии: подписи
Копия верна.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.