Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Григорьевой Ф.М.,
судей: Жегуновой Е.Е., Ситниковой Л.П.
при секретаре Тютриной К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тюменской области" на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 08 июня 2016 г., которым с учетом определения об исправлении описки от 14 сентября 2016 г. постановлено:
"Исковые требования Бакатович В.Э. удовлетворить частично.
Обязать ФКУ "Военный комиссариат Тюменской области" произвести Бакатович В.Э. перерасчет размера пенсии по выслуге лет с 01.07.2014 г. с учетом включения при исчислении процентной надбавки за выслугу лет периода прохождения военной службы в Вооруженных силах Республики Казахстан с 26 апреля 1995 г. по 05 июля 2009 г. и выплатить пенсию с учетом ее перерасчета.
В удовлетворении остальной части иска отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., объяснения представителя федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тюменской области" - Чечетовой М.Н., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Бакатовича В.Э., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Бакатович В.Э. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тюменской области" (далее по тексту - ФКУ "Военный комиссариат Тюменской области"), Министерству обороны Российской Федерации, с учетом дополнения требований просил признать законной процентную надбавку за выслугу лет при начислении пенсии в размере 30 %, возложить на ответчика обязанность зачислить в сумму выплат пенсии процентную надбавку в данном размере за период с 01 января 2014 г., произвести перерасчет пенсии с учетом указанной надбавки за период с 01 января 2016 г., взыскать с ответчика сумму перерасчета, а также компенсацию морального вреда в размере 30000 руб.
Требования были мотивированы тем, что в период с 01 сентября 1993 г. по 05 июля 2009 г. Бакатович В.Э. проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах Республики Казахстан. После увольнения со службы истец переехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию ( " ... "), где встал на воинский учет и оформил военную пенсию. С 2013 года Бакатович Т.А. проживает в городе " ... " и получает пенсию там же. К 01 июля 2014 г. размер пенсии истца был уменьшен - из нее исключена надбавка за выслугу лет. Ответчик мотивировал свои действия тем, что период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан мог быть засчитан ему в выслугу лет для назначения надбавки только при условии последующего перевода в Вооруженные Силы Российской Федерации в силу подпункта "в" пункта 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1074. Поскольку истец проходил военную службу только в Вооруженных Силах Республики Казахстан, пенсия была рассчитана ему без учета указанной надбавки. Истец находит действия ответчика противоречащими нормам действующего законодательства, в частности, подпункту "д" пункта 2 упомянутых Правил, согласно которому в выслугу лет засчитываются военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве. Между Российской Федерацией и Республикой Казахстан 28 марта 1994 г. был заключен такой договор.
В судебном заседании истец Бакатович Т.А. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФКУ "Военный комиссариат Тюменской области" - Тушаков А.А., действовавший на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился. В письменных возражениях на иск и объяснениях по делу ссылался на то, что пенсионное обеспечение военнослужащих стран СНГ осуществляется в соответствии с национальным законодательством страны, на территории которой проживает пенсионер в силу норм Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г. Ссылаясь на Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1074, указал на необходимость соблюдения двух условий для назначения пенсии с учетом надбавки, а именно наличие у военнослужащего гражданства Российской Федерации и перевод данного военнослужащего в Вооруженные Силы Российской Федерации. Полагал, что истец не имеет права на надбавку в связи с тем, что он проходил военную службу только в Вооруженных Силах Республики Казахстан, будучи гражданином данного государства. Считал положения подпункта д" пункта 2 упомянутых Правил не подлежащими применению по делу, поскольку они распространяют свое действие только на тех военнослужащих, которые, будучи гражданами Российской Федерации, направлялись для прохождения службы в иностранные государства, с которыми заключены международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, дело было рассмотрено судом в его отсутствие.
Судом постановленовышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик ФКУ "Военный комиссариат Тюменской области", в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Вновь указывает на то, что истец не имеет права на выплату надбавки в связи с тем, что он проходил военную службу только в Вооруженных силах Республики Казахстан, будучи при этом гражданином данного государства. Как и в первой инстанции, считает подпункт "д" пункта 2 Правил не подлежащим применению по рассматриваемому делу в связи с тем, что Российской Федерацией и Республикой Казахстан не заключалось соответствующего международного договора о зачете периодов службы в вооруженных силах в выслугу лет для назначения надбавки. Находит ссылку суда на договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 28 марта 1994 г. несостоятельной, поскольку данный договор не регулирует вопросы правового статуса военнослужащих. Объясняет начисление истцу оспариваемой надбавки до 01 июля 2014 г. следствием ошибки, допущенной военным комиссариатом по предыдущему месту жительства истца.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств определен Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств, заключенным 15 мая 1992 г. между договаривающимися странами Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Россией, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном, Украиной (далее по тексту - Соглашение).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых военнослужащие проходили службу.
Согласно пункту 2 статьи 2 Соглашения размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.
Толкование пункта 1 статьи 2 Соглашения применительно к ситуации, когда бывший военнослужащий, проходивший военную службу в одном государстве-участнике, переезжает на постоянное место жительства в другое государство-участника Соглашения, означает, что выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии по законодательству места прохождения службы, перерасчету по новому месту жительства не подлежит.
Пункт 2 статьи 2 Соглашения предусматривает, в каком порядке определяется размер денежного довольствия для назначения пенсии - по законодательству государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие, то есть в данном случае - в соответствии с национальным законодательством Российской Федерации.
Указанная норма не содержит прямого указания на выслугу лет для определения размера процентной надбавки, однако она подразумевается в контексте как необходимый элемент при определении процентной надбавки, являющейся видом денежного довольствия для назначения пенсии. Порядок расчета процентной надбавки не может быть иным, чем установленный применительно к денежному довольствию. В этой связи правило о подлежащем применению законодательстве в отношении денежного довольствия распространяется и на выслугу лет для определения процентной надбавки.
Таким образом, процентная надбавка за выслугу лет исчисляется по законодательству государств-участников, на территории которых проживает военнослужащий, и в таком же порядке исчисляется выслуга лет для определения размера процентной надбавки.
Данная позиция согласуется с разъяснениями Экономического суда Содружества Независимых Государств, данными в Консультативном заключении "О толковании применения положений статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года", N 01-1/2-09 от 09 декабря 2009 г.
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих в Российской Федерации установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее по тексту - Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1)
Согласно абзацу 4 пункта "а" статьи 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 его положения распространяются на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают.
В силу статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В соответствии с частью 13 статьи 2 Федерального закона от 07 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в следующих размерах: 1) 10 процентов - при выслуге от 2 до 5 лет; 2) 15 процентов - при выслуге от 5 до 10 лет; 3) 20 процентов - при выслуге от 10 до 15 лет; 4) 25 процентов - при выслуге от 15 до 20 лет; 5) 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет; 6) 40 процентов - при выслуге 25 лет и более.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1074 утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил, военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки (далее - выслуга лет) засчитываются в календарном исчислении следующие периоды: военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (подпункт "в"); военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве (подпункт "д").
28 марта 1994 г. между Российской Федерацией и Республикой Казахстан был заключен Договор о военном сотрудничестве, ратифицированный Федеральным законом от 26 марта 1998 г. N 39-ФЗ. Согласно абзацам 2, 3 статьи 12 данного договора, стороны распространяют на своих граждан, проходящих военную службу за пределами государства, гарантии в предоставлении и реализации социальных и гражданских прав, предусмотренных их законодательством. Стороны признают действительность присвоенных военнослужащим воинских званий, награждений государственными наградами, документов об образовании, а также гарантируют пенсионное обеспечение, предоставление льгот военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы и членам их семей в соответствии с действующим законодательством Сторон с учетом выслуги лет в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР, и последующего прохождения службы в Вооруженных силах Сторон, в том числе и по контракту.
Как следует из дела, Бакатович В.Э. с 01 сентября 1993 г. по 05 июля 2009 г. проходил военную службу в Вооруженных Силах Республики Казахстан (л.д. 22 - 28).
Приказом " ... " от 01 июня 2009 г. Бакатович Т.А. был уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 статьи 37 Закона Республики Казахстан "О воинской обязанности и военной службе" (по состоянию здоровья в связи с заключением военно-врачебной комиссии и признании ограниченно годным к военной службе). Выслуга лет в календарном исчислении составила 15 лет 00 месяцев 18 дней, общая выслуга лет - 21 год 01 месяц 12 дней (л.д. 21).
После увольнения с военной службы истец переехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию ( " ... "), где ему была оформлена пенсия по выслуге лет.
В декабре 2009 года истец приобрел гражданство Российской Федерации (л.д. 70).
По состоянию на 01 января 2014 г. пенсия истца включала в себя следующие компоненты: должностной оклад, оклад по воинскому званию майора и процентная надбавка за выслугу лет в размере 30 %. Размер пенсии был равен 56 % от денежного довольствия военнослужащего в аналогичном звании и с такой же выслугой лет, составлявшей у истца 22 года, и составлял " ... ".(л.д. 102)
Впоследствии истец переехал в Тюменскую область и встал на воинский учет по новому месту жительства. При этом, размер его пенсии был пересмотрен путем исключения из ее структуры процентной надбавки за выслугу лет, что привело к уменьшению размера пенсии до " ... ". (л.д. 102).
Истец обращался к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии с учетом процентной надбавки за выслугу лет, в чем ему было отказано. В ответе на обращение истца ему было указано на то, что прохождение гражданами Российской Федерации военной службы в вооруженных силах стран СНГ может быть включено в выслугу только при условии их последующего перевода в Вооруженные силы Российской Федерации в силу подпункта "в" пункта 2 Правил (л.д. 77, 78).
Постановив обжалуемое решение, суд пришел к выводу о том, что период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан должен быть зачтен ему в выслугу лет для назначения процентной надбавки, учитываемой при определении размера пенсии, в силу подпункта "д" пункта 2 Правил, допускающего включение в выслугу периодов прохождения гражданами Российской Федерации военной службы в вооруженных силах иностранных государств, с которыми заключены договоры о военном сотрудничестве (в данном случае - Договор о военном сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 28 марта 1994 г.). Отсутствие у истца гражданства Российской Федерации в период прохождения службы не было расценено судом в качестве препятствия для удовлетворения исковых требований, поскольку в настоящее время Бакатович В.Э. является гражданином Российской Федерации.
С такими выводами судебная коллегия согласиться не может.
Как следует из подпункта "д" пункта 2 Правил, одним из необходимых условий для включения периода военной службы гражданина Российской Федерации в вооруженных силах иностранного государства в выслугу лет для назначения ежемесячной надбавки помимо заключения Российской Федерацией с данным государством соответствующего международного договора либо соглашения о военном сотрудничестве является также наличие у военнослужащего гражданства Российской Федерации в период прохождения военной службы, который он просит зачесть в выслугу.
Материалами дела с достоверностью подтверждается тот факт, что Бакатович В.Э. в период прохождения военной службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан, который он просит включить в выслугу лет для назначения ежемесячной надбавки, являлся гражданином иностранного государства. Гражданство Российской Федерации было оформлено истцом лишь после увольнения со службы.
Таким образом, включение спорного периода прохождения истцом военной службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан в выслугу лет для назначения ежемесячной надбавки со ссылкой на подпункт "д" пункта 2 Положения не может быть признано правомерным. К какому-либо иному подпункту пункта 2 Положения данный период также отнесен быть не может.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца о признании законной ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере 30 %, исчисленной исходя из включения периода прохождения им военной службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан в выслугу лет для назначения данной надбавки, и иных производных от него требований у суда не имелось.
В связи с изложенным, обжалуемое решение в части удовлетворения исковых требований подлежит отмене как постановленное при неправильном применении норм материального права с принятием по делу в этой части нового решения об отказе Бакатовичу В.Э. в удовлетворении исковых требований к ФКУ "Военный комиссариат Тюменской области".
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 08 июня 2016 г. в части удовлетворения исковых требований отменить, изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
"В удовлетворении исковых требований Бакатовича В.Э. к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тюменской области" о признании законной ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере 30 %, включении в сумму пенсии данной процентной надбавки, перерасчете размера пенсии, взыскании суммы перерасчета и компенсации морального вреда отказать".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.