судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.,
судей Орловой О.А. и Берман Н.В.,
при секретаре Бобылевой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе истца Боровика П.П. на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 18 августа 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Боровика П.П. к Военному комиссариату Липецкой области, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании расходов на зубопротезирование в сумме "данные изъяты", судебных расходов в сумме "данные изъяты" отказать".
Заслушав доклад судьи Орловой О.А., судебная коллегия
установила:
Боровик П.П. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Липецкой области, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании расходов на зубопротезирование. В обоснование требований ссылался на то, что является пенсионером Министерства обороны РФ, в феврале 2014 года у него возникла срочная необходимость в зубопротезировании, и он обратился в ФГУ 79-ю военную поликлинику МО РФ, где его поставили на учет и предложили ожидать, сославшись на то, что медицинской службой Московского военного округа договор на бесплатное протезирование с областной (Липецкой) стоматологической поликлиникой на 2014 год еще не заключен. По истечении более трех месяцев, а именно в мае 2014 года Боровик П.П. был вынужден обратиться в ГАУЗ "Елецкую стоматологическую поликлинику" по месту своего жительства, так как его ортопедические показания не позволяли больше ждать.03.06.2014 года между истцом и ГАУЗ "Елецкая стоматологическая поликлиника" был заключен договор об оказании платных медицинских (стоматологических) услуг, стоимость которых составила "данные изъяты". В силу возраста и состояния здоровья у истца нет возможности ездить за лечением в другой город, что затрудняет реализацию социальных гарантий военных пенсионеров.11.07.2014 годаБоровик П.П. обратился в военный комиссариат Липецкой области, а затем19.08.2014 года - к руководителю ФКУ "1586" Военно-клинический госпиталь" с заявлением о возмещении понесенных затрат на зубопротезирование, однако ответа получено не было, в связи с чем истец просил взыскать с ответчика затраченную им сумму на зубопротезирование в размере "данные изъяты", судебные расходы в сумме "данные изъяты".
Истец Боровик П.П., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил суд о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменных объяснениях на иск представитель ответчика против удовлетворения исковых требований возражал, ссылаясь на то, что нормативными правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения, не предусмотрена выплата компенсации в счет возмещения затрат на медицинскую помощь непосредственно физическому лицу, понесшему данные затраты.
Представитель ответчика Военного комиссариата Липецкой области Чепрасов М.Н. иск не признал, поддержал доводы, изложенные в объяснениях на иск представителя Министерства обороны Российской Федерации, просил в иске отказать.
Представитель третьего лица ФГКУ "416 ВГ" Министерства обороны Российской Федерации Волотов Н.Н. поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях ФГКУ "416 ВГ" Министерства обороны Российской Федерации, против удовлетворения иска возражал.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней истец Боровик П.П., ссылаясь на несогласие с решением суда, его незаконность, нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и принять новое решение, которым удовлетворить его требования в полном объеме.
Выслушав истца Боровика П.П., поддержавшего апелляционную жалобу и дополнения к жалобе, представителя Западного ВО и Военного комиссариата Липецкой области Дорыданова В.А., представителя Министерства обороны РФ и ФГКУ "416ВГ" Минобороны РФ Волотова Н.Н., представителя ответчика поликлиники N 6 с/п госпиталя Волкова Н.Н.,
возражавших против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, возражения ответчика ФГКУ "416 ВГ" Минобороны России на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по основаниям, предусмотренным статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что Боровик П.П. является пенсионером Министерства обороны РФ, что подтверждается удостоверением о назначении пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ года в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих, выслуга лет "данные изъяты" .
В соответствии с ч. 2 ст. 16 ФЗ N 76-ФЗ от 27.05.1998 года "О статусе военнослужащих" военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские организации).
При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.
Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Правила возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года N 911"О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей" определяют порядок возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее - организация здравоохранения) расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи (далее - военнослужащие и сотрудники), офицерам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, а также прапорщикам и мичманам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более (далее - граждане, уволенные с военной службы), в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом (фельдшером), медицинскими изделиями при амбулаторном лечении, оказание медицинской помощи военнослужащим-женщинам и сотрудникам-женщинам в период беременности, во время и после родов на договорной основе за счет средств, выделяемых из федерального бюджета соответствующим федеральным органам исполнительной власти на эти цели.
Расходы организаций здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, возмещаются военным округом (флотом), региональным командованием, соединением, воинской частью внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - внутренние войска), непосредственно подчиненными главнокомандующему внутренними войсками, военно-медицинской организацией (в том числе для лиц, находящихся на лечении, обследовании или освидетельствовании), территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники, на территории которого проживают граждане, уволенные с военной службы (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в организации здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей (за исключением соединений, воинских частей внутренних войск, непосредственно подчиненных главнокомандующему внутренними войсками), учреждений и организаций (за исключением военно-медицинских организаций), органов безопасности и др.) и организацией здравоохранения, примерная форма которого приведена в приложении.
Граждане, уволенные с военной службы, нуждающиеся в оказании медицинской помощи (за исключением медицинской помощи в экстренной и неотложной форме), не входящей в территориальную программу обязательного медицинского страхования, в случае отсутствия по месту жительства военно-медицинских организаций или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования обращаются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в котором они состоят на пенсионном обеспечении, для подтверждения права на бесплатное оказание медицинской помощи.
При обращении в организацию здравоохранения гражданином, уволенным с военной службы, предъявляется справка, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором он состоит на пенсионном обеспечении, подтверждающая право на бесплатное оказание медицинской помощи(п.2 Правила возмещения ).
Организация здравоохранения в течение 5 суток после завершения стационарного или амбулаторного лечения либо обследования (освидетельствования) военнослужащего или сотрудника, а также гражданина, уволенного с военной службы, оформляет выписку из медицинской карты стационарного (амбулаторного) больного, счет-фактуру за оказанную медицинскую помощь, а также дополнительные сведения об оказанной медицинской помощи и направляет их в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, с которым заключен договор об оказании медицинской помощи, с указанием банковских реквизитов этой организации и его почтового адреса. Указанные документы представляются один раз в месяц за всех пролеченных в этот период военнослужащих или сотрудников, а также граждан, уволенных с военной службы, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Одновременно организация здравоохранения информирует территориальный фонд обязательного медицинского страхования о факте лечения в организации указанных военнослужащих или сотрудников, а также граждан, уволенных с военной службы, и о возмещении федеральными органами исполнительной власти расходов на оказание военнослужащим или сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, медицинской помощи за счет средств, выделяемых из федерального бюджета соответствующим федеральным органам исполнительной власти на эти цели(п.3 Правила возмещения ).
При оказании медицинской помощи военнослужащим или сотрудникам по неотложным показаниям организацией здравоохранения, не заключившей договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, эта организация здравоохранения оформляет договор, счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган федерального органа исполнительной власти(п.5 Правила возмещения ).
Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 года N 1093 "О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих" в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и в целях обеспечения социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей Правительством Российской Федерации постановленооказывать за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание Министерства обороны Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, бесплатную медицинскую помощь, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях (далее - военно-медицинские организации) Министерства обороны Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба:
военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы. Указанные лица могут приниматься на лечение в военно-медицинские организации различных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, с осуществлением взаимных расчетов по оказанию им медицинской помощи между этими федеральными органами исполнительной власти;
офицерам, прапорщикам и мичманам, указанным в абзаце первом пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - граждане, уволенные с военной службы).
При отсутствии по месту жительства граждан, уволенных с военной службы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования медицинская помощь, не входящая в территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий год, оказывается в медицинских организациях с возмещением расходов на оказание медицинской помощи указанным медицинским организациям Министерством обороны Российской Федерации и иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Судом установлено, что 03.06.2014 годамеждуГАУЗ "Елецкая стоматологическая поликлиника" и Боровик П.П. был заключен договор на оказание платных медицинских (стоматологических) услуг. Истцу были оказаны оговоренные платные услуги, а именно: произведен осмотр, сняты оттиски однослойной и двухслойной эластичной массой, изготовлены коронка стальная, коронка цельная, зуб литой цельный.
По указанному договору Боровик П.П. оплатил ГАУЗ "Елецкая стоматологическая поликлиника" за оказание вышеназванной услуги "данные изъяты".
11.07.2014 годаБоровик П.П. обращался в военный комиссариат Липецкой области с заявлением о компенсации расходов на зубопротезирование.Однако 23.07.2014 годаи.о. военного комиссара Липецкой области истцу сообщено, что ответственность за заключение договоров на обеспечение медицинскими услугами с органами здравоохранения на территории Липецкой области возложена на руководителя федеральное казенное учреждение "1586 Военно-клинический госпиталь", который находится в г. Воронеже. За разрешением вопроса компенсации услуг зубного протезирования предложено обратиться в указанное учреждение.
19.08.2014 годаистец обратился к начальнику федерального казенного учреждения "1586 Военно-клинический госпиталь" с тем же заявлением, которое направил по почте. Сведений о получении истцом ответа на указанное письмо не имеется.
Разрешая заявленный спор, суд тщательно проанализированы нормы права, регулирующие спорные правоотношения: ФЗ N 76-ФЗ от 27.05.1998 года "О статусе военнослужащих", Правила возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года N 911"О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей", Постановление Правительства РФ от 26.09.1994 года N 1093 "О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих", и с учетом установленных обстоятельств по делу, суд пришел к выводу об отказе истцу в иске.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, так как он основан на представленных по делу доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка.
Так, из материалов дела следует, что истец Боровик П.П. в феврале 2014 года обратился с просьбой оказания стоматологических услуг, а именно зубопротезирования в поликлиникуN 6г. Липецка, которая является структурным подразделением ФГКУ "416 ВГ" Минобороны России, где ему было предложено обратиться в специализированную стоматологическую поликлинику г. Воронежа, которая оказывает услуги по зубопротезированию, при этом разъяснено, что на момент обращения истца договор Медицинской службы Министерства обороны Российской Федерации с медицинскими учреждениями г. Липецка для оказания стоматологической помощи и помощи по зубопротезированию не заключен, но будет заключен чуть позже.
За оказанием медицинской помощи по зубопротезированию в соответствующее медицинское учреждение в г.Воронеже истец не обратился.
Установлено, что 30.04.2014 года заключен госконтракт между ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" и ГУЗ "Областная стоматологическая поликлиника Стоматологический центр" об оказании медицинской помощи военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, в соответствии с которым определено медицинское учреждение, оказывающее услуги военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, проживающим в Липецкой области.
Однако истец 03.06.2014 года обратился вГАУЗ "Елецкая стоматологическая поликлиника",где ему были оказаны платные услуги по зубопротезированию.
Принимая решение об отказе в иске, суд обоснованно учел, что на момент заключения договора на оказание платных медицинских услуг на 03.06.2014 года, действовал государственный контракт N от 30.04.2014 года , и Боровик П.П. имел возможность реализовать свое право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе зубопротезирование, закрепленного в п. 2 ст. 16 ФЗ "О статусе военнослужащих".
По сообщению ГУЗ "Областная стоматологическая поликлиника Стоматологический центр" возможность оказания медицинских стоматологических услуг, а именно услуг по изготовлению зубных протезов из нержавеющей стали, пластмассы в указанном учреждении военному пенсионеру на03.06.2014 годапри предоставлении им направления от войсковой части имелась.
Доказательств того, что истцу чинились препятствия в получении необходимых справок для обращения в соответствующее медицинское учреждение, как и доказательств о нуждаемости в данном виде медицинской помощи по неотложным показаниям, суду не представлено.
При таких обстоятельствах правовых оснований для взыскания в счет возмещения произведенных затрат на протезирование зубов в пользу истца в заявленной сумме "данные изъяты" за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, у суда не имелось.
Поскольку судом отказано в удовлетворении требований Боровика П.П. о взыскании расходов на зубопротезирование, соответственно не подлежали удовлетворению и требования истца о взыскании судебных расходов.
Ссылка в жалобе истца на то, что он неоднократно звонил в поликлинику N 6, но ему не сообщили о наличии заключенного госконтракта, не пригласили за направлением, ничем не подтверждена.
Доводы жалобы истца о том, что ранее по его аналогичному иску по гражданскому делу N 2-2961/2012, рассмотренному Правобережным районным судом г.Липецка, принималось решение об удовлетворении его требований о взыскании расходов на зубопротезирование, не могут быть приняты во внимание, так как указанное решение не является преюдицией, и суд обоснованно исходил из установленных обстоятельств и представленных доказательств по настоящему делу.
Доказательств того, что истец не имел возможности обратиться за медицинской помощью по зубопротезированию в 2014 году в соответствующие медучреждения в г.Воронеж либо в г.Липецк, по состоянию здоровья либо иным уважительным причинам суду не представлено.
Изложенные истцом в апелляционной жалобе доводы, по существу, повторяют его позицию в суде первой инстанции, им подробно излагаются его действия по обращению в различные инстанции и медицинские учреждения, которые была предметом проверки и исследования суда первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и субъективной оценке установленных обстоятельств, к неправильному толкованию норм материального права, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого решения суда. Каких-либо новых, убедительных доказательств, ставящих под сомнение и опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными, должным образом мотивированными, основанными на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела, собранных по делу доказательств, верном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 18 августа 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Боровика П.П. - без удовлетворения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Верно: Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.