Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 04 октября 2016 г. по делу N 33а-283/2016
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе:
судьи - председательствующего Романенко Д.А.,
судей - Гребенкина И.П. и Гордеевой Е.О.,
при секретаре судебного заседания Доржижаповой Д.Д.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 старшего сержанта в отставке Ивановой Т.В. об оспаривании действий командира войсковой части 00000, связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части, по апелляционной жалобе представителя административного истца - К. на решение Борзинского гарнизонного военного суда от 26 июля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Гордеевой Е.О., изложившей обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав мнение прокурора - заместителя начальника отдела - помощника военного прокурора Восточного военного округа подполковника юстиции Дабижи В.А., полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, окружной военный суд
установил:
первый контракт о прохождении военной службы Иванова Т.В., "дата" года рождения, заключила с Министерством обороны РФ 28 сентября 1994 года (л.д. 123, 125).
11 сентября 2007 года Иванова Т.В. заключила контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны РФ на срок 10 лет (л.д. 143).
4 мая 2010 года между Ивановой Т.В., проходящей военную службу по контракту, и КЭЧ "адрес" заключен договор найма служебного жилого помещения по адресу "адрес", общей площадью 56,4 кв.м, жилой площадью 35,6 кв.м на состав семьи из 5 человек. В настоящее время в жилом помещении зарегистрированы и проживают административный истец и члены семьи - ее мать и двое сыновей (л.д. 94, 95, 171).
Согласно сообщению врио начальника 4 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации по состоянию на 25 июля 2016 года в списках военнослужащих, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями, в том числе в порядке улучшения жилищных условий по месту прохождения военной службы Иванова Т.В. не состоит, соответствующие документы не предоставляла (л.д. 94).
Приказом командира войсковой части 00000 от 16 мая 2016 года "N" старший сержант Иванова Т.В. уволена с военной службы в отставку на основании подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Календарная выслуга лет в Вооруженных Силах РФ на 11 мая 2016 года составила более 21 года (л.д. 99).
28 июня 2016 года Иванова Т.В. обратилась в 4 отдел Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма по избранному месту жительства в "адрес" (л.д. 44-45).
Приказом командира войсковой части 00000 от 29 июня 2016 года "N" Иванова Т.В. исключена из списков личного состава указанной воинской части с 30 июня 2016 года (л.д. 100).
Не согласившись с приказами об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части, Иванова Т.В. через своего представителя К. обратилась в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать вышеприведенные приказы незаконными и восстановить ее в прежней воинской должности.
В обоснование сослалась на то, что об увольнении с военной службы ей известно не было, предшествующие увольнению мероприятия с ней не проводились, контракт о прохождении военной службы заканчивается в сентябре 2017 года, а рапорт об увольнении с военной службы по достижении предельного возраста она не подавала.
Также указала на то, что служебным жильем по нормам не обеспечена, обратилась в жилищный орган с документами для решения вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях; на момент исключения из списков личного состава воинской части расчет по денежному довольствию в полном объеме не произведен.
Судом к участию в деле в соответствии со ст. 41 и 221 КАС РФ привлечены войсковая часть 00000, Федеральное казенное учреждение "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" и его руководитель, Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю".
Решением Борзинского гарнизонного военного суда от 26 июля 2016 года административное исковое заявление Ивановой Т.В. удовлетворено частично.
Судом признаны незаконными действия командира войсковой части 00000, связанные с исключением Ивановой Т.В. из списков личного состава воинской части без обеспечения денежным довольствием, а также соответствующий приказ этого воинского должностного лица от 29 июня 2016 года "N" в этой части.
На командира войсковой части 00000 судом возложена обязанность внести изменения в приказ от 29 июня 2016 года "N", указав дату исключения Ивановой Т.В. из списков личного состава воинской части 5 июля 2016 года, обеспечив административного истца по указанную дату положенными видами довольствия.
На руководителя ФКУ "ЕРЦ МО РФ" судом возложена обязанность выплатить Ивановой Т.В. все положенные денежные средства по состоянию на 5 июля 2016 года.
С ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю" в пользу Ивановой Т.В. постановленовзыскать судебные расходы в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца К. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование указывает на то, что срок действия контракта о прохождении военной службы, заключенный Ивановой Т.В., оканчивается в сентябре 2017 года, при его заключении административный истец давала свое устное согласие на заключение контракта сверх предельного возраста.
Обращает внимание на то, что суд первой инстанции пришел к выводу о том, что этот контракт был заключен с нарушениями, однако он не отменен и его законность не оспаривалась.
Автор жалобы также указывает, что административный истец обеспечена служебным жильем, площадь которого не соответствует нормам. В ходе беседы Иванова Т.В. ставила вопрос об обеспечении ее жильем.
Анализируя нормы действующего законодательства РФ, К. утверждает, что Иванова Т.В. не обеспечена жильем, проживает в служебной квартире, а исключение из списков личного состава воинской части, по мнению автора жалобы, влечет необходимость освобождения занимаемого административным истцом жилья.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник военного прокурора Борзинского гарнизона старший лейтенант юстиции А. просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в возражениях на нее, окружной военный суд приходит к следующему.
В соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон) военнослужащий подлежит безусловному увольнению с военной службы по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Согласно п. 2 ст. 49 Федерального закона для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе составляет 45 лет.
При этом из смысла подп. "в" п. 5 ст. 38 Федерального закона и п. 1 ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237, следует, что с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, заключается новый контракт, при этом его заключение не является обязательным для командира воинской части. Решение о заключении нового контракта с военнослужащим, достигшим указанного возраста, относится к компетенции командира и принимается по его усмотрению.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было установлено, что 11 сентября 2007 года между Министерством обороны РФ и Ивановой Т.В., "дата" года рождения, заключен контракт о прохождении военной службы на срок 10 лет (л.д. 143).
С учетом того, что в марте 2016 года Ивановой Т.В. исполнилось 45 лет, то есть она достигла предельного возраста пребывания на военной службе, данное обстоятельство явилось безусловным основанием для принятия воинским должностным лицом решения о ее увольнении с военной службы в силу вышеприведенного подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона, вне зависимости от срока заключения контакта о прохождении военной службы.
Применив вышеприведенные нормы права и приняв во внимание установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Иванова Т.В. подлежала увольнению с военной службы по приведенному выше основанию.
Что касается того, что контракт о прохождении военной службы был заключен в сентябре 2007 года на срок 10 лет, то фактически он был заключен с нарушениями Федерального закона, поскольку устанавливаемый в контракте срок военной службы не должен был превышать срок предельного возраста пребывания военнослужащих женского пола на военной службе.
При таких обстоятельствах окружной военный суд находит решение суда в данной части верным, а доводы жалобы об обратном, в том числе о том, что указанный контракт не отменен и его законность не оспаривалась, правового значения не имеют.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ) военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
Абзацем 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона N 76-ФЗ установлено, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ.
Таким образом, законодатель, выделяя в данной норме военнослужащих, пожелавших получить жилые помещения не по месту увольнения, фактически установил, что гарантия в виде запрета на увольнение соответствующих категорий военнослужащих, нуждающихся в особой защите, без их согласия до предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии предусмотрена для лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях обеспечения жильем по месту службы.
Что касается военнослужащих, пожелавших реализовать свое право на получение жилых помещений по избранному после увольнения месту жительства, не совпадающему с последним местом службы, то в п. 14 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ для них установлен особый порядок предоставления жилых помещений, который направлен, в первую очередь, на реализацию конституционного права на выбор места жительства, гарантированного ст. 27 Конституции Российской Федерации.
При этом в п. 3 ст. 6 Федерального закона N 76-ФЗ указано, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В целях обеспечения возможности осуществления данного права законодатель, как указано выше, в п. 14 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ установил, что обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
В данной норме закона не содержится запрета на увольнение военнослужащих до предоставления им жилых помещений по избранному месту жительства.
Анализируя приведенные выше нормы во взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что военнослужащие, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 76-ФЗ, пожелавшие воспользоваться правом на выбор постоянного места жительства при увольнении с военной службы с обеспечением их жилыми помещениями, вне зависимости от формы такого обеспечения при перемене места жительства не могут претендовать на социальную гарантию в виде запрета на увольнение без их согласия до получения жилых помещений при условии, что они до этого обеспечены жилым помещением, в том числе служебным, из которого не подлежат выселению до предоставления жилья для постоянного проживания.
Таким образом, военнослужащие, имеющие по последнему перед увольнением месту службы место жительства, в том числе в виде специализированного жилого помещения, не признанные согласно собственному волеизъявлению нуждающимися в жилом помещении по последнему месту службы, а пожелавшие изменить место жительства в порядке, установленном п. 14 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ не входят в перечень лиц, указанных в первом предложении абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона N 76-ФЗ, имеющих право на социальную гарантию в виде запрета на увольнение до получения жилого помещения, поскольку данная группа, по смыслу закона, выделена в отдельную категорию граждан в целях реализации их права на свободу выбора места жительства при увольнении с военной службы с обеспечением возможности реализовать это право путем предоставления жилых помещений в избранном месте жительства взамен сдаваемых по последнему месту службы.
Таким военнослужащим предоставлены иные гарантии реализации положений ст. 40 Конституции Российской Федерации - запрет на выселение из служебного жилья до получения жилого помещения для постоянного проживания в избранном месте жительства в соответствии с п. 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 г. N 487, или выплата ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", в том числе в случаях, когда уволенные военнослужащие пожелают выехать в населенный пункт, в котором ими избрано место жительства, до получения там жилого помещения.
Как следует из материалов дела, первый контракт о прохождении военной службы Иванова Т.В. заключила до 1998 года.
В марте 2016 года старший сержант Иванова Т.В., имеющая общую продолжительность военной службы более 10 лет, достигла предельного возраста пребывания на военной службе и приказом командира войсковой части 00000 от 16 мая 2016 года "N" была уволена с военной службы в отставку на основании подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Как следует из листа беседы по вопросу увольнения военнослужащего с военной службы по достижении предельного возраста, Иванова Т.В. нуждалась в прохождении военно-врачебной комиссии, обеспечена служебным жильем, однако не по нормам, в связи с увольнением просила обеспечить жильем, предоставить основной и дополнительный отпуска за 2016 год. В графе листа беседы "Отношение военнослужащего к увольнению" отсутствует указание как на согласие Ивановой Т.В. с увольнением, так и на ее несогласие (л.д. 144).
Судом первой инстанции установлено, что Иванова Т.В. проживает в служебном жилом помещении по адресу "адрес", общей площадью 56,4 кв.м., жилой площадью 35,6 кв.м. В квартире зарегистрированы и проживают административный истец, ее мать Р., сыновья И.А.А. и И.Л.А. (л.д. 94, 95). При этом Иванова Т.В. нуждающейся в жилом помещении или в улучшении жилищных условий по месту прохождения военной службы не состояла, соответствующие документы в уполномоченный орган не предоставляла.
Согласно постановлению главы городского поселения " ... " от 3 февраля 2006 года N 21 (в ред. от 8 ноября 2006 года), нуждающимися в жилых помещениях являются граждане, имеющие обеспеченность общей площадью на одного члена семьи 15 кв.м.
Поскольку Иванова Т.В. была обеспечена служебным жилым помещением в "адрес" (по месту прохождения военной службы), с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях или по вопросу улучшения жилищных условий по месту прохождения военной службы не обращалась, на момент увольнения с военной службы нуждающейся в жилом помещении по месту службы или по избранному месту жительства не признана, с заявлением о постановке на учет нуждающейся в получении жилых помещений по договору социального найма по избранному месту жительства в "адрес" обратилась лишь 28 июня 2016 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что необеспеченность Ивановой Т.В. жилым помещением в избранном после увольнения месте жительства не свидетельствует о наличии оснований для признания приказов об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части незаконными.
С учетом установленных обстоятельств отсутствие согласия Ивановой Т.В. на увольнение с военной службы и исключение из списков личного состава воинской части без обеспечения жильем по избранному месту жительства в данном случае правового значения не имеет.
Что касается доводов жалобы о том, что имеющееся у Ивановой Т.В. служебное жилье не соответствует нормам, то данное обстоятельство не является основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку, как указывалось выше, в период прохождения военной службы Иванова Т.В. вопрос о нуждаемости в улучшении жилищных условий по месту прохождения военной службы в установленном порядке перед уполномоченным жилищным органом не ставила. Объективных причин, препятствующих подобному обращению Ивановой Т.В. в уполномоченный орган, суду не представлено.
Пунктом 5 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих-граждан РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512, который известен Ивановой Т.В. в силу ее статуса военнослужащего, установлено, что в отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, соответствующее заявление и документы должны быть поданы военнослужащим в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
Кроме того, беседа, в листе которой имеется подпись Ивановой Т.В., состоялась с военнослужащим 31 марта 2016 года. Данная беседа проводилась в связи с представлением административного истца к увольнению с военной службы по достижению предельного возраста, о чем в листе беседы указано, следовательно, это было известно Ивановой Т.В., которая имела возможность своевременно обратиться в уполномоченный жилищный орган с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства.
При таких обстоятельствах доводы жалобы о необеспеченности военнослужащего жильем по избранному месту жительства на момент увольнения и исключения из списков личного состава воинской части не свидетельствуют о незаконности оспариваемых решения суда и приказов командира воинской части.
Существенных нарушений порядка увольнения с военной службы, которые могли бы повлиять на правильность принятого командиром воинской части решения об увольнении Ивановой Т.В. с военной службы и послужить основанием для отмены соответствующего приказа в судебном порядке, материалы дела не содержат.
Что касается приказа об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части, то суд первой инстанции, установив в ходе судебного разбирательства факт обеспечения Ивановой Т.В. денежным довольствием только 5 июля 2016 года при условии ее исключения из данных списков с 30 июня 2016 года, принял правильное решение о необходимости признания незаконными действий командира воинской части, связанных с исключением военнослужащего из этих списков без обеспечения денежным довольствием, а также соответствующего приказа об этом, возложив на воинское должностное лицо обязанность изменить дату исключения Ивановой Т.В. из списков личного состава воинской части на 5 июля 2016 года. При этом суд обоснованно руководствовался п.16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы окружной военный суд из материалов дела не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Борзинского гарнизонного военного суда от 26 июля 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Ивановой Т.В. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца - К. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Д.А. Романенко
Судьи: И.П. Гребенкин
Е.О. Гордеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.