Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 11 октября 2016 г. по делу N 33а-289/2016
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе:
судьи - председательствующего Соседова Д.Е.,
судей - Дуняшина О.О. и Гордеевой Е.О.,
при секретаре судебного заседания Лепской А.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 старшего сержанта в отставке Былковой О.А. об оспаривании действий командира войсковой части 00000, связанных с исключением из списков личного состава воинской части, по апелляционной жалобе представителя административного истца - К. на решение Борзинского гарнизонного военного суда от 25 июля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Гордеевой Е.О., изложившей обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, выслушав выступление военного прокурора отдела военной прокуратуры Восточного военного округа капитана юстиции Пустовита Д.А., полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения, окружной военный суд
установил:
первый контракт о прохождении военной службы Былкова О.А. заключила с Министерством обороны РФ до 1998 года (л.д. 127).
2 июня 2015 года Былкова О.А. заключила с Министерством обороны РФ контракт о прохождении военной службы на срок до достижения предельного возраста пребывания на военной службе (13 июня 2016 года) (л.д. 138).
Приказом командира войсковой части 00000 от 16 мая 2016 года N 53 старший сержант Былкова О.А., проходившая военную службу в войсковой части 00000, уволена в отставку на основании подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (л.д. 143).
Приказом командира войсковой части 00000 от 29 июня 2016 года N 126 Былкова О.А. с 30 июня 2016 года исключена из списков личного состава воинской части. Выслуга лет Былковой О.А. в Вооруженных Силах РФ составила: календарная - свыше 23 лет, общая - свыше 34 лет (л.д. 142).
Согласно сообщению врио начальника 4 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации по состоянию на 25 июля 2016 года в списках военнослужащих, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями, в том числе в порядке улучшения жилищных условий по месту прохождения военной службы Былкова О.А. не состоит, соответствующие документы не предоставляла. По месту прохождения военной службы она и члены ее семьи (состав семьи - " ... " человека) проживают в служебном жилом помещении общей площадью " ... " кв.м, находящемся в "адрес"
С 24 марта 2016 года Былкова О.А. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с составом семьи " ... " человека по избранному месту жительства в "адрес" (л.д. 106).
Не согласившись с приказом об исключении из списков личного состава воинской части, Былкова О.А. через своего представителя К. обратилась в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать данный приказ незаконным и восстановить ее в этих списках.
В обоснование указала на то, что в рапорте об увольнении с военной службы просила не исключать ее из списков личного состава воинской части до обеспечения жильем, поскольку таковым не обеспечена. Кроме того, на дату исключения из этих списков с ней не был произведен полный расчет денежным довольствием.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены войсковая часть 00000, Федеральное казенное учреждение "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФКУ "ЕРЦ МО РФ") и его руководитель, в качестве заинтересованного лица - Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" (далее ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю").
Решением Борзинского гарнизонного военного суда от 25 июля 2016 года административное исковое заявление Былковой О.А. удовлетворено частично.
Судом признаны незаконными действия командира войсковой части 00000, связанные с исключением Былковой О.А. из списков личного состава воинской части без обеспечения денежным довольствием, а также соответствующий приказ этого воинского должностного лица от 29 июня 2016 года N 126 в части исключения военнослужащего из указанных списков с 30 июня 2016 года.
На командира войсковой части 00000 судом возложена обязанность внести изменения в приказ от 29 июня 2016 года N 126, указав дату исключения Былковой О.А. из списков личного состава воинской части 5 июля 2016 года, обеспечив последнюю по указанную дату положенными видами довольствия.
На руководителя ФКУ "ЕРЦ МО РФ" судом возложена обязанность выплатить Былковой О.А. все положенные денежные средства по состоянию на 5 июля 2016 года.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В пользу Былковой О.А. с ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю" судом постановленовзыскать судебные расходы в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе представитель административного истца К. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование, анализируя нормы действующего законодательства РФ, автор жалобы указывает на то, что Былкова О.А. проживает в служебном жилом помещении, которое не соответствует установленным нормам, не имеет жилого помещения для постоянного проживания и таковым не обеспечена. В листе беседы содержалась информация о том, что Былкова О.А. возражала против исключения ее из списков личного состава воинской части без обеспечения жильем. Кроме того, исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части, по мнению автора жалобы, влечет необходимость освобождения служебного жилья.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник военного прокурора Борзинского гарнизона капитан юстиции П. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в возражениях на нее, окружной военный суд приходит к следующему.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ) военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
Абзацем 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона N 76-ФЗ установлено, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ.
Таким образом, законодатель, выделяя в данной норме военнослужащих, пожелавших получить жилые помещения не по месту увольнения, фактически установил, что гарантия в виде запрета на увольнение соответствующих категорий военнослужащих, нуждающихся в особой защите, без их согласия до предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии предусмотрена для лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях обеспечения жильем по месту службы. Что касается военнослужащих, пожелавших реализовать свое право на получение жилых помещений по избранному после увольнения месту жительства, не совпадающему с последним местом службы, то в п. 14 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ для них установлен особый порядок предоставления жилых помещений, который направлен, в первую очередь, на реализацию конституционного права на выбор места жительства, гарантированного ст. 27 Конституции Российской Федерации.
При этом п. 14 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
В данной норме закона не содержится запрета на увольнение военнослужащих с военной службы или исключения их из списков личного состава воинской части до предоставления им жилых помещений по избранному месту жительства.
Анализируя приведенные выше нормы во взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что военнослужащие, указанные в абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона N 76-ФЗ, пожелавшие воспользоваться правом на выбор постоянного места жительства при увольнении с военной службы с обеспечением их жилыми помещениями, вне зависимости от формы такого обеспечения при перемене места жительства не могут претендовать на социальную гарантию в виде запрета на увольнение без их согласия до получения жилых помещений при условии, что они до этого обеспечены жилым помещением, в том числе служебным, из которого не подлежат выселению до предоставления жилья для постоянного проживания.
Таким образом, военнослужащие, имеющие по последнему перед увольнением месту службы место жительства, в том числе в виде специализированного жилого помещения, не признанные согласно собственному волеизъявлению нуждающимися в жилом помещении по последнему месту службы, а пожелавшие изменить место жительства в порядке, установленном п. 14 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ не входят в перечень лиц, указанных в первом предложении абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона N 76-ФЗ, имеющих право на социальную гарантию в виде запрета на увольнение до получения жилого помещения, поскольку данная группа, по смыслу закона, выделена в отдельную категорию граждан в целях реализации их права на свободу выбора места жительства при увольнении с военной службы с обеспечением возможности реализовать это право путем предоставления жилых помещений в избранном месте жительства взамен сдаваемых по последнему месту службы.
Таким военнослужащим предоставлены иные гарантии реализации положений ст. 40 Конституции Российской Федерации - запрет на выселение из служебного жилья до получения жилого помещения для постоянного проживания в избранном месте жительства в соответствии с п. 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 года N 487, или выплата ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", в том числе в случаях, когда уволенные военнослужащие пожелают выехать в населенный пункт, в котором ими избрано место жительства, до получения там жилого помещения.
Как следует из материалов дела, первый контракт о прохождении военной службы был заключен Былковой О.А. с Министерством обороны РФ до 1998 года.
Приказом командира войсковой части 00000 от 16 мая 2016 года N 53 Былкова О.А. была уволена в отставку на основании подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Приказом этого же воинского должностного лица от 29 июня 2016 года N 126 Былкова О.А. с 30 июня 2016 года исключена из списков личного состава воинской части. Выслуга лет Былковой О.А. в Вооруженных Силах РФ составила: календарная - свыше 23 лет, общая - свыше 34 лет.
Судом первой инстанции было установлено, что по месту прохождения военной службы административный истец на состав семьи " ... " человека обеспечена служебным жилым помещением в "адрес" общей площадью " ... " кв.м.
Согласно постановлению главы городского поселения " ... " от 3 февраля 2006 года "N" (в ред. от 8 ноября 2006 года), нуждающимися в жилых помещениях являются граждане, имеющие обеспеченность общей площадью на одного члена семьи 15 кв.м.
Вместе с тем, как установилсуд первой инстанции, нуждающейся в жилом помещении или в улучшении жилищных условий по месту прохождения военной службы Былкова О.А. не признана, соответствующие документы в уполномоченный орган о постановке на учет по указанным обстоятельствам не предоставляла. С 24 марта 2016 года Былкова О.А. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи " ... " человека по избранному месту жительства в "адрес". Приказ об увольнении с военной службы административный истец не оспаривала. При этом приказ об исключении из списков личного состава воинской части издан воинским должностным лицом в порядке реализации приказа об увольнении.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, то, что Былкова О.А., обеспеченная служебным жильем в "адрес" (по месту прохождения военной службы), с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях или по вопросу улучшения жилищных условий по месту прохождения военной службы не обращалась, признана нуждающейся в жилом помещении по избранному месту жительства в "адрес", а также то, что законодателем не предусмотрен запрет на исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, состоящего на учете нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства, отличному от места прохождения военной службы, не обеспеченного этим жильем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что необеспечение Былковой О.А. жилым помещением по избранному месту жительства не влечет отмену оспариваемого приказа.
С учетом изложенного доводы жалобы о том, что Былкова О.А. жильем по избранному месту жительства не обеспечена, служебное жилое помещение не соответствует установленным нормам, а также о том, что она не давала согласия на исключение из списков личного состава воинской части без обеспечения жильем, правового значения не имеют.
Что касается довода автора жалобы о том, что исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части влечет необходимость освобождения служебного жилья, то, как указано выше, в п. 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, установлен запрет на выселение военнослужащего из служебного жилья до получения жилого помещения для постоянного проживания в избранном месте жительства.
Вместе с тем, установив в ходе судебного разбирательства то, что Былкова О.А. была обеспечена денежным довольствием только 5 июля 2016 года при условии ее исключения из списков личного состава воинской части с 30 июня 2016 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании незаконными действий командира воинской части, связанных с исключением военнослужащего из этих списков без обеспечения денежным довольствием, а также соответствующего приказа об этом, возложив на воинское должностное лицо обязанность изменить дату исключения Былковой О.А. из списков личного состава воинской части на 5 июля 2016 года. При этом суд обоснованно руководствовался п.16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы окружной военный суд из материалов дела не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Борзинского гарнизонного военного суда от 25 июля 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Былковой О.А. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца - К. - без удовлетворения.
Судья - председательствующий Д.Е. Соседов
Судьи: О.О. Дуняшин
Е.О. Гордеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.