Заместитель председателя Владимирского областного суда Шишкин С.К., рассмотрев жалобу и.о. начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Севастополя Самозвона С.П. на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Ленинского района г. Владимира от 27 апреля 2016 года и решение Ленинского районного суда г. Владимира от 11 июля 2016 года, принятые по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Дементиенко И. С.,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Ленинского района г. Владимира от 27 апреля 2016 года действия Дементиенко И.С., являющегося **** ООО "Микрофинансовая организация "АРТСТРОЙ", переквалифицированы на ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дементиенко И.С. назначено административное наказание в виде ****.
Решением Ленинского районного суда г. Владимира от 11 июля 2016 года жалоба Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Севастополя на указанное постановление оставлена без удовлетворения.
В жалобе, поступившей во Владимирский областной суд, и.о. начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Севастополя Самозвон С.П., являющийся должностным лицом, направившим данное дело на рассмотрение судье, просит отменить состоявшиеся судебные постановления и прекратить производство по делу в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности. Указывает, что действия Дементиенко И.С. подлежат квалификации по ч.1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и переквалифицированы мировым судьей незаконно. Ссылается на то, что решение суда не содержит разъяснения срока и порядка его обжалования.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации разграничены понятия "налоговая декларация" и "расчет авансового платежа".
Согласно данной норме налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (первый абзац пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации).
Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу (третий абзац пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации).
Порядок уплаты налогов и сборов установлен статьей 58 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 данной статьи, уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 3 упомянутой статьи определено, что в соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса. Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Из указанных положений пункта 3 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации усматриваются существенные различия между налогом и авансовым платежом, то есть предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.
Из положений пункта 3 статьи 58 и пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации следует разграничение двух самостоятельных документов - налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.
Установлено, что 01.03.2016г. специалистом 1 разряда камеральных проверок N1 ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя составлен протокол об административном правонарушении N 711, согласно которому Дементиенко И.С. не исполнена обязанность по представлению декларации (расчета) по налогу на прибыль за 1 квартал 2015 года в соответствии с п.3 ст.289 Налогового кодекса Российской Федерации в срок не позднее 28.04.2015г.
Декларация (расчет) была представлена ООО "Микрофинансовая организация "АРТСТРОЙ", **** которой является Дементиенко И.С., лишь 12.08.2015г.
Документы, представленные по запросу Ленинского районного суда г.Владимира, свидетельствуют о получении налоговым органом 12.08.2015г. налоговой отчетности ООО "Артстрой" за первый квартал 2015 года (налоговый (отчетный) период - 21).
Судом первой инстанции данные документы не запрашивались.
Исходя из указанных выше требований законодательства, представленная ООО "Микрофинансовая организация "Артстрой" налоговая декларация (расчет) за первый квартал 2015 года, является авансовым платежом, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.
Между тем, непредставление авансового отчета не образует состав правонарушения, предусмотренного ст.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем постановление мирового судьи судебного участка N 1 Ленинского района г. Владимира от 27 апреля 2016 года и решение Ленинского районного суда г. Владимира от 11 июля 2016 года не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, срок давности привлечения ООО "Микрофинансовая организация "Артстрой" к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент вынесения данного постановления истек.
При таких обстоятельствах вопрос о вине Дементиенко И.С., являющегося **** ООО "Микрофинансовая организация "АРТСТРОЙ", не может быть предметом обсуждения, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 30.17 и ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Ленинского района г. Владимира от 27 апреля 2016 года и решение Ленинского районного суда г.Владимира от 11 июля 2016 года, принятые по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Дементиенко И. С. отменить, производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Заместитель председателя суда С.К. Шишкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.