Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
В составе:
Председательствующего Новиковой Л.А.
Судей Дмитриевой Ю.М., Спесивцевой С.Ю.
При секретаре Богдановой О.Е.
рассмотрела в судебном заседании 20 сентября 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Псковской области на решение Псковского городского суда Псковской области от 06 июля 2016 года, которым постановлено:
исковое заявление "Г." удовлетворить.
Взыскать с Военного комиссариата Псковской области расходы на погребение бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей в размере " ... " рублей и судебные расходы по оплате госпошлины в размере " ... " рублей.
В иске "Г." к Военному комиссариату Псковской области о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Выслушав доклад судьи Спесивцевой С.Ю., объяснения представителя Военного комиссариата Псковской области Кузавка И.В., объяснения "Г.", судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
"Г." обратился в суд с иском к Военному комиссариату Псковской области о взыскании расходов на погребение несовершеннолетнего узника концлагерей и компенсации морального вреда.
В обоснование иска пояснил, что "дата" ответчиком отказано в возмещении расходов на погребение скончавшейся "дата" "И." - несовершеннолетнего узника концлагерей. Ссылаясь на п.8 ст.154 Федерального Закона от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 14,15 и 24 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах", ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", считал отказ незаконным и просил суд взыскать в его пользу " ... " рубля расходов на погребение, компенсировать моральный вред в размере 20000 рублей.
Представитель Военного комиссариата Псковской области исковые требования не признал, указал, что действующее законодательство не приравнивает несовершеннолетних узников концлагерей в полном объеме к участникам и инвалидам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Считал, что по смыслу статьи 24 Федерального закона "О ветеранах" и статьи 11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" возмещение ритуальных расходов за счет средств Минобороны России является государственной гарантией погребения умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а не льготами, установленными статьями 14, 15 Федерального закона "О ветеранах", которые носят личностный характер. При этом обратил внимание на то, что в статье 24 Федерального закона "О ветеранах" приведен исчерпывающий перечень категорий лиц, погребение которых производится за счет средств федерального органа исполнительной власти, в числе которых несовершеннолетние узники концлагерей не поименованы, отдельной нормы, предусматривающей погребение несовершеннолетних узников, указанный закон не содержит. В отношении компенсации морального вреда указал на отсутствие оснований для взыскания, поскольку Военный комиссариат действовал в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами, действий, которые бы нарушили личные неимущественные права истца, не совершал.
Представители привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц отдела Военного комиссариата Псковской области по городу Пскову и Псковскому району, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены. Представитель отдела Военного комиссариата Псковской области по городу Пскову и Псковскому району просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судом постановленоуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Военного комиссариата Псковской области просит об отмене решения суда в удовлетворенной части, как постановленного с нарушением норм материального права по основаниям, изложенным в судебном заседании.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители отдела Военного комиссариата Псковской области по городу Пскову и Псковскому району и Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное), которые о времени и месте судебного заседания извещены.
Принимая во внимание положения статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Военного комиссариата Псковской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
"Г." считал, что решение суда не противоречит требованиям закона и оснований для отмены его по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Проверив материалы дела по правилам статьи 327.1 ГПК РФ - в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что "дата" скончалась "И.", имевшая при жизни статус несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей (л.д. 14, 17).
"дата" Военным комиссариатом Псковской области "Г." отказано в возмещении расходов на ее погребение по тем основаниям, что объем льгот по материально-бытовому обеспечению бывших несовершеннолетних узников фашизма в соответствии с действующим законодательством не предусматривает выплату компенсации расходов на погребение (л.д. 23-24).
Постановляя решение, суд первой инстанции, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к выводу о том, что возмещение за счет средств федерального бюджета расходов на погребение инвалидам и участникам войны, предусмотренное статьей 24 Федерального закона "О ветеранах", пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" по своему содержанию является льготой и в полной мере распространяется на несовершеннолетних узников фашизма.
Судебная коллегия считает, что данный вывод суда основан на неверном толковании норм материального права.
Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N1235 бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) предоставлены льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлены аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Согласно пункту 5 Разъяснения о порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 07.07.1999 N20 при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально бытовым льготам - инвалиды и участники Великой Отечественной воны.
В связи с вступлением в силу с 01.01.2005 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Указ Президента Российской Федерации N 1235 утратил силу.
В соответствии с пунктом 8 статьи 154 Федерального закона N122-ФЗ от 22.08.2004 проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона "О ветеранах" погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Статьей 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" установлено, что погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников; расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Таким образом, объем льгот по материально-бытовому обеспечению бывших несовершеннолетних узников фашизма в соответствии с Указом Президента РФ от 15.10.1992 N 1235 и в дальнейшем в соответствии с п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ определен ст. ст. 14, 15 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах"; положения ст. 24 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах" и п. 5 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" указаний на их распространение на бывших несовершеннолетних узников фашизма, не имеют, в связи с чем основания для возмещения членам семьи бывших несовершеннолетних узников фашизма расходов, связанных с погребением, отсутствуют.
Следует также отметить, что лица, относящиеся к категории ветеранов Великой Отечественной войны, указаны в ст. 2 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах", а к категории инвалидов Великой Отечественной войны - в ст. 4 закона, в которых бывшие несовершеннолетние узники фашизма не поименованы. Положения главы 2 указанного Закона устанавливают различный объем мер социальной поддержки в зависимости от категории ветеранов; положения Указа Президента РФ от 15.10.1992 N 1235 и в дальнейшем п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ на бывших несовершеннолетних узников фашизма распространяют льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны или для участников Великой Отечественной войны, в виде ежемесячных денежных выплат, мер социальной поддержки и льгот, предусмотренных ст. ст. 14 и 15 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах".
Ссылки суда первой инстанции на определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.2015 N310-ЭС15-7329 не могут быть приняты во внимание, так как данное определение не является официальным источником применения права, таким как Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Обзор судебной практики по гражданским делам.
Поскольку судом нарушены нормы материального права в части удовлетворения иска о взыскании расходов на погребение несовершеннолетнего узника концлагерей, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения в этой части об отказе в удовлетворении исковых требований.
Отказ в удовлетворении исковых требований в силу статьи 98 ГПК РФ влечет отмену решения суда и в части взыскания с Военного комиссариата Псковской области судебных расходов в сумме 686, 08 рублей.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 327 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда от 06 июля 2016 года отменить в части взыскания с Военного комиссариата Псковской области расходов на погребение несовершеннолетнего узника концлагерей, а также взыскания судебных расходов по оплате госпошлины в размере " ... " рублей.
Постановить новое решение в этой части.
Отказать "Г." в иске к Военному комиссариату Псковской области о взыскании расходов на погребение несовершеннолетнего узника концлагерей.
Председательствующий Л.А. Новикова
Судьи Ю.М. Дмитриева
С.Ю. Спесивцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.