Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 11 августа 2016 г. по делу N 33а-1159/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
ФИО10,
судей:
ФИО11 ФИО9,
при секретаре ФИО8,
с участием военного прокурора отдела Московской городской военной прокуратуры капитана юстиции ФИО4, представителя административного истца, представителя начальника Главного управления МЧС России по "адрес" ФИО5, представителя жилищной комиссии Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности "адрес" ФИО6 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца ФИО7 на решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего Главного управления МЧС по "адрес" подполковника запаса ФИО1 об оспаривании действий начальника Главного управления МЧС России по "адрес", связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи ФИО9, объяснения представителя административного истца, поддержавшего апелляционную жалобу, доводы представителей административных ответчиков, возражавших против её удовлетворения, и заключение прокурора, считавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 и члены его семьи (супруга и два сына) проживают в служебном жилом помещении по адресу: "адрес", общей площадью 54,7 кв.м., предоставленном в период прохождения военной службы.
Приказами начальника Главного управления МЧС России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1, соответственно уволен с военной службы, в связи с организационно-штатными мероприятиями с оставлением в списках очередников на получение жилой площади, и исключен из списков Главного управления МЧС России по "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ.
Считая свои права нарушенными, ФИО1, через своего представителя Ушакова, обратился с административным исковым заявлением в суд, в котором просил признать незаконными вышеназванные приказы, в виду того, что он
не был обеспечен жилым помещением для постоянного проживания, и обязать начальника Главного управления МЧС России по "адрес" их отменить.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления отказал.
В апелляционной жалобе представитель административного истца, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, неверной оценкой обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
Считает, что судом неправильно применен подп. 1 п. 2 ст. 103 ЖК РФ, так как увольнение ФИО1 с военной службы привело к утрате связи с федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в связи с чем он подлежит выселению из квартиры.
По мнению представителя административного истца, суд ошибочно применил и постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, поскольку договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ заключен между истцом и Департаментом жилищной политики и жилищного фонда "адрес", для которого указанный нормативный акт руководящим документом не является. При этом суд не дал оценки нахождению жилого помещения, предоставленное административному истцу и членам его семьи не находится в оперативном управлении либо хозяйственном ведении административного ответчика, а является собственностью "адрес" без указания на статус "служебное".
Полагает, что временная регистрация в предоставленном служебном жилом помещении лишает административного истца и членов его семьи возможности осуществлять права в отношении занимаемого жилого помещения в полном объёме.
Считает, что судом нарушены нормы процессуального права в связи с тем, что к участию в рассмотрении дела не были привлечены жилищные органы "адрес".
Ссылаясь на п. 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", утверждает, что ФИО1, имеющий право на обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма или в собственность, не мог быть уволен с военной службы с оставлением его на учете нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту военной службы ввиду отсутствия его согласия на такое увольнение.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым в решении дана надлежащая правовая оценка. Поскольку предметом судебного разбирательства являлось оспаривание действий командования, связанных с увольнением с военной службы, привлечение к участию в деле жилищных органов "адрес", которые не принимали никаких решений в отношении занимаемого истцом жилого помещения. Не вызывалось необходимостью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 23 указанного Закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 17 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение), военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба" исключается возможность расторжения данного договора, заключенного в целях обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями, в случае досрочного увольнения военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
Таким образом, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе только те военнослужащие, которые в установленном порядке признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и не обеспеченные жилым помещением по месту прохождения военной службы.
Выводы гарнизонного военного суда о том, что ФИО1 не может быть выселен из служебного жилого помещения, предоставленного ему в связи с прохождением военной службы до обеспечения его постоянным жильем в установленном действующим законодательством порядке, являются обоснованными, поскольку отношения между ним и МЧС России по "адрес" по обеспечению постоянным жильем не прекращены.
Из материалов дела видно, что ФИО1 и члены его семьи обеспечены служебным жилым помещением в "адрес" для постоянного проживания по нормам, предусмотренным действующим законодательством. В установленном порядке с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан нуждающимся в получении жилого помещения в "адрес", то есть избранном после увольнения с военной службы месте постоянного жительства, которое совпадает с местом прохождения военной службы. Действия, связанные с увольнением истца с военной службы и исключением его из списков личного состава управления, с оставлением на учете списках нуждающихся в жилых помещениях, совершены полномочным должностным лицом.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у командования не имелось препятствий для увольнения истца с военной службы и исключения его из списков личного состава воинской части, поэтому правильно отказал в удовлетворении административного искового заявления.
Поскольку административный истец военную службы проходил в Главном управлении МЧС России по "адрес", то как верно отметил суд первой инстанции оснований составлять на него представление не имелось, поэтому судебная коллегия соглашается с оценкой данной этому обстоятельству и листу беседы.
При этом судом установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ административный истец был полностью обеспечен денежным довольствием, вещевым имуществом (л.д. 70).
В соответствии с пунктом 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1237, поскольку ФИО1 на день исключения из списков личного состава управления был полностью обеспечен установленным денежным довольствием и вещевым обеспечением, то оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Утверждение автора апелляционной жалобы, что административный истец не в полном объёме может осуществлять права в отношении занимаемого жилого помещения, не имеет правового значения для настоящего дела.
Ссылок на иные обстоятельства. которые бы указывали на незаконность вынесенного судебного постановления либо опровергали бы выводы суда, с которыми согласилась бы судебная коллегия. В апелляционной жалобе не содержится. Доводы представителя административного истца направлены на переоценку исследованных судом доказательств по делу, что не может служить основанием к отмене решения.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу его представителя ФИО7 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Подписи
Верно
Председательствующий по делу ФИО10
Секретарь судебного заседания ФИО8
N
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.