Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 18 августа 2016 г. по делу N 33а-1234/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - ФИО7,
судей: ФИО8 ФИО6,
при секретаре ФИО5,
с участием административного истца рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Тамбовского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N майора ФИО2 об оспаривании действий начальника отделения в "адрес" - "адрес" государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение), связанных с отказом в предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства в "адрес".
Заслушав доклад судьи ФИО6, объяснения административного истца в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО2, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проходит военную службу в войсковой части N ( "адрес"), с ДД.ММ.ГГГГ принят на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в связи с организационно-штатными мероприятиями зачислен в распоряжение. При этом ходе неоднократных бесед о предстоящем увольнении с военной службы истец высказывал требование об обеспечении его жилым помещением до увольнения с военной службы без указания избранного после увольнения постоянного места жительства.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получил уведомление от начальника отделения о готовности предоставить ему субсидию для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку Министерство обороны Российской Федерации строительство и покупку жилых помещений в "адрес" не осуществляет.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 подал начальнику отделения заявление, в котором указал об изменении постоянного места жительства с "адрес" и просил внести эти сведения в учетные данные в Едином реестре учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма (далее Реестр).
Начальник территориального отделения уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ сообщил ФИО2, что поскольку он изменил ранее избранное место жительства, то реализовать свое право на получение жилого помещения от Министерства обороны Российской Федерации может лишь посредством получения жилищной субсидии.
Полагая свои права нарушенными, ФИО2 обратился с административным исковым заявлением в суд, в котором просил:
- признать незаконными действия начальника территориального отделения, связанные с отказом в предоставлении ему жилого помещения по избранному месту жительства в "адрес";
- обязать должностное лицо его рассмотреть вопрос о предоставлении ему жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в "адрес".
Гарнизонный военный суд в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 отказал.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение отменить и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Автор жалобы цитирует решение суда, считает ошибочным его вывод о том, что условием для обеспечения жильем в виде предоставления жилищной субсидии, является только отказ в добровольном порядке от получения жилого помещения, а также желание изменить ранее выбранное место жительства. Полагает, что обязательным условием является истечение срока контракта, который у него истек в ДД.ММ.ГГГГ. Однако ему жилое помещение никогда не предлагалось, и он от него не отказывался.
Считает ссылку на сообщение представителя начальника территориального отделения от ДД.ММ.ГГГГ N бездоказательной, так как решение о постановке его на учет на жилое помещение по договору социального найма было принято без его заявления, и об этом он узнал только из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ.
Вопреки выводам суда, лишь ДД.ММ.ГГГГ он подал рапорт об увольнении его с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, в котором указал постоянное место жительства "адрес" и просил его обеспечить жилым помещением в указанном городе.
Обращает внимание на то, что не дана оценка распечатке, полученной из Единого реестра учета военнослужащих нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, в которой избранное место жительства указано "адрес", а затем, до рассмотрения дела в суде, эта информация была заменена на "адрес".
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, гарнизонный военный суд пришел к выводу, что ФИО2, не выразив при решении вопроса о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях в ДД.ММ.ГГГГ а также в последующем при проведении командованием с ним бесед (в ДД.ММ.ГГГГ) свое желание на получение жилого помещения по избранному месту жительства, отличному от места прохождения военной службы, тем самым избрал местом жительства после увольнения с военной службы "адрес".
Однако указанные выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
В соответствии с п. 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.
Согласно ст. 6 Закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
На основании п. 14 ст. 15 этого Закона правом на обеспечение жилым помещением в избранном месте жительства обладают военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, увольняемые с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 Закона, а порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации - Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, и Жилищным кодексом РФ.
Согласно пункту 1 Инструкции, для признания военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющего в соответствии со ст. 15 Закона право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), к которому прикладывают документы.
Вместе с тем, каких-либо доказательств того, что ФИО2 в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ обращался в жилищный орган (жилищную комиссию или отделение) с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в постоянном жилом помещении в "адрес", так и в "адрес", в материалах делах не содержится.
Не представлено таких доказательств и стороной административного ответчика, а утверждение ФИО2, что он до ДД.ММ.ГГГГ в жилищный орган не обращался, не опровергнуто.
Не опровергнуто и утверждение административного истца о том, что в Реестре он числился с 2001 года только на предоставление служебного жилого помещения.
Судом не установлено и то обстоятельство, почему в настоящее время в Реестре датой принятия ФИО2 на жилищный учет является ДД.ММ.ГГГГ
При таких данных выводы суда о том, что ФИО2 избрал место жительства после увольнения с военной службы "адрес", а затем изменил его на "адрес", являются ошибочными. Подаче заявления административным истцом ДД.ММ.ГГГГ, в котором он просил изменить сведения в Реестре, было обусловлено лишь тем, что он фактически в Реестре уже состоял.
В связи с изложенным, действия начальника отделения являются неправомерными, а поэтому решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Принимая новое решение и исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 227 КАС РФ, с целью устранения нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО2 и того обстоятельства, что он до настоящего времени числится принятым на жилищный учет в "адрес", судебная коллегия полагает необходимым, возложить на начальника отделения обязанность рассмотреть вопрос о принятии административного истца на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма в "адрес".
Руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309 и ст. 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тамбовского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО2 в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела отменить.
Обязать начальника территориального отделения в "адрес" - "адрес" государственного казенного учреждения "Западного регионального управления жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации рассмотреть вопрос о принятии ФИО1 на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма в "адрес".
Председательствующий
Судьи:
Подписи
Верно
Председательствующей по делу ФИО7
Секретарь судебного заседания ФИО5
ДД.ММ.ГГГГ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.