Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 29 сентября 2016 г. по делу N 33а-1500/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО6,
судей: ФИО7
при секретаре ФИО4,
с участием административного истца ФИО1 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе последнего на решение Московского гарнизонного военного суда от 30 июня 2016 г., которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N капитана третьего ранга ФИО1 об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО), связанных с отказом во включении в списки на предоставление служебных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи ФИО5, объяснения административного истца в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как усматривается из решения суда и материалов дела, ФИО1, получивший офицерское воинское звание после окончания военной образовательной организации высшего образования в июне 1999 года, с июля 2012 года проходит военную службу в войсковой части N, дислоцированной в г. Москве.
В апреле 2012 года с согласия ФИО1, состоявшего на тот момент в распоряжении заместителя начальника Главного штаба Военно-Морского Флота, дислоцированного в г. Москве, ему на состав семьи четыре человека была предоставлена квартира в "адрес" по договору социального найма, общей площадью 71,2 кв.м., а 20 сентября 2013 г. у ФИО1 родилась дочь.
18 февраля 2015 г. на основании вступившего в законную силу заочного решения Подольского городского суда Московской области от 12 декабря 2014 г. зарегистрировано право собственности ФИО1 и четверых членов его семьи на вышеуказанное жилое помещение (по 1/5 доле на каждого).
В апреле 2016 года ФИО1 обратился в ДЖО с заявлением о предоставлении ему и членам его семьи служебного жилого помещения по месту прохождения им военной службы.
Поскольку в ответе ДЖО от 30 мая 2016 г. N ФИО1 сообщено об отказе в признании его нуждающимся в служебных жилых помещениях в связи с наличием жилого помещения в "адрес", административный истец, считая, что этим нарушаются его права, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать приведенный отказ незаконным и обязать ДЖО повторно рассмотреть вопрос о признании его нуждающимся в служебном жилье.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного иска отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, считая это судебное решение незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
В обоснование этого, ссылаясь на ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N1237, обращает внимание на то, что он был назначен на новую воинскую должность приказом Министра обороны Российской Федерации уже после получения жилого помещения, в связи с чем должен быть обеспечен служебным жильем в течение трех месяцев после прибытия на новое место военной службы.
Поскольку, по мнению автора жалобы, критерий отнесения населенного пункта к категории "близлежащих" законодательно не определен, к таковым не может быть отнесен "адрес", в котором у него имеется жилое помещение в собственности, расположенный на расстоянии 45 км по прямой и 60 км по автодорогам от места прохождения им военной службы, что вынуждает его, ФИО1, тратить на дорогу в одну сторону более двух часов.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 4 и 5 п. 1 ст. 15 Закона на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей.
В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 получил офицерское воинское звание после окончания военной образовательной организации высшего образования в июне 1999 года, в связи с чем подлежал обеспечению служебным жильем на весь срок военной службы и в силу абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона имел право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания только при увольнении с нее.
Вместе с тем, находясь в распоряжении воинского должностного лица в связи с организационно-штатными мероприятиями, ФИО1 согласился с получением жилого помещения в "адрес".
Таким образом, гражданский истец, обладая в 2012 году правом на обеспечение жилым помещением лишь при увольнении с военной службы, реализовал его еще при прохождении военной службы путем получения в апреле 2012 года по договору социального найма (договор заключен 1 июня 2012 г.), а в феврале 2015 г. в собственность квартиры в "адрес", общей площадью 71,2 кв.м.
Следовательно, как при получении жилья, приобретения его в собственность, так и на настоящий момент ФИО1 и члены его семьи обеспечены жилым помещением выше учетной нормы.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Однако из материалов дела усматривается, что ФИО1 с июня 1999 года по сентябрь 2007 года, а затем с июня 2009 года проходит военную службу в г. Москве: по 10 февраля 2011 г. - в войсковой части N, по 4 июля 2012 г. - в распоряжении заместителя начальника Главного штаба Военно-Морского Флота, а с 4 июля 2012 г. по настоящее время - в войсковой части N.
Таким образом, вопреки утверждению в апелляционной жалобе, назначение административного истца приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 июля 2012 г. N на воинскую должность в войсковую часть N, дислоцирующуюся в г. Москве, то есть там же, где находится предыдущее место его военной службы, нельзя признать назначением к новому месту ее прохождения по признаку, относящемуся к населенному пункту. Следовательно, ФИО1 к новому месту военной службы, в смысле, придаваемом этому обстоятельству приведенными положениями абз. 2 п. 1 ст. 15 Закона, не прибывал.
Кроме того, условия необеспеченности жильем по месту прохождения военной службы были созданы самим ФИО1, имевшим право на обеспечение жильем в г. Москве, но согласившимся на получение жилого помещения в близлежащем к нему населенном пункте Московской области, а впоследствии и приватизировавшим его, что, как указано выше, свидетельствует о реализации административным истцом права на жилище. Именно к такому обоснованному выводу пришел суд первой инстанции.
Принимая во внимание самостоятельный выбор административным истцом способа обеспечения жильем и места своего жительства в населенном пункте, в котором он не проходит военную службу, следует признать, что он и члены его семьи не обладают на настоящий момент правом на обеспечение служебным жильем, а поэтому не могут быть признаны нуждающимися в нем.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 30 июня 2016 г. по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.