Заместитель председателя Курганского областного суда Роот А.В., рассмотрев жалобу СЛВ на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Альменевского судебного района Курганской области от 24 февраля 2016 г., решение судьи Альменевского районного суда Курганской области от 17 июня 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Альменевского судебного района Курганской области от 24 февраля 2016 г.
СЛВ, родившаяся " ... " в "адрес",
привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере " ... " руб.
Решением судьи Альменевского районного суда Курганской области от 17 июня 2016 г. указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе в Курганский областной суд СЛВ просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Считает, что судьями при рассмотрении дела не были объективно, полно и всесторонне исследованы материалы дела, не учтено, что должностным лицом нарушены требования к порядку организации проверок, установленных Федеральным законом N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ).
Указывает, что в акте проверки от " ... " отсутствует ее подпись об ознакомлении с распоряжением (приказом) о проведении проверки, факт отказа от подписи не зафиксирован. Считает, что администратор магазина не является законным представителем ООО "Альфа-Курган", не уполномочен на представление интересов Общества. В материалах дела отсутствуют доказательства, что РНЭ является законным представителем ООО "Альфа-Курган". Считает, что информация в акте проверки об ознакомлении должностного лица с распоряжением не соответствует действительности и не указывает на выполнение обязанности административного органа по вручению распоряжения, предусмотренного Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, поскольку распоряжение о проведении проверки N-р от " ... " было направлено в адрес Общества только 24 декабря 2015 г., а получено 28 декабря 2015 г. В результате законный представитель ООО "Альфа-Курган" не обладал информацией о проверке, был лишён возможности присутствовать при проведении проверки и давать пояснения.
Ссылаясь на п. 8 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, считает, что при проведении проверки административным органом было допущено грубое нарушение указанного Закона в связи с привлечением к участию в проверке ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Щучанском, Шумихинском, Альменевском, Сафакулевском районах", которое состоит в гражданско-правовых отношениях с ООО "Альфа-Курган" в соответствии с действующим договором N 98 от 01 сентября 2014 г., вследствие чего результаты проверки являются недействительными.
Считает, что мероприятия по внеплановой проверке в отсутствие законного представителя ОС "Альфа-Курган" были проведены незаконно, вопреки требованиям ст. 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ.
Указывает, что в нарушении ст. 28. 2 КоАП РФ она не извещалась о дате, месте и времени составления протокола от 8 февраля 2016 г. и вследствие принудительного доставления была лишена возможности воспользоваться правом на защиту.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно ст. 34 указанного Закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры; работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.
Согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. N 880 утвержден Технический регламент Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - Технический регламент). В соответствии со ст. 3 Технического регламента объектами технического регулирования TP ТС 021/2011 являются: пищевая продукция; связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации.
В соответствии со ст. 7 Технического регламента пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной. Сроки годности и условия хранения пищевой продукции устанавливаются изготовителем.
Согласно ст. 17 Технического регламента при хранении и реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем; работники, занятые на работах, которые связаны с хранением и реализацией пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.
В соответствии с пунктами 5, 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, продавец при осуществлении своей деятельности обязан соблюдать обязательные требования к организации и осуществлению торговой деятельности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, должен располагать необходимыми помещениями,
оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи.
Согласно п. 6 приложения N 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302 н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" обязанности по организации проведения предварительных и периодически: осмотров работников возлагаются на работодателя.
Согласно п. 6.4 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" предусмотрено, что контроль за температурно-влажностным режимом хранения продуктов в охлаждаемых камерах, складских помещениях, хранилищах для овощей, фруктов и т.д. производится ежедневно с помощью термометров и психрометров, установленных на видном месте. Пунктом 7.5 предусмотрено, что хранение пищевых продуктов должно осуществляться в соответствии с действующей нормативной и технической документацией при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции. Пунктом 7.1 предусмотрено, что все пищевые продукты в складских помещениях, охлаждаемых камерах, подсобных помещениях и т.п. должны храниться на стеллажах, поддонах или подтоварниках, изготовленных из материалов, легко поддающихся мойке и дезинфекции, и высотой не менее 15 см от пола. Пунктом 14.1, предусмотрено, что руководитель организации торговли обеспечивает: наличие в каждой организации торговли настоящих санитарных правил; выполнение требований санитарных правил всеми работниками организации торговли; необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил при приеме, хранении и реализации продукции гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей; наличие личных медицинских книжек на каждого работника; своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками.
Приказом ООО "Альфа-Курган" N N от " ... " СЛВ переведена постоянно администратором магазина "Красное-Белое" ООО "Альфа-Курган" в структурное подразделение "адрес".
Согласно должностной инструкции, администратор магазина ООО "Альфа-Курган" относится к должностям руководителей; дает распоряжения и указания всем категориям персонала магазина. Администратор обязан знать стандартные и технические условия на хранение товаров; требования санитарных норм и правил по хранению товара; Закон "О защите прав потребителей", иные законы, устанавливающие требования к осуществлению торговли; Правила продажи отдельных видов товаров и иные нормативные правовые акты по вопросам торгового обслуживания; стандарты и технические условия на товары. К функциональным обязанностям администратора магазина относится обеспечение соблюдения обязательных, с учетом профиля и специализации магазина, требований установленных для предприятия розничной торговли в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, и других нормативных документах; осуществляет ежедневный контроль готовности предприятия к работе, всего помещения в целом (включая санитарное состояние); обеспечивает наличие торгового оборудования, инвентаря в соответствии с требованиями стандартов необходимых для сохранения качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи; соблюдает сам и контролирует соблюдение работниками трудовой и производственной дисциплины, требований производственной санитарии и гигиены; контролирует наличие непросроченных санитарных книжек у сотрудников, несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнения своих должностных обязанностей.
Из материалов дела следует, что при проведении мероприятий по контролю с " ... " по " ... " в магазине "Красное-Белое" ООО "Альфа-Курган" по адресу: "адрес" в деятельности должностного лица - администратора магазина "Красное-Белое" ООО "Альфа-Курган" СЛВ установлены нарушения, выразившиеся в том, что " ... " в магазине не были созданы условия для хранения новогодних подарков "Мечта сладкоежки", установленные изготовителем; новогодние подарки хранятся в торговом зале при температуре воздуха + 24,7 о С, 25 о С (протокол параметров микроклимата N от " ... ") согласно сопроводительным документам условия хранения данной продукции - при температуре воздуха 18 ? 3 о С не более 4-х месяцев; для контроля за температурно-влажностным режимом хранения продуктов в торговом зале, складских помещениях отсутствуют приборы (термометры, психрометры); на складе, в торговом зале магазина недостаточно стеллажей, поддонов или подтоварников, часть продукции, в частности куриное яйцо, винно-водочные изделия хранятся в коробках на полу, на коробках с винно-водочными изделиями хранится часть новогодних подарков; не контролируется прохождение периодического медицинского осмотра сотрудником магазина, на момент проверки, у продавца КЛВ в текущем году не пройден периодический медицинский осмотр, по медицинской книжке последнее флюорографическое обследование пройдено " ... ", медицинский осмотр " ... ", что является нарушением п. 1 ст. 2 Федерального закона от 02 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"; ст. 11, ст. 15 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; п.п. 7, 10, 12 ст. 17 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции"; п.п. 6.4, 7.5, 7.8, 14.1 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов"; приложения N 2, приложения N 3 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302 н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
Указанные действия (бездействие) СЛВ образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Факт совершения СЛВ административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, по мнению судей, подтвержден актом проверки N от " ... ", составленный должностным лицом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Щучанском, Шумихинском, Альменевском, Сафакулевском районах КАА, на основании, в том числе протокола лабораторных испытаний N от " ... ", выполненного филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Щучанском, Шумихинском, Альменевском, Сафакулевском районах".
Однако, с указанной позицией судей не могу согласиться по следующим основаниям.
Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ).
Пунктом 8 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ установлено, что к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных ч. 6 ст. 12 настоящего Федерального закона (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки).
Данная норма является императивной и не допускает какого-либо произвольного ее толкования.
При рассмотрении дела ООО "Альфа-Курган" в материалы дела представлен договор на проведение дератизационных работ от " ... " N, заключенный между федеральным бюджетным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии Курганской области" (исполнителем) и ООО "Альфа-Курган" (заказчиком), - в соответствии с которым исполнитель принял на себя обязательства по оказанию заказчику услуг по борьбе с эпидемиями (дератизационные и дезинсекционные), а также дополнительное соглашение к данному договору.
Согласно п. 5.1 данного договора, он действует с " ... " до " ... "
В то же время пунктом 5.2 данного договора его стороны согласовали условие о том, что договор считается пролонгированным на следующий срок, если одна сторона не заявила о его расторжении за месяц до окончания срока действия договора.
Доказательств расторжения данного договора в материалы дела не представлено.
Соответственно применительно к условиям ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), упомянутый договор действовал на момент проведения Управлением Роспотребнадзора по Курганской области внеплановой выездной проверки ООО "Альфа-Курган".
Какого-либо альтернативного толкования п. 8 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, не допускает, в связи с этим, вывод судьи районного суда о том, что несовпадение предмета договора и предмета проведения проверки свидетельствует об отсутствии грубых нарушений при проведении проверки, - является ошибочным.
В п. 8 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, однозначно говорится о наличии именно, гражданско-правовых отношений с юридическими лицами, в отношении которых проводится проверка, - то есть, любых гражданско-правовых отношений.
В этой связи, грубое нарушение требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ в данном случае имеет место быть, и влечет за собой нелегитимность результатов проведенной внеплановой выездной проверки.
В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В связи с чем, протокол лабораторных испытаний N от " ... ", а, следовательно, и акт проверки N от " ... " не могут являться допустимыми доказательствами по делу, и основанием для привлечения СЛВ к административной ответственности по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится одно из следующих решений: об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка N 1 Альменевского судебного района Курганской области от 24 февраля 2016 г., решение судьи Альменевского районного суда Курганской области от 17 июня 2016 г. подлежат отмене, а производство по делу прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Альменевского судебного района Курганской области от 24 февраля 2016 г. о привлечении СЛВ к административной ответственности по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ, решение судьи Альменевского районного суда Курганской области от 17 июня 2016 г., отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, в отношении СЛВ прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные судебные акты.
Заместитель председателя
Курганского областного суда А.В. Роот
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.