Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Вишнякова О.В.;
судей Карпова А.В. и Прокопец Л.В.;
при секретаре Парфений Л.А.;
рассмотрев дело по исковому заявлению Ш.Э. к ГУ ОПФ по "данные изъяты" о возложении обязанности произвести перерасчет трудовой пенсии;
по апелляционной жалобе представителя истца А.Ю, на решение Северо-Курильского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении иска отказано.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Вишнякова О.В., судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ Ш.Э. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ по "данные изъяты" о возложении обязанности произвести перерасчет трудовой пенсии. В исковом заявлении указано, что истец является пенсионером по старости с ДД.ММ.ГГГГ (назначена на основании решения Северо-Курильского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ) и размер ее пенсии составляет "данные изъяты" рублей.
Не согласившись с назначенным размером трудовой пенсии по старости, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете трудовой пенсии (увеличении ее на коэффициент 1.9 с последующим перерасчетом за весь период ее выплаты), на что ДД.ММ.ГГГГ получила отказ.
Истец полагает, что ответчик неправильно произвел расчет ее трудового стажа, который по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 17 лет 11 месяцев 7 дней. Ответчик неверно рассчитал трудовой стаж истца за период работы в должностях учителя "данные изъяты" и воспитателя детского сада-ясли "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, приняв его в календарном исчислении как 1 год работы за 1 год работы, не приняв во внимание п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.12 г. N30. В связи с этим считает, что ответчику надлежало руководствоваться пенсионным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона от 17.12.01 г. N173-ФЗ, то есть при подсчете ее трудовой пенсии применить Закон СССР от 14.07.56 г., Закон СССР от 15.05.90 г., Закон РФ от 20.11.90 г. N340-1 и определить трудовой стаж в полуторном исчислении. Также полагает, что ответчик обязан пересчитать трудовой стаж в календарном исчислении работы истца в должностях плавсостава как работу в районах Крайнего Севера 1.9 года работы за 1 год работы за периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ представителем истца А.Ю, уточнены исковые требования, в окончательной редакции в иске заявлено требование о возложении на ответчика обязанности произвести пересчет трудовой пенсии Ш.Э. с ДД.ММ.ГГГГ в связи с наличием необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера с применением при расчете размера трудовой пенсии коэффициента 1,9; а также произвести выплату суммы перерасчета размера пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда.
В судебном заседании истец и ее представитель иск поддержали; представитель ответчика с исковыми требованиями не согласилась.
Судом постановленовышеуказанное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель истца А.Ю, Не соглашаясь с выводом суда о том, что истец проживает в "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ, ссылается на материалы дела, которыми подтверждается факт проживания и работы Ш.Э. в "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ, а также судебное решение от ДД.ММ.ГГГГ, которым признан факт проживания и работы Ш.Э. в "адрес" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Полагает, что при вынесении решения суд не учел правовую позицию Конституционного суда РФ, изложенную в Постановлении от 29.04.04 г. N2-П, ошибочно руководствовался п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.12 г. N30, в то время как к спорному правоотношению надлежало применить пп. "в" п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.05 г. N25. Также указывает, что применение отношения к заработной плате коэффициента 1,9 для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, не должно ставиться в зависимость о того, проживало лицо по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в районе Крайнего Севера или нет. Считает, что в данном случае важен сам факт наличия необходимого стажа работы не менее 15 календарных лет в районе Крайнего Севера и факт проживания на момент назначения досрочной трудовой пенсии в районе Крайнего Севера.
На апелляционную жалобу представителя истца поступили возражения, в которых ответчик соглашается с постановленным по делу решением, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в суд участников спорных правоотношений, надлежаще извещенных о дате и месте судебного заседания: истец - СМС-сообщением от 18.08.16 года, представитель истца - телефонограммой от 6.09.16 г.; представитель ответчика - факсограммой от 18.08.16 г.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, - суд апелляционной инстанции полагает необходимым оставить обжалуемое решение без изменения по следующим основаниям.
При рассмотрении спорных правоотношений суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями статьи 30 Федерального закона от 17.12.01 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", согласно которым отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1.5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами госвласти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Лицам, указанным в абз.1 подп.6 п.1 ст.28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в РФ учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем 7 настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца. В случаях, когда представлены сведения о заработной плате с выплатами разных по размеру районных коэффициентов, для учета в повышенном размере указанного отношения заработков принимается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях.
Лицам, имеющим 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также лицам, указанным в подп.1 п.1 ст.27 настоящего Федерального закона, если они не менее 6 лет 8 месяцев или не менее 5 лет (соответственно мужчины и женщины) проработали в районах Крайнего Севера на работах, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, а также лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, если они не менее 8 лет 4 месяцев или не менее 6 лет 8 месяцев (соответственно мужчины и женщины) проработали в районах Крайнего Севера на работах, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, суммы, указанные в абзаце 40 настоящего пункта, в том числе повышенные с учетом продолжительности общего трудового стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. Указанное увеличение производится независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до 1 января 2002 года.
Пунктом 28 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.12 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", разъяснено, что исчисляя трудовую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом судам следует учитывать следующее: отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ по общему правилу учитывается в размере не свыше 1,2. Поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ производится по состоянию на 1.01.02 г., исходя из п.3 ст.30 Федерального закона N 173- ФЗ
отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться: лицам, проживавшим по состоянию на 1.01.02 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в указанном случае возможность учета заработков в повышенном размере Закон не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 1.01.02 г. или остались там проживать; мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1.01.02 г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию - 55 и 50 лет соответственно для мужчин и для женщин). При этом отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в РФ учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 1.01.02 года истец Ш.Э. в "адрес" не проживала, что подтверждается справкой с места жительства от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которой истец зарегистрирован в "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по "адрес", - что также подтверждается копией паспорта истца, а также установлено материалами ГУ ОПФ "адрес" при расчете пенсии Ш.Э.
При таком положении дела и учитывая буквальное толкование вышеприведенного пенсионного законодательства и утвержденной Верховынм судом РФ судебной практики, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что расчет трудовой пенсии Ш.Э. в ДД.ММ.ГГГГ году произведен ответчиком правильно и в соответствии с действующим пенсионным законодательством, - в связи с чем не имеется оснований для перерасчета пенсии и взыскания указанных сумм за период с ДД.ММ.ГГГГ года.
Доводы стороны истца о том, что истица работала в районах, приравненных к Крайнему Северу и также после назначения ей в ДД.ММ.ГГГГ году трудовой пенсии и указанное должно учитываться при расчете размера пенсии, - являются необоснованными, поскольку работа истицы после назначения ей пенсии в ДД.ММ.ГГГГ году на размер ранее назначенной трудовой пенсии - не влияет. Согласно имеющегося в материалах дела расчета размера трудовой пенсии истца, предоставленного ГУ УПФ по "адрес", в состав пенсии Ш.Э. включены все надбавки, в том числе и северный коэффициент в связи с проживанием в настоящее время истицы в районе Крайнего Севера, а коэффициент для расчета пенсии правомерно применен с учетом проживания истицы по состоянию на 1 января 2002 года не в районе Крайнего Севера.
Все иные доводы апелляционной жалобы представителя истца, фактически совпадающие с доводами, приведенными им в иске в обоснование требований, - не могут быть признаны состоятельными как не основанные на законе; кроме того они относятся к обстоятельствам, которые судом исследовались с последующей правовой оценкой в обжалуемом решении, с которым суд апелляционной инстанции соглашается.
При таком положении дела, когда решение судом постановленов соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами, которым дана правильная правовая оценка, суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность постановленного решения исходя из доводов жалобы, не находит оснований к его отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
решение Северо-Курильского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца А.Ю, - без удовлетворения.
Председательствующий Вишняков О.В.
Судьи Сахалинского областного суда Карпов А.В.
Прокопец Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.