Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
Председательствующего Минькиной И.В.
судей областного суда Загорьян А.Г. и Шептуновой Л.П.
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к "данные изъяты" области о возложении обязанности выдать социальную выплату без уменьшения размера, возложении обязанности произвести перерасчет социальной выплаты без уменьшения размера, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат по апелляционным жалобам "данные изъяты" на решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и на дополнительное решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Минькиной И.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к "данные изъяты". В обоснование иска указала, что являясь инвалидом детства, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию "данные изъяты" с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Согласно уведомления администрации N от ДД.ММ.ГГГГ, она была поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" ей выдан государственный жилищный сертификат на сумму 959734 рубля с уменьшением выплаты на 462500 рублей. В ответ на ее обращение ответчиком разъяснено, что из суммы полагающейся ей выплаты исключена стоимость 1/8 доли жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", проданного ею ДД.ММ.ГГГГ. Истица полагает уменьшение выплаты незаконной, нарушающей нормы действующего законодательства, так как сделка по отчуждению 1/8 доли квартиры была совершена ДД.ММ.ГГГГ, то есть до выражения волеизъявления на участие в программе и постановки ее на соответствующий учет, в связи с чем субсидия положена ей в размере 1422234 рубля. Просит суд возложить обязанность на "данные изъяты" выдать ей государственную жилищную субсидию без уменьшения размера социальной выплаты на сумму в 462500 рублей - стоимость 1/8 доли отчужденного жилого помещения.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора на стороне ответчика судом привлечено "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ истец дополнила заявленные требования, просила возложить обязанность на "данные изъяты" произвести перерасчет без уменьшения социальной выплаты на сумму 462500 рублей, признать государственный жилищный сертификат недействительным и выдать новый сертификат без уменьшения социальной выплаты.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1 к "данные изъяты" о возложении обязанности выдать социальную выплату без уменьшения размера. Исковые требования ФИО1 к "данные изъяты" о возложении обязанности произвести перерасчет социальной выплаты без уменьшения размера, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат, удовлетворены. На "данные изъяты" возложена обязанность произвести перерасчет социальной выплаты без учета стоимости отчужденной 1/8 доли по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартиры по адресу: "адрес"; в соответствии с очередностью выдать ФИО1 государственный жилищный сертификат без учета стоимости отчужденной 1/8 доли по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартиры по адресу: "адрес", аннулировать государственный жилищный сертификат N, выданный ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 на сумму 959734 рубля.
С "данные изъяты" взыскана государственная пошлина в доход муниципального образования "Городской округ "Город Южно-Сахалинск" в размере 900 рублей.
Дополнительным решением Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 к "данные изъяты" о признании недействительным государственного жилищного сертификата, удовлетворены. Государственный жилищный сертификат N от ДД.ММ.ГГГГ, выданный на имя ФИО1, признан недействительным.
На указанные решения, представителями ответчика поданы апелляционные жалобы.
В апелляционной жалобе на решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика ФИО5 просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Полагает, что исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению, поскольку согласно пункта 12 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, размер жилищной субсидии может быть оспорен до момента его выдачи, а не после его вручения и выражения согласия с условиями подпрограммы. Обращает внимание на то, что заявление об оспаривании размера жилищной субсидии поступило от ФИО1 после получения сертификата и выражения согласия с его размером жилищной субсидии. Также указала, что указанные Правила не предусматривают аннулирование сертификата в случае выражения гражданином несогласия с размером жилищной субсидии после вручения ему государственного жилищного сертификата. Обратила внимание, что истцом требования об аннулировании государственного жилищного сертификата не заявлялись, и принимая решение о его аннулировании, суд вышел за рамки заявленных исковых требований. Кроме того полагает, что государственная пошлина в размере 900 рублей взыскана с Министерства социальной защиты "адрес" незаконно, поскольку согласно действующего законодательства Министерство социальной защиты "адрес" является государственным органом и, следовательно, освобождено от уплаты государственной пошлины.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО6 приводит аналогичные доводы, считает решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ необоснованными, незаконными и нарушающими права и законные интересы "данные изъяты", просит их отменить, в иске отказать. Не соглашаясь с выводами суда о незаконности уменьшения размера жилищной субсидии, ссылается на абзац 4 статьи 6 Федерального закона N125-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О жилищных субсидиях гражданам выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО7 поддержал доводы апелляционных жалоб.
Истец ФИО1 просила решение суда и дополнительное решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика, без удовлетворения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора на стороне ответчика Федеральное казенное учреждение "Объединенная дирекция федеральных инвестиционных программ" Министерства строительства РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение истца и представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалид детства, проживающая в местности приравненной к районам Крайнего Севера, ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в администрацию Холмского городского округа о включении ее в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по категории инвалиды - детства".
В соответствии с постановлением администрации МО "Холмский городской округ" от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий (единовременных социальных выплат), в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории "инвалиды", с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" истице был выдан государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в размере 959734 рубля. Размер социальной выплаты был уменьшен на стоимость отчужденного ФИО1 жилого помещения, а именно на сумму 462500 рублей.
Как следует из имеющегося в материалах дела договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 продала принадлежащую ей 1/8 долю квартиры по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по договору купли - продажи приобрела в собственность квартиру по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подписала обязательство перед администрацией "адрес" о сдаче указанной квартиры в установленном законодательством РФ порядке в 2-х месячный срок после приобретения ею жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата.
Переселение жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, состоящих на учете в органах местного самоуправления северных городов и районов за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Подпрограммы и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года N 153.
Порядок исчисления размера социальной выплаты в рамках реализации Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" целевой программы "Жилище" установлен положениями статьи 6 Федерального закона от 25.10.2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно абз. 4 ст. 6 указанного Федерального закона в случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Федеральным законом от 17.07.2011 года N 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" внесены изменения в статью 6 вышеназванного Федерального закона от 25.10.2002г. N 125-ФЗ, согласно которых при приобретении жилого помещения за счет жилищной субсидии, отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности. В случае отчуждения получателями жилищной субсидии данных жилых помещений иным лицам, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения размера жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Вышеназванные изменения, согласно статье 2 Закона от 17.07.2011года N 212-ФЗ, вступили в силу с 01 января 2012 года.
Таким образом, Федеральный закон от 25.10.2002 года N 125-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2012 года, также содержал требования об отчуждении в государственную или муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего гражданину - участнику программы на праве собственности, и уменьшении размера жилищной субсидии на сумму, полученную по договору купли-продажи.
Руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, суд первой инстанции исходил из факта того, что отчуждение истцом по договору купли-продажи принадлежащей ей на праве собственности 1/8 квартиры по адресу: "адрес", было произведено до включения ФИО1 в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", и пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в части перерасчета размера выплаты и признании ранее выданного сертификата недействительным, указав, что правовых оснований для уменьшения размера социальной выплаты на величину стоимости отчужденной доли жилого помещения при расчете величины субсидии не имеется.
Выводы суда основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, подробно изложены в решении, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции взыскал с ответчика государственную пошлину в размере 900 рублей в доход местного бюджета.
Судебная коллегия находит данный вывод судьи ошибочным по следующим основаниям.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
В Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует определение "государственные органы". Однако, исходя из толкования данного понятия, следует, что он определяет круг субъектов публичных правоотношений через которые Российская Федерация и субъекты Российской Федерации реализуют свои государственные функции в определенной сфере деятельности.
"данные изъяты" в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ входит в структуру исполнительных органов государственной власти Сахалинской области, формируемых администрацией "адрес" и освобождено от уплаты государственной пошлины.
В связи с чем решение суда в указанной части подлежит изменению.
Иные доводы в апелляционных жалобах не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, они направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части взыскания с Министерства социальной защиты Сахалинской области государственной пошлины в размере 900 рублей.
В остальной части решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий Минькина И.В.
Судьи: Загорьян А.Г.
Шептунова Л.П.
Судья ФИО2 Дело N 33-2346/2016
Докладчик Минькина И.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
29 сентября 2016 года г. Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
Председательствующего Минькиной И.В.
судей областного суда Загорьян А.Г. и Шептуновой Л.П.
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к "данные изъяты" области о возложении обязанности выдать социальную выплату без уменьшения размера, возложении обязанности произвести перерасчет социальной выплаты без уменьшения размера, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат по апелляционным жалобам "данные изъяты" на решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и на дополнительное решение Южно-Сахалинского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Минькиной И.В., руководствуясь статьями 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части взыскания с "данные изъяты" государственной пошлины в размере 900 рублей.
В остальной части решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий Минькина И.В.
Судьи: Загорьян А.Г.
Шептунова Л.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.