Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Крылова Н.А.
судей Качура И.О. и Неволиной Е.В.,
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Холмского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования " "данные изъяты" городской округ", Комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования " "данные изъяты" городской округ", "данные изъяты" управлению администрации муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" о признании незаконным бездействия по непринятию мер по организации технического обслуживания, контроле надлежащего содержания оборудования детских игровых площадок, возложении обязанности организовать устройство детских площадок в соответствии с требованиями безопасности и контроль их надлежащего содержания
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" на решение Холмского городского суда от 27 апреля 2016 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично:
признано незаконным бездействие администрации муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" по непринятию мер по организации технического обслуживания, контролю надлежащего содержания оборудования детских игровых площадок, расположенных по адресу: "данные изъяты" район, с. "данные изъяты", улица "данные изъяты", пер. "данные изъяты", N по состоянию на 12 ноября 2015 года;
на администрацию муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" возложены обязанности в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать, а на
"данные изъяты" управление администрации муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" возложена обязанность обеспечить на детских игровых площадках, расположенных по адресу: Холмский район, с. "данные изъяты", улица "данные изъяты", N, пер. "данные изъяты", N:
установку в необходимом объеме ударопоглощающего покрытия в зоне приземления детских игровых площадок, которое должно исключать травмирование ребенка (в т.ч. наличию препятствий);
установку на игровом оборудовании маркировки, обозначающей уровень ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов;
установку на детских игровых площадках информационных табличек (досок), содержащих следующую информацию: номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации о неисправности и поломке оборудования.
На "данные изъяты" управление администрации муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на детских игровых площадках, расположенных по адресу: с. "данные изъяты", пер. "данные изъяты"
организовать персонал, ответственный за безопасную эксплуатацию оборудования детских игровых площадок;
завести журналы, в которых должны регистрироваться результаты контроля за техническим состоянием и техническим обслуживанием оборудования детских игровых площадок, их ремонта;
установить контроль за техническим состоянием оборудования, техническим обслуживанием оборудования детских игровых площадок;
установить периодичность регулярного визуального осмотра;
проводить регулярный визуальный осмотр;
проводить функциональный осмотр с периодичностью один раз в 1-3 месяца;
проводить ежегодный осмотр не более одного раза в 12 месяцев, результаты которого отражать в акте;
разработать графики при проведении осмотров различного вида (регулярного визуального, функционального, ежегодного);
разработать мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации оборудования на основе учета конструкции оборудования, установки, обслуживания и ремонта оборудования, климатических условий и условий эксплуатации оборудования, требования эксплуатационных документов, предоставленных изготовителем.
В удовлетворении требований к Комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" отказано.
Заслушав доклад судьи Неволиной Е.В., выслушав прокурора К. А.С., полагавшую законным решение суда, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
19 января 2016 года Холмский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования " "данные изъяты" городской округ", Комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" и "данные изъяты" управлению администрации муниципального образования " "данные изъяты" городской округ", в котором, с учетом уточнений от 14 апреля 2016 года, просил: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" по непринятию мер по организации технического обслуживания, контроле надлежащего содержания оборудования детских игровых площадок, расположенных по адресу: Холмский район, с. "данные изъяты", ул. "данные изъяты", N пер. "данные изъяты", N по состоянию на 12 ноября 2015 года; возложить на администрацию муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" обязанность в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оформить правоустанавливающие документы и кадастровые паспорта на земельные участки, на которых расположены указанные игровые площадки; обязать администрацию в срок до 01 мая 2016 года организовать, а "данные изъяты" управление администрации муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" обеспечить установку в необходимом объеме ударопоглощающего покрытия в зоне приземления детских игровых площадок, которое должно исключать травмирование ребенка; установку на игровом оборудовании маркировки, обозначающей уровень ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов; установку на детских игровых площадках информационных табличек (досок), содержащих следующую информацию: номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации о неисправности и поломке оборудования;
Кроме того просил возложить обязанность на "данные изъяты" управление администрации муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу на детских игровых площадках, расположенных по адресу: с. "данные изъяты", ул. "данные изъяты", N, пер. "данные изъяты", N: организовать персонал, ответственный за безопасную эксплуатацию оборудования детских игровых площадок; завести журналы, в которых должны регистрироваться результаты контроля за техническим состоянием и техническим обслуживанием оборудования детских игровых площадок; установить контроль за техническим состоянием оборудования, техническим обслуживанием оборудования детских игровых площадок; установить периодичность регулярного визуального осмотра; проводить регулярный визуальный осмотр; проводить функциональный осмотр с периодичностью один раз в 1-3 месяца; проводить ежегодный осмотр не более одного раза в 12 месяцев, результаты которого отражать в акте; разработать графики при проведении осмотров различного вида (регулярного визуального, функционального, ежегодного); разработать мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации оборудования на основе учета конструкции оборудования, установки, обслуживания и ремонта оборудования, климатических условий и условий эксплуатации оборудования, требования эксплуатационных документов, предоставленных изготовителем.
В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проведенной прокуратурой проверки соответствия требованиям безопасности игрового оборудования, установленного на детских игровых площадках, расположенных по адресу: Холмский район, с. "данные изъяты", ул. "данные изъяты", N и пер. "данные изъяты", N были выявлены нарушения ГОСТ Р 52301-2013, ГОСТ Р 52168-2013 и ГОСТ Р 52169-2012, а именно: зона приземления горки детского игрового комплекса не оборудована ударопоглощающим покрытием; отсутствуют информационные таблички или доски для обеспечения безопасности на игровой площадке; не организовано надлежащее обслуживание технического оборудования и контроль за состоянием игровых площадок. Данные объекты состоят в реестре муниципальной собственности муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" и переданы в оперативное управление "данные изъяты" управлению администрации муниципального образования " "данные изъяты" городской округ". Наличие на детских площадках оборудования, не отвечающего требованиям безопасности и отсутствие надлежащего контроля за эксплуатацией названных объектов, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Определением Холмского городского суда от 14 апреля 2016 года производство по делу в части возложения на администрацию оформить правоустанавливающие документы и кадастровые паспорта на земельные участки под указанными игровыми площадками прекращено, в связи с отказом прокурора от части требований.
По остальным заявленным требованиям судом постановленоуказанное выше решение, об отмене которого в своей апелляционной жалобе просит представитель администрации муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" Ф. А.В. полагая, что судом при его вынесении неправильно применены нормы материального права. Ссылаясь на постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" и Федеральный закон от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указывает, что для исполнения решения суда определенный в решении срок является недостаточным и нарушает права ответчика на разумный срок исполнения.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Холмский городской прокурор В. Ю.Н. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще и заблаговременно - 28 сентября 2016 года посредством факсимильной связи; ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило.
Поскольку явка сторон по данному делу не является обязательной и не признана судом обязательной, руководствуясь частью 2 статьи 150, частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно доводов жалобы, заслушав прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; содействие физическому развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В силу пунктов 3, 13, 20 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация отдыха детей в каникулярное время; создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 данного закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Подпунктами 9, 19 пункта 1 статьи 53 Устава муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" установлено, что в собственности "данные изъяты" городского округа находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, - имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время; имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории "данные изъяты" городского округа, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2013 года N 182-ст утвержден и введен в действие национальный стандарт Российской Федерации - ГОСТ Р 52301-2013 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования".
В соответствии с пунктом 6.2 этого ГОСТ контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец).
Контроль технического состояния включает: осмотр и проверку оборудования перед вводом в эксплуатацию; регулярный визуальный осмотр; функциональный осмотр; ежегодный основной осмотр (пункт 6.4).
Периодичность регулярного визуального осмотра устанавливает эксплуатант (владелец) на основе учета условий эксплуатации (п. 6.4.2), функциональный осмотр проводят с периодичностью один раз в 1-3 месяца в соответствии с инструкцией изготовителя (п. 6.4.3); ежегодный основной осмотр для целей оценки соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасности проводят с периодичностью на более одного раза в 12 месяцев (п. 6.4.5).
Регулярное обслуживание включает мероприятия по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования и покрытий детской игровой площадки. Мероприятия по регулярному обслуживанию включают, в частности, нанесение на оборудование маркировок, обозначающих требуемый уровень ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов (пункт 7.8).
Для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплуатант разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования (п. 7.5).
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2012 года N 1148-ст утвержден и введен в действие национальный стандарт Российской Федерации - ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование и покрытие детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования".
В соответствии с пунктом 4.3.22.2 этого ГОСТ для предупреждения травм при падении детей с игрового оборудования по всей зоне приземления устраивают ударопоглощающие покрытия.
Аналогичного содержания требование предусмотрено пунктом 5.10 ГОСТ Р 52168-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования", утвержденного и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 сентября 2012 года N 334-ст.
Из материалов дела следует, что детские площадки, расположенные по адресу: Холмский район, с. "данные изъяты", ул. "данные изъяты", N и пер. "данные изъяты", N, значатся в реестре муниципального имущества муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" и переданы в оперативное управление "данные изъяты" управлению администрации муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" (соглашение от 11 февраля 2014 года).
Актами от 12 ноября 2015 года, составленными помощником Холмского городского прокурора Щ. И.В. в присутствии начальника "данные изъяты" управления администрации муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" установлено нарушение требований вышеприведенных государственных стандартов при эксплуатации детских игровых площадок по указанным адресам.
Наличие указанных нарушений административными ответчиками не оспаривается.
Разрешая спор, суд первой инстанции, на основании установленных обстоятельств и руководствуясь приведенными законоположениями, пришел к правильному выводу о ненадлежащем неисполнении ответчиками обязанности по организации и обустройству детских площадок на территории муниципального образования, в связи с чем, обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования, возложив на администрацию муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" и "данные изъяты" управление администрации соответствующие обязанности.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, устанавливая в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, не нарушил положения процессуального законодательства, учел возможности ответчиков по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта.
Довод в апелляционной жалобе о необоснованности срока исполнения возложенной судом обязанности, не принимается во внимание, поскольку при рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик возражений относительно заявленного прокурором срока исполнения исковых требований не заявлял, доказательств в обоснование иного срока исполнения не представлял. Ссылаясь в апелляционной жалобе на положения Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ответчик не представил доказательств, свидетельствующих о применении им данного закона для исполнения судебного решения.
Поскольку требования заявлены прокурором в целях защиты прав неопределенного круга несовершеннолетних, установленный судом первой инстанции срок судебная коллегия находит разумным и не подлежащим изменению.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Холмского городского суда от 27 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" - без удовлетворения.
Председательствующий Н.А. Крылов
Судьи И.О. Качура
Е.В. Неволина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.