Судья Сахалинского областного суда Юсова Е.П., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника Ш.Л. - Р.Е.В. на постановление судьи Холмского городского суда от 29 сентября 2016 года по делу о привлечении Ш.Л. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
27 сентября 2016 года участковым уполномоченным полиции ОУУП и ПДН ОМВД России по Холмскому городскому округу в отношении гражданки КНР Ш.Л. составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанный протокол с иными материалами направлен для рассмотрения в суд.
Постановлением судьи Холмского городского суда от 29 сентября 2016 года Ш.Л. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в виде контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.
На данное постановление защитником Ш.Л. - Р.Е.В. подана жалоба, в которой он просит его отменить и производство по делу прекратить в связи с неправильной квалификацией ее действий.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен принцип презумпции невиновности, согласно которому лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.). Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
Статьей 25.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками, необходимыми для перевода при производстве по делу об административном правонарушении. Переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода.
Данные о предупреждении переводчика об административной ответственности за заведомо неправильные перевод могут быть указаны как в самом протоколе об административном правонарушении, так и на отдельном бланке.
Из материалов дела следует, что при составлении протокола об административном правонарушении принимал участие переводчик, при этом данные о переводчике в протоколе об административном правонарушении отсутствуют, об административной ответственности по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за заведомо ложный перевод переводчик не предупреждался.
В основу привлечения Ш.Л. к административной ответственности положено ее объяснение от 27 сентября 2016 года, из которого следует, что при ее опросе принимал участие переводчик Н.А.К. Сведения о том, что переводчик предупреждался об административной ответственности за выполнение заведомо ложного перевода в ходе дачи объяснений Ш.Л., также отсутствуют.
Кроме того, что в качестве документа, подтверждающего квалификацию переводчика Н.А.К., в материалы дела представлен диплом бакалавра экономики. Однако данные о владении переводчиком Н.А.К. китайским языком в материалах дела отсутствуют.
Оценивая в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представленные в материалы дела доказательства, прихожу к выводу о несоответствии протокола об административном правонарушении требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, его получении с существенным нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что влечет его недопустимость использования в качестве доказательства по делу.
Поскольку протокол об административном правонарушении, представляющий собой основополагающий документ, фиксирующий событие административного правонарушения, является недопустимым доказательством, основанное на нем постановление Холмского городского суда подлежат отмене, а производство по делу прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Холмского городского суда от 29 сентября 2016 года о привлечении гражданки КНР Ш.Л. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Судья Сахалинского областного суда Е.П. Юсова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.