судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бабаняна С.С.
судей Ирышковой Т.В., Мананниковой В.Н.
при секретаре Ершовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ирышковой Т.В. дело по апелляционной жалобе Торопцева А.Н. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 18 июля 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Торопцева А.Н. к ФКУ "Военной комиссариат Пензенской области" о восстановлении выслуги лет и перерасчете пенсии оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия
установила:
Торопцев А.Н. обратился в суд с иском к ФКУ "Военной комиссариат Пензенской области" с названным исковым заявлением в суд, указав, что он является подполковником в отставке, пенсионером Министерства обороны РФ. Из вооруженных сил СССР уволен приказом Главкома ВВС N 0557 от 21.06.1986 г. по ст. 59 п. "г" по истечении 29 лет 1 мес.
С 15.07.1986 г. ему назначена пенсия в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий и пособий генералам, адмиралам, офицерам, военнослужащим рядового, сержантского состава СА и ВМФ СССР и их семьям за 29 лет выслуги. Данная выслуга лет при увольнении из СССР рассчитана органами МО СССР на основании записей в его послужном списке и записей поденного налета в его летной книжке. Однако ответчик с 10.10.1990 г. переназначил пенсию и без имеющихся на то правовых оснований и отсутствия виновных действий со стороны истца снизил выслугу с 29 лет до 26 лет, а с 29.03.2000 г. выслуга лет рассчитана как 27 лет 10 месяцев 17 дней или 27 полных лет выслуги.
Истец считает перерасчет пенсии в соответствии с Законом СССР от 29.04.1990 г. неправомерным, поскольку на дату выхода указанного Закона выслуга в ВС СССР составляла 29 лет и изменениям она не подлежала. Перепроверять расчет выслуги лет, не имея на то оснований нижестоящие должностные лица, в том числе военный комиссариат Пензенской области, не имели на то законного права. Этими действиями ответчик нарушил его пенсионные имущественные права, гарантированные Конституцией СССР.
После его неоднократных обращений к ответчику, последним выслуга 29 лет до настоящего времени не восстановлена, при этом лист с расчетом выслуги на дату назначения пенсии из личного дела исчез.
2.04.2015 г. ответчик вновь произвел расчет выслуги лет истца, которая составила 27 лет 11 месяцев 15 дней или 27 полных лет, что, по мнению Торопцева А.Н., свидетельствует о том, что ответчик, незаконно и необоснованно перерасчитывая выслугу лет, так и не смог точно подсчитать ее.
Ссылаясь на положения ст. 1069 ГК РФ, Торопцев А.Н. просил суд обязать ответчика восстановить выслугу лет для начисления пенсии 29 лет, в последующем выплачивать пенсию из расчета 29 лет; обязать ответчика произвести перерасчет недоплаченных сумм пенсии с учетом выслуги 29 лет за период с 01.10.1990 г. по 31.05.2016 г. с учетом индекса роста потребительских цен в размере 589068 руб. 48 коп.
Ленинский районный суд г. Пензы постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Торопцева А.Н., поданной его представителем Амстером Е.С., содержится просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований истца, обязав ответчика произвести перерасчет го пенсии за период с 1 октября 1990 года по 31 сентября 2016 года с учетом индексации.
Автор жалобы указал, что его требования касались лишь восстановления выслуги 29 лет и производства в связи с этим перерасчета пенсии, а также неправомерных действий ответчика в части перерасчета исчисления выслуги лет, поскольку переназначение пенсии в связи со снижением выслуги лет без внесения изменений в приказ Главкома ВВС МО ССР от 21.06.86 г. у ответчика правовых оснований не имелось.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Торопцев А.А. и его представитель Амстер Е.С. просили отменить решение суда по доводам апелляционной жалобы, вынести новое решение об удовлетворении иска.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФКУ " Военный комиссариат Пензенской области" по доверенности Качан А.А. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Представитель третьего лица ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Свердловской области" в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) назначается в порядке, предусмотренном Законом РФ N 4468-1 от 12.02.1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, упреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В силу ст. 1 указанного Закона условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим законом, распространяются на лиц офицерского состава, проходивших военную службу в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР.
В соответствии со ст. 13 Закона право на пенсию за выслугу лет имеют, в том числе, лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
Материалами дела установлено, что Торопцев А.Н. приказом по личному составу Главнокомандующего ВВС СССР от 21.06.1986 г. уволен с должности командира эскадрильи на вертолетах Ми-6688 отдельного вертолетного полка 4 Воздушной Армии Верховного Главного Командования и исключен из списков личного состава части приказом командира войсковой части N от 11.07.1986 г. N 14.07.1986 г.
С 15.07.1986 г. Торопцеву А.Н. в соответствии с Положением "О пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1982 г. N 986, была назначена пенсия за выслугу лет.
Согласно расчету выслуги лет военнослужащего, представленного к увольнению из рядов Советской Армии, составленному службой Северной Группой войск 22.07.1986 г., Торопцеву А.Н. рассчитана выслуга 29 лет 3 месяца 13 дней.
В ходе ежегодной ревизии правильности назначения пенсии ревизор Приволжского военного округа 30.03.1987 г. при проверке назначения пенсии Торопцеву А.Н. составил новый расчет выслуги лет, который составил 26 лет 1 месяц 29 дней или 26 полных лет.
С принятием Закона СССР "О пенсионном обеспечении военнослужащих" от 28.04.1990 г. N 1467-1 с 01.10.1990 г. были произведены перерасчеты пенсии отдельным категориям лиц, в том числе Торопцеву А.Н., и для назначения пенсии была принята выслуга 26 полных лет.
29.03.2000 г. ревизором 3 отдела 4 Управления Главного управления бюджета и финансирования Министерства Обороны РФ был произведен перерасчет выслуги лет Торопцева А.Н. с учетом изменений законодательства, выслуга стала составлять 27 полных лет.
В связи с указанным уточнением выслуги лет истца, с 01.04.2000 г. Военным комиссариатом Пензенской области произведен перерасчет пенсии Торопцеву А.Н.
По обращению Торопцева А.Н. о пересмотре расчета выслуги лет на пенсию 02.04.2015 г. Управлением Финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Свердловской области составлен расчет выслуги лет на пенсию с учетом летной книжки, которая составила 27 полных лет.
Доводы апелляционной жалобы истца относительно неправомерных действий ответчика военного комиссариата Пензенской области, которым произведен перерасчет пенсии истца исходя из выслуги лет, составившей 26 полных лет, а не из определенной на день увольнения органами МО СССР и составившей 29 лет, являлись предметом обсуждения суда первой инстанции, и, по мнению судебной коллегии, обоснованно признаны несостоятельными.
В соответствии со ст. 133 Положения "О пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1982 г. N 986, военнослужащим, а также семьям всех военнослужащих и пенсионеров из числа военнослужащих, пенсия назначается областными военными комиссариатами.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.12.2012 г. N 1609 "Об утверждении Положения военных комиссариатов" одной из основных задач военных комиссариатов субъектов является осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, членов семей погибших военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Указом Президента РФ "О военно-административном делении Российской Федерации" от 20.09.2010 г. N 1144 с 01.12.2010 г. были созданы 4 военных округа, один из которых Центральный военный округ.
17.05.2011 г. создано Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Свердловской области с полномочиями, указанными во Временной инструкции по организации деятельности Управления (отдела) финансового обеспечения Министерства обороны РФ (по субъекту РФ) при осуществлении финансового обеспечения войск (сил) на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной Руководителем Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ.
Согласно разделу 7 указанной Временной инструкции в целях социального обеспечения военных пенсионеров и членов их семей Управления по г. Санкт-Петербургу, Хабаровскому краю, Свердловской и Ростовской областям (на территории соответственно Западного, Восточного, Центрального и Южного военных округов), в том числе:
- осуществляют ревизии и проверки работы военных комиссариатов субъектов Российской Федерации по социальному обеспечению военных пенсионеров и членов их семей, проводят анализ законности расходования средств, выделяемых на пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы;
- проводят исчисление выслуги лет (общего трудового стажа) на пенсию военнослужащим, проходящим военную службу на территории военного округа и подлежащим увольнению с военной службы, обеспечивают взаимодействие в этой работе с кадровыми органами.
Как правильно указано в решении суда, исходя из полномочий, установленных приведенными нормативными актами, действия военного комиссариата, как пенсионного органа, по назначению пенсии, в том числе проверки правильности расчета выслуги лет, осуществляются на законных основаниях, равно как и действия Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Свердловской области, наделенного полномочиями по проведению ревизионных проверок.
Согласно расчету выслуги лет истца, произведенному Управлением ФО МО РФ по Свердловской области 2 апреля 2015 года, выслуга лет составила 27 лет, что соответствует расчету выслуги лет Торопцева А.Н., уточненному и приведенному в соответствии с учетом изменений законодательства 29 марта 2000 года ревизором 3 отдела 4 Управления Главного Управления бюджета и финансирования Министерства Обороны РФ.
При этом должностными лицами указанных военных органов установлена ошибка, произведенная в 1986 году финансовой службой Северной Группы войск, в части двойного зачета периода службы на льготных условиях.
В силу ст. 18 Закона в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба. Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "б" и "в" п. 3 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим засчитывается в льготных условиях:
- один месяц службы за три месяца на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где вились боевые действия, если военнослужащие принимали участие в этих действиях с 01.12.1979 г.;
- один месяц службы за два месяца на летной работе в реактивной и турбовинтовой авиации - на условиях, определяемых Министром обороны РФ.
В соответствии с п. 6 Постановления при наличии двух и более оснований для зачета в выслугу лет на пенсию на льготных условиях одного и того же периода службы выслугу исчислять по одному основанию, дающему наибольшую льготу.
Из материалов личного дела подполковника Торопцева А.Н. следует, что календарный срок его службы исчисляется с военного училища и до увольнения, то есть с 07.08.1970 г. до 14.07.1986 г. и составляет 15 лет 11 месяцев 7 дней.
После окончания училища и назначения на летную должность 15.12.1974 г. и до 28.01.1980 г. Торопцеву А.Н. была засчитана на льготных условиях летная работа из расчета один месяц за два.
В период с 28.01.1980 г. по 29.06.1981 г. Торопцев А.Н. проходил военную службу на территории Республики Афганистан, в связи с чем было применено льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц за три.
После службы в Республике Афганистан Торопцев А.Н. продолжил службу на летной должности, в связи чем выслуга лет была исчислена из расчета один месяц за два.
Таким образом, льготная выслуга лет у Торопцева А.Н. составляет 11 лет 11 месяцев 11 дней, а общая выслуга 27 лет 10 месяцев 18 дней.
Истец Торопцев А.Н. данный расчет выслуги лет в 27 лет, исходя из которого исчисляется его размер пенсии с 2000 г., не оспаривал, иной расчет выслуги лет суду не представил.
С учетом изложенного, правовых оснований для удовлетворения требований истца Торопцева А.Н. , предъявленных к ФКУ "Военной комиссариат Пензенской области" о восстановлении выслуги лет и перерасчете пенсии не имелось.
Доводы апелляционной жалобы истца о незаконности постановленного решения, как постановленного без учета фактических обстоятельств дела и положений действующего законодательства, по мнению судебной коллегии, являются несостоятельными и не могут служить основанием к отмене судебного решения, как основанные на ошибочном толковании материального закона и заявленные без учета фактических обстоятельств, установленных по делу.
Ссылок на дополнительные доказательства, которые сторона истца не имела возможности представить суду первой инстанции, и которые влияют на существо постановленного решения апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено.
На основании изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 18 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Торопцева А.Н. -без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.