Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
Председательствующего Коржакова И.П.
Судей: Шнытко С.М., Дмитриевой Г.И.
при секретаре Игнатовой Г.А.
при участии представителя Департамента Смоленской области по социальному развитию Федоренковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по апелляционной жалобе Смирновой Е.А. на решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 16 мая 2016 года,
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения представителя Департамента Смоленской области по социальному развитию Федоренковой Е.В.,
установила:
Смирнова Е.А. обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию (далее - Департамент) о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на областной материнский капитал, признании права на меру социальной поддержки и возложении обязанности выдать государственный сертификат на областной материнский капитал в связи с рождением 11.09.2015г. третьего ребенка ФИО1, ссылаясь на необоснованный отказ ответчика по причине того, что на момент рождения третьего ребенка она не проживала на территории Смоленской области в течение года. Поскольку её муж является военнослужащим, ее переезд и проживание на территории Смоленской области обусловлено переводом для прохождения службы ее супруга, установленные ограничения по сроку проживания в отношении членов семей военнослужащих не распространяются. Просила суд удовлетворить заявленные требования.
Представитель Департамента требования не признал.
Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 16 мая 2016 года исковые требования Смирновой Е.А. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Смирнова Е.А. просит решение суда отменить, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 29 декабря 2006г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Аналогичная норма содержится в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 26.3.1.).
Принятый Смоленской областной Думой 28.02.2008г. областной закон N 15-з "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области" устанавливает на территории Смоленской области дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст.2 областного Закона дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования ребенком (детьми) с учетом особенностей, установленных настоящим законом.
В силу п.1 ч.1 ст.3 вышеназванного областного закона право на дополнительные меры поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у граждан Российской Федерации, проживающих на территории Смоленской области не менее одного года и, в частности, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 1 января 2008 года, если ранее им не был выдан сертификат на областной материнский (семейный) капитал.
Следовательно, установив на территории Смоленской области дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств областного бюджета, законодатель вправе был установить и порядок распоряжения средствами областного материнского (семейного) капитала.
Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются нормативным правовым актом Администрации Смоленской области (ч.2 ст. 5 областного закона N 15-з).
В силу ч. 6 ст. 5 областного закона от 28 февраля 2008г. N 15-з "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области" основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются: отсутствие права на дополнительные меры поддержки в соответствии с настоящим законом; прекращение права на дополнительные меры поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего закона.
Судом установлено, что Смирнова Е.А. имеет троих детей: сына ФИО2, 29.10.2009 года рождения, дочерей ФИО3, 09.11.2011 года рождения и ФИО1, 11.09.2015 года рождения, место рождения последней ...
26.10.2015г. Смирнова Е.А. в связи с рождением третьего ребенка обратилась в Департамент Смоленской области по социальному развитию с заявлением о выдаче сертификата на областной материнский (семейный) капитал, в чем ей решением от 25.11.2015г. N 523 было отказано по причине отсутствия права на дополнительные меры поддержки ввиду не проживания на территории Смоленской области в течение одного года на момент рождения дочери ФИО1, 11.09.2015 года рождения.
Судом установлено, что истец зарегистрирована на территории Смоленской области с 28.07.2015г. по настоящее время.
В связи с прохождением мужем истца ФИО4 военной службы он был переведен в г.Смоленск с 29.04.2015г., вместе с ним прибыли члены его семьи: истец и ее несовершеннолетние дети, которые с 28.07.2015г. зарегистрированы по месту жительства на территории Смоленской области.
В период с 11.09.2014г. по 28.07.2015г. истец на территории Смоленской области не проживала, регистрации не имела.
Проанализировав положения закона, оценив представленные сторонами доказательства и учитывая, что факт постоянного проживания истца на территории Смоленской области в течение одного года, предшествующего рождению 11.09.2015г. дочери, не установлен, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Департамента Смоленской области по социальному развитию оснований для предоставления данной меры социальной поддержки - в выдаче Смирновой Е.А. сертификата на областной материнский (семейный) капитал, и правомерно отказал истцу в удовлетворении заявленных требований.
При этом доводы истца о сохранении социальных гарантий членам семей военнослужащих со ссылкой на положения ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", как правильно посчитал суд, правового знания для правоотношений по предоставлению мер социальной поддержки семей, имеющих детей, основанных на областном законе N 15-з и предоставляемых за счет средств бюджета Смоленской области, не имеют.
Доводы жалобы основаны на ошибочном понимании норм материального права, поэтому не могут служить основанием к отмене решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ,
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 16 мая 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Смирновой Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.