Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Ломтевой Л.С.
судей Федотовой Н.П., Парменычевой М.В.,
при секретаре Марковой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле 20 сентября 2016 года
административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Ярославской области на решение Дзержинского районного суда г. Ярославля от 09 июня 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России по Ярославской области удовлетворить частично.
Взыскать с Куц В.В. в бюджет Некоузского района Ярославской области земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. - "данные изъяты", пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты"., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты"., а всего - "данные изъяты".
Взыскать с Куц В.В. в местный бюджет г. Ярославля государственную пошлину - "данные изъяты".
Заслушав доклад судьи Федотовой Н.П., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция ФНС России N 8 по Ярославской области обратилась в суд с иском к Куц В.В. о взыскании задолженности по уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты". пени за указанную задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - "данные изъяты"., за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - "данные изъяты".
В обоснование требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ. по информации Росреестра по ЯО было установлено, что ответчик является собственником земельного участка по адресу: "адрес", кадастровый N. Ответчику направлялось уведомление за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. N об уплате начисленной суммы налога по ставке "данные изъяты"% со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку обязанность по уплате налогов не была исполнена, выставлялось требование N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки в сумме "данные изъяты". и пени в сумме "данные изъяты" за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также требование N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени в сумме "данные изъяты". за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения в части отказа в удовлетворении требований и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме в связи с его необоснованностью, нарушением норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда, выслушав представителя Межрайонной инспекции ФНС России по доверенности Доброседову И.Е., Куц В.В., судебная коллегия считает, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
Принимая решение по заявленным требованиям, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что начиная с ДД.ММ.ГГГГ. ответчик владеет спорным земельным участком с разрешенным видом использования: " "данные изъяты"", в связи с чем, подлежит применению налоговая ставка 0,3%. Судебная коллегия считает данный вывод суда не основан на материалах дела.
В соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно наследуемого владения.
Статьей 389 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации и ограниченные в обороте.
Пунктом 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В силу п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В п. 4 названной статьи определено, что если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из материалов дела следует, что Куц В.В. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. приобрел в собственность земельный участок общей площадью "данные изъяты"., категория земель: земли населенных "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N, право собственности зарегистрировано на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ.Кадастровая стоимость земельного участка в ДД.ММ.ГГГГ составляла "данные изъяты".,в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты".
Из изученных судебной коллегией материалов дела правоустанавливающих документов следует, что в рассматриваемый период ( ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) вид разрешенного использования земельного участка не изменялся, в связи с чем у суда не было оснований применять налоговую ставку 0,3%.
Как следует из ответа филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"по Ярославской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка Куц В.В. обратился ДД.ММ.ГГГГ В связи с чем ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок выдан кадастровый паспорт с видом разрешенного использования :отдельно стоящие жилые дома коттеджного типа, изменилась кадастровая стоимость. В дальнейшем ответчиком были уточнены размеры земельного участка. На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ путем исправления технической ошибки в части площади земельного участка, площадь участка стала составлять "данные изъяты".
Таким образом подлежит применению налоговая ставка 1,5%.
Пунктом 4 статьи 397 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В соответствии с налоговым уведомлением N, направленным в адрес Куц В.В. ДД.ММ.ГГГГ, за находящийся в собственности ответчика земельный участок с кадастровым номером N, за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ начислен земельный налог в сумме: за ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты", за ДД.ММ.ГГГГ - в размере "данные изъяты" руб., за ДД.ММ.ГГГГ - в размере "данные изъяты" руб. Расчет земельного налога, приведенный в налоговом уведомлении судебной коллегией проверен, признан правильным.
Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 283-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 01 января 2010 г., пункт 4 статьи 397 НК РФ был дополнен абзацами 2 и 3.
В соответствии с абзацем 2 указанного пункта направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта (абзац 3 указанного пункта).
Таким образом, с 01 января 2010 г. налоговый орган может направить уведомление на уплату физическим лицом земельного налога (авансового платежа) не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Порядок взыскания земельного налога, предусмотренный ст. ст. 48, 52, 69, 70, 397 НК РФ, истцом не нарушен. Срок для обращения в суд с настоящим иском не пропущен.
В соответствии с п.п. 2, 4 ст. 52 НК РФ В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно п.6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести, дней с даты направления заказного письма. На основании п.1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Поскольку налогоплательщиком обязанность по уплате налога не исполнена, налогоплательщику было направлено требование об уплате налога N от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Однако налогоплательщиком налог не был уплачен.
В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд обшей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Поскольку ответчиком обязанность по уплате обязательных платежей не исполнена, истец обращался к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика недоимки по земельному налогу. В связи с возражениями ответчика судебный приказ отменен ДД.ММ.ГГГГ. ИФНС обратилась с административным иском о взыскании задолженности об уплате налога и пени в Дзержинский районный суд г. Ярославля ДД.ММ.ГГГГ, а также с иском о взыскании пени обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Определением Дзержинского районного суда г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ объединены в одно производство административные дела по административному иску Межрайонной ИНФС N 8 к Куц В.В. о взыскании пени и по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 8 к Куц В.В. о взыскании задолженности по уплате налога и пени.
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов.
Поскольку задолженность по уплате налога не была уплачена, на сумму задолженности подлежат начислению пени: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты"., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты". Налогоплательщику направлялось требование N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени в срок ДД.ММ.ГГГГ, которое не было исполнено административным ответчиком.
В связи с вышеизложенным, судебная коллегия полагает, что с административного ответчика подлежит взысканию задолженность по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты", за ДД.ММ.ГГГГ - в размере "данные изъяты"., за ДД.ММ.ГГГГ - в размере "данные изъяты"., а также пени по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты"., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты"., а всего пени в общей сумме "данные изъяты".
В силу требований ст. 114 КАС РФ, с административного ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет города Ярославля в сумме "данные изъяты".
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Дзержинского районного суда г. Ярославля от 09 июня 2016 года изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции: "Взыскать с Куц В.В., проживающего по адресу "адрес", в доход бюджета земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты", за ДД.ММ.ГГГГ - в размере "данные изъяты"., за ДД.ММ.ГГГГ - в размере "данные изъяты"., а также пени по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты".
Взыскать с Куц В.В. в доход бюджета г. Ярославля государственную пошлину в размере "данные изъяты"."
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.