Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Гуревской Л.С.,
судей Ивановой О.Н., Николаевой Т.В.,
при секретаре Ободоевой О.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Западно-Байкальского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и интересов граждан, не определенного круга лиц, Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Таран А.А. о возложении обязанности получить положительное заключение экологического аудита проектной документации здания магазина
по апелляционной жалобе Таран А.А.
на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 30 ноября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Гуревской Л.С., объяснения прокурора Иркутской областной прокуратуры Попова А.Б. возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
установила:
В обоснование исковых требований, с учетом уточнения, Западно-Байкальский межрайонный указал, что проведена проверка исполнения требований законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной деятельности в границах Байкальской природной территории.
Проверкой установлено, что индивидуальным предпринимателем Тараном А.А. осуществляется строительство капитального объекта недвижимости 2-х этажного здания магазина смешанных товаров на земельном участке, расположенном "адрес изъят", в нарушение требований Федерального закона "Об экологической экспертизе" и норм Градостроительного кодекса РФ, т.е. без проведения государственной экологической экспертизы.
Согласно информации Управления Росприроднадзора Иркутской области индивидуальный предприниматель Таран А.А. не представлял документацию на проведение государственной экологической экспертизы. 25 июля 2014 года индивидуальному предпринимателю Тарану А.А. выдано разрешение на строительство здания магазина смешанных товаров. 11 июля 2014 года вступили в силу нормы ФЗ "Об экологической экспертизе" в части проведения государственной экологической экспертизы в границах Байкальской природной территории.
Несоблюдение ответчиком требований природоохранного законодательства нарушает права, свободы и законные интересы граждан по обеспечению экологической безопасности их жизни, здоровья и среды обитания.
Осуществляя полномочия в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор просит обязать индивидуального предпринимателя Таран А.А. получить положительное заключение экологического аудита проектной документации здания магазина смешанных товаров "адрес изъят"
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 30 ноября 2015 года исковые требования Западно-Байкальского межрайонного прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе Таран А.А. просит решение суда отменить по мотиву его незаконности, прекратить производство по делу.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что нормативные акты, на которые ссылается суд в решении, не предусматривают обязанность гражданина, юридического лица или индивидуального предпринимателя проводить экологический аудит.
Кроме того, заявитель жалобы обращает внимание на то, что первоначально прокурор обратился с требованиями о возложении на ответчика обязанности по проведению экологической экспертизы. Впоследствии, прокурор изменил вышеуказанные требования на требования о возложении на ответчика обязанности по проведению экологического аудита. Тем не менее, суд при принятии решения руководствовался нормами, регулирующими отношения, связанные с экологической экспертизой.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в возражениях относительно нее, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда полагает решение суда не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Таран А.А. зарегистрированному Дата изъята в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, Дата изъята выдано разрешение на строительство Номер изъят объекта капитального строительства - здания магазина смешанных товаров на земельном участке, расположенном "адрес изъят". Срок действия разрешения Дата изъята
Согласно сведениям Управления Росприроднадзора по Иркутской области Дата изъята от ИП Тарана А.А. не поступали документы на государственную экологическую экспертизу на объект - магазин смешанных товаров в г. Ангарске.
Федеральный закон "Об экологической экспертизе" регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
В силу ст. 3 Федерального закона "Об экологической экспертизе" принципами экологической экспертизы являются презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности проведения государственной экологической экспертизы.
Согласно ст. 1 закона экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
11 июля 2014 года введены в действие изменения в п.7.1 ст. 11 названного закона, которым установлено что объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обязательное проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории установлена и ст. 49 Градостроительного кодекса РФ.
Результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий.
Согласно ст. 12 указанного Закона обязательной экологической экспертизе подлежат иные виды документации, хозяйственная деятельность которых способна оказать негативное воздействие на окружающую природную среду.
Кроме того, согласно п. 6 ст. 30 Федерального закона "Об экологической экспертизе" реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является экологическим правонарушением.
Статья 1079 ГК РФ относит осуществление строительной и иной связанной с нею деятельности, к деятельности, связанной с повышенной опасностью.
В силу ст. 3 ч. 1 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в РФ" заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющее намерение осуществить строительство, реконструкцию архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным зданием. Основанием для реализации архитектурного проекта, выдаваемого заказчику (застройщику) органом местного самоуправления, является разрешение.
Как предусмотрено ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Как вновь возводимый, так и реконструированный объект капитального строительства считаются объектами незавершенного строительства вплоть до наступления юридического факта, с которым законодательство связывает завершение работ.
Согласно ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ таким фактом является выдача застройщику разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое удостоверяет завершение строительства, реконструкции, капитального ремонта, соблюдение строительных норм и правил и является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта, внесений изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Таким образом, поскольку разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является документом, удостоверяющим завершение строительства объекта и соблюдения строительных норм, правил и требований проектной документации, хозяйственное использование построенного (или реконструированного) объекта до получения такого разрешения является незаконным.
Федеральный закон "Об охране озера Байкал" N 94-ФЗ от 01.05.1999 года определяет правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.
Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него (ст.2).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Данные положения закреплены и в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" от 10января2002года N7-ФЗ, который определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" основными принципами охраны окружающей среды являются:
- презумпция экологической опасности планирования хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность проведения государственной экологической экспертизы, проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Закон "Об охране окружающей среды" дает понятие экологического аудита - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.
Проведение экологического аудита закреплено также в законе Иркутской области " Об отдельных вопросах охраны окружающей среды в Иркутской области" N 23-ОЗ от 11 июня 2008 года.
Экологический аудит осуществляется на территории области в целях повышения эффективности природоохранной деятельности и выражается в проведении оценки соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и в подготовке рекомендаций по улучшению такой деятельности.
Если иное не установлено федеральным законодательством, результатом экологического аудита является заключение (ст.11).
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, объект - магазин смешанных товаров фактически эксплуатируется, что подтверждается договором аренды первого этажа объекта, площадью (данные изъяты) между ИП Тараном А.А. и ООО " Л.", актом приема-передачи Дата изъята , договором на оказание услуг по размещению платежных терминалов (данные изъяты) между ИП Т. и ООО " Л.", актом об установке терминалов в спорном объекте Дата изъята , договором субаренды нежилого помещения (данные изъяты) между ООО " Л." и ИП С.., актом приема-передачи Дата изъята , договором субаренды нежилого помещения (данные изъяты) между ООО " Л." и ИП А.., актом приема-передачи Дата изъята , договором субаренды нежилого помещения (данные изъяты) между ООО " Л." и ООО " Д.", актом приема-передачи Дата изъята
В соответствии со ст. 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" оценка воздействия на окружающую среду - это вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.
Оценка воздействия на окружающую среду может быть осуществлена либо путем проведения государственной экологической экспертизы, при этом, согласно ст. 1 ФЗ "Об экологической экспертизе", устанавливается соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определяется допустимость реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы, либо путей проведения экологического аудита, который, согласно ст. 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" является независимой, комплексной, документированной оценкой соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению этой деятельности.
Таким образом, государственная экологическая экспертиза должна быть проведена до принятия решения об эксплуатации объекта, а поскольку в настоящее время объект - магазин смешанных товаров уже эксплуатируется, то необходимо оценить его воздействие на окружающую среду путем проведения экологического аудита.
Согласно ст. 39, 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны при размещении сооружений и иных объектов обеспечить выполнение требований об охране окружающей природной среды, соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления.
Без учета рекомендаций и предложений органов экологического контроля невозможно определить степень прямого или косвенного воздействия хозяйственной деятельности объекта на окружающую среду, проверить, создается ли в результате его эксплуатации реальная угроза загрязнения, засорения окружающей среды.
Действия застройщика по осуществлению строительства в отсутствие государственной экологической экспертизы ставят под угрозу нарушения права граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленное в Конституции РФ и Федеральном законе "Об охране окружающей среды", так как отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы свидетельствует о том, что оценка воздействия на окружающую среду со стороны компетентного органа не дана, что, в свою очередь, не позволяет отследить степень негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении строительства на особо охраняемой природной территории и может причинить вред окружающей среде.
Не проведение экологической экспертизы и экологического аудита, безусловно, нарушает гарантированные ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 ФЗ "Об охране окружающей среды" права жителей Ангарского района на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной деятельностью объекта - магазина смешанных товаров.
Несоблюдение ответчиком требований природоохранного законодательства нарушает права, свободы и законные интересы граждан по обеспечению экологической безопасности их жизни, здоровья и среды обитания. При выявленном грубом нарушении природоохранного законодательства и отсутствии должного реагирования останутся незащищенными интересы права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
У жителей района, в том числе в месте расположения объекта, должна быть гарантия, что в результате хозяйственной деятельности данного объекта не будет шума и загрязненного воздуха, антисанитарного состояния территории, эксплуатация объекта не создаст опасности причинения вреда в будущем.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно обязал индивидуального предпринимателя Таран А.А. получить положительное заключение экологического аудита проектной документации здания магазина смешанных товаров, расположенного "адрес изъят"
Доводы апелляционной жалобы представляют собой несогласие с оценкой фактических обстоятельств и доказательств по делу и основаны на неверном толковании положений природоохранного законодательства.
Решение суда является законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Оснований для отмены решения, предусмотренных пунктом 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 30 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.С. Гуревская
Судьи: О.Н. Иванова
Т.В. Николаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.