Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Чиченевой Н.А., Соколовой Н.М.,
при секретаре Каландаровой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 октября 2016 года апелляционную жалобу филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области на решение Щелковского городского суда Московской области от 19 мая 2016 года по делу по административному иску Томниковой Е. Ю. к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области о признании незаконным решения об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения представителя Томниковой Е.Ю. - Тронина С.В.,
установила:
Томникова Е.Ю. обратилась в суд с административным иском к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области о признании незаконным решения об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Свои требования административный истец мотивировала тем, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства, площадью 780 кв. м, по адресу: "данные изъяты" на основании договора дарения земельного участка от 16 апреля 2014 года.
Для уточнения границ и площади земельного участка кадастровым инженером ООО "Специализированное землеустроительное бюро" проведено межевание, в результате которого выявлено, что фактическая площадь земельного участка, обозначенная на местности 15 и более лет ограждением, превышает площадь, указанную в правоустанавливающих документах, на 77 кв. м и составляет 857 кв. м. Границы земельного участка согласованы со смежными совладельцами, что отражено в межевом плане, имеется акт согласования границ; в заключении кадастрового инженера также имеется обоснование превышения площади участка в связи с ее уточнением.
Административный истец полагает, что все документы, необходимые для осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, ею были представлены. Однако решением отдела кадастрового учета N 3 филиала ФГБУ "ФКП росреестра" по Московской области" от 29 мая 2015 года N МО-15/РКФ-206719 осуществление кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка, было приостановлено в связи с нарушением Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года N 412.
После приостановления кадастрового учета административным истцом в орган кадастрового учета был дополнительно представлен межевой план от 16 июня 2015 года.
Решением отдела кадастрового учета N 3 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 30 июня 2015 года N МО-15/РКФ-242139 по результатам рассмотрения указанного межевого плана в снятии приостановления осуществления кадастрового учета было отказано.
Не согласившись с данным решением, Томникова Е.Ю. просила признать его незаконным и обязать административного ответчика произвести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства, расположенного по адресу: "данные изъяты", "данные изъяты", в соответствии с межевым планом, подготовленным кадастровым инженером Мигачевым Д.М. (л.д. 4-8).
В судебном заседании представитель административного истца Хрусталев В.Н. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Мельникова М.И. иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление (л.д. 70-72).
Решением Щелковского городского суда Московской области от 19 мая 2016 года административное исковое заявление Томниковой Е.Ю. удовлетворено.
В апелляционной жалобе филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Томникова Е.Ю., представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в установленном законом порядке.
В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя Томниковой Е.Ю. - Тронина С.В.,
проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела усматривается, что административный истец Томникова Е.Ю. на основании договора дарения земельного участка от 16 апреля 2014 года является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 780 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства, адрес (местонахождение) объекта: "данные изъяты" что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30 апреля 2014 года (л.д. 24).
Земельный участок имеет статус ранее учтенного, поставлен на кадастровый учет 7 октября 2009 года, границы участка не установлены.
Для уточнения границ и площади земельного участка кадастровым инженером ООО "Специализированное землеустроительное бюро" Мигачевым Д.М. было проведено межевание и подготовлен межевой план (л.д. 55-63).
15 мая 2015 года Томникова Е.Ю. обратилась в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, приложив межевой план от 13 мая 2015 года (л.д. 54).
По результатам проверки, проведенной органом кадастрового учета в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), разделом III Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 года N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственно кадастра недвижимости" (далее - Порядок) и Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года N 412 (далее - Требования), выявлено следующее:
- в нарушение пунктов 13, 67 Требований в межевом плане в разделе "Заключение кадастрового инженера" отсутствует обоснование уточнения местоположения границ земельного участка при использовании сведений, предусмотренных частью 9 статьи 38 Закона о кадастре, позволяющих определить местоположение границ на местности (приложенный материал не подтверждает фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет);
- в нарушение пункта 22 Требований в составе Приложения межевого плана отсутствует картографическая основа, используемая при подготовке межевого плана, а также документы, подтверждающие фактическое местоположение границ уточняемого земельного участка (утвержденные в установленном порядке проекты границ земельных участков, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения).
На основании пункта 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре отделом кадастрового учета N 3 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области было принято решение от 29 мая 2015 года N МО-15/РКФ-206719 о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты"; заявителю рекомендовано представить необходимые для кадастрового учета документы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства (л.д. 64-65).
16 июня 2015 года Томникова Е.Ю. повторно обратилась в орган кадастрового учета с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, приложив межевой план от 16 июня 2015 года (л.д. 25-38).
Решением отдела кадастрового учета N 3 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 30 июня 2015 года N МО-15/РКФ-242139 в снятии приостановления осуществления кадастрового учета было отказано по указанным выше основаниям. Томниковой Е.Ю. рекомендовано исправить замечания и представить документы, оформленные в соответствии с законодательством (л.д. 12, 66).
В связи с тем, что срок приостановления осуществления кадастрового учета истек и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, отделом кадастрового учета N 3 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области было принято решение от 1 сентября 2015 года N МО-15/РКФ-319797 об отказе в учете изменений объекта недвижимости (л.д. 68).
Административный истец в рамках настоящего административного дела оспаривает решение отдела кадастрового учета N 3 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 30 июня 2015 года N МО-15/РКФ-242139 об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В силу пункта 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям данного Федерального закона.
Согласно части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года N 412 утверждены форма и требования к подготовке межевого плана (далее - Требования).
Согласно пункту 13 Требований раздел "Заключение кадастрового инженера" включается в состав межевого плана, в том числе, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 67 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
Как следует из раздела "Заключение кадастрового инженера" межевого плана, представленного Томниковой Е.Ю. в орган кадастрового учета, при выполнении кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" кадастровым инженером было установлено, что фактические границы земельного участка на местности закреплены ограждениями, местоположение которых не изменялось и существует более 15 лет. При согласовании местоположения границы земельного участка в части границы от "данные изъяты" (земли общего пользования) председатель СНТ "Урожай" не смог предоставить документ, подтверждающий право собственности указанного СНТ на земли общего пользования. Кадастровым инженером также была запрошена информация о земельном участке (землях общего пользования) СНТ "Урожай" в государственном кадастре недвижимости, в результате чего было установлено, что в ГКН не содержится какая-либо информация о вышеуказанном земельном участке. Исходя из данных обстоятельств, кадастровым инженером был сделан вывод о том, что земельный участок (земли общего пользования) СНТ "Урожай" являются землями (земельными участками), государственная собственность на которые не разграничена (л.д. 30).
В соответствии с положениями частей 1, 3, 4 статьи 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. При этом согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Частью 1 статьи 40 Закона о кадастре установлено, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Согласно пункту 67.1 Требований в реквизит 6 раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" межевого плана включаются сведения о смежных земельных участках, границы которых уточнены в результате выполнения кадастровых работ.
В соответствии с пунктом 68 Требований в графе 3 реквизита 6 раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" межевого плана приводятся сведения о правообладателях смежных земельных участков.
Материалами дела подтверждается, что участок Томниковой Е.И. имеет смежную границу с землями неразграниченной государственной собственности, тем не менее, согласование уточненных границ спорного земельного участка со смежными землепользователями не производилось (л.д. 33-63). Между тем, именно надлежащим образом оформленный акт согласования местоположения границы земельного участка является одним из доказательств, подтверждающих существование границ на местности пятнадцать и более лет.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что у органа кадастрового учета имелись основания для приостановления кадастрового учета изменений объекта недвижимости. И поскольку выявленные недостатки Томниковой Е.Ю. не были устранены, орган кадастрового учета правомерно отказал в снятии приостановления осуществления кадастрового учета.
Таким образом, оспариваемое административным истцом решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 30 июня 2015 года N МО-15/РКФ-242139 об отказе в снятии приостановления соответствует нормам действующего законодательства, принято уполномоченным органом в установленные законом сроки на основании документов, представленных заявителем.
Кроме того, имеется вступившее в законную силу решение Щелковского городского суда Московской области от 10 марта 2016 года, которым Томниковой Е.Ю. отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконным решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 1 сентября 2015 года N МО-15/РКФ-319797 об отказе в учете изменений объекта недвижимости и возложении на филиал обязанности произвести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения садоводства, находящегося по адресу: "данные изъяты", в соответствии с межевым планом, подготовленным кадастровым инженером Мигачевым Д.М.
При таких обстоятельствах постановленное по делу решение не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Томниковой Е.Ю. требований.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Щелковского городского суда Московской области от 19 мая 2016 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Томниковой Е. Ю. к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области о признании незаконным решения об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.