Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Чиченевой Н.А., Соколовой Н.М.,
при секретаре Аррыковой Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 октября 2016 года апелляционную жалобу филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области на решение Щелковского городского суда Московской области от 17 мая 2016 года по делу по административному иску Кожевниковой О. В. к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения представителя Кожевниковой О.В. - Чистовой Н.В.,
установила:
Кожевникова О.В. обратилась в суд с административным иском к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области о признании незаконным решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 9 марта 2016 года N МО-16/РКФ-83929 об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", возложении на административного ответчика обязанности осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка, взыскании с административного ответчика расходов на оплату государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
В обоснование заявленных требований Кожевникова О.В. указала, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 150 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: огород, расположенного по адресу: "данные изъяты".
С целью уточнения местоположения границ земельного участка истица обратилась в ООО "Кадастр и топография". По результатам проведенных кадастровых работ был подготовлен межевой план, согласно которому фактическая площадь земельного участка составляет 247 кв. м.
24 февраля 2016 года Кожевникова О.В. обратилась в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением о кадастровом учете изменений земельного участка.
Решением от 9 марта 2016 года N МО-16/РКФ-83929 филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области отказал в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", на основании пункта 1 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Административный истец считает вышеуказанное решение незаконным, нарушающим ее права пользователя земельного участка.
В судебном заседании представитель административного истца Юдина Ю.В. подержала заявленные требования в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Мельникова М.И. иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление (л.д. 51-53).
Решением Щелковского городского суда Московской области от 17 мая 2016 года административное исковое заявление Кожевниковой О.В. удовлетворено.
В апелляционной жалобе филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Кожевникова О.В., представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в установленном законом порядке.
В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя Кожевниковой О.В. - Чистовой Н.В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела усматривается, что Кожевникова О.В. на основании Договора аренды земельного участка "данные изъяты" от 15 апреля 2002 года и Договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка "данные изъяты" от 15 апреля 2002 года, заключенного 29 августа 2014 года с Ереминой Г.М., является арендатором земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" (предыдущий кадастровый "данные изъяты"), площадью 150 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: огород, расположенного по адресу: "данные изъяты" (л.д. 9-12).
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет как ранее учтенный, его граница не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д. 27).
С целью уточнения местоположения границы земельного участка административный истец обратилась в ООО "Кадастр и топография".
В результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 50:14:0050602:145 кадастровым инженером был подготовлен межевой план от 9 февраля 2016 года (л.д. 15-25).
24 февраля 2016 года Кожевникова О.В. обратилась в территориальный отдел N 29 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, приложив указанный межевой план (л.д. 32-33).
Решением от 9 марта 2016 года N МО-16/РКФ-83929 филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области отказал в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", на основании пункта 1 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку в ходе проверки было выявлено, что в результате данного кадастрового учета площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (л.д. 26).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В силу пункта 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Согласно части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года N 412 утверждены форма и требования к подготовке межевого плана (далее - Требования).
Согласно пункту 13 Требований раздел "Заключение кадастрового инженера" включается в состав межевого плана, в том числе, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 67 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
Из раздела представленного административным истцом межевого плана "Заключение кадастрового инженера" следует, что площадь земельного участка с кадастровым номером 50:14:0050602:145 по фактическому пользованию составляет 247 кв. м, по сведениям государственного кадастра недвижимости - 150 кв. м. Оценка расхождения "+97 кв. м". Поворотные точки закреплены металлическими трубами. Земельный участок от точки н1 до точки 3 и от точки н4 до точки н5 огражден деревянным забором, а от точки 3 до точки н4 и от точки н5 до точки н1 - металлическим забором. Достоверность местоположения границ уточняемого земельного участка подтверждается результатами полевых измерений, а также использованной при проведении кадастровых работ картографической основой, представленной в виде фотоплана местности М 1:2000, изготовленного с помощью публичной кадастровой карты, полностью отвечающей требованиям, предъявляемым действующим законодательством к картографической основе (л.д. 20).
Пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предельные размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Как установилсуд, правила землепользования и застройки г. Щелково Московской области отсутствуют.
На момент предоставления спорного земельного участка действовало решение Малого Совета Московского областного Совета народных депутатов от 16 декабря 1992 года N 4/28, согласно пункту 1.3.3. которого предельный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в аренду для ведения огородничества, составлял до 0,15 га.
В соответствии с пунктом 1.4. названного решения конкретные размеры земельных участков, предоставляемых в соответствии с пунктом 1, определяются решениями местных Советов народных депутатов, предоставляющих участок, с учетом их возможностей.
Законом Московской области от 18 июня 2003 года N 63/2003-ОЗ "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области" минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам в собственность для ведения огородничества, определен в размере 0,04 га (статья 1), максимальный - в размере 0,10 га (статья 2).
Согласно части 2 статьи 3 названного Закона Московской области в случае, если размер земельного участка, предоставленного гражданину в установленном порядке до вступления в силу настоящего Закона, ниже предельного минимального размера либо превышает предельный максимальный размер, установленные статьями 1 и 2 настоящего Закона, то для данного земельного участка этот размер является соответственно минимальным или максимальным.
Как указывалось ранее, площадь земельного участка административного истца по фактическому пользованию больше площади, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости, на 97 кв. м, что не превышает предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 9 марта 2016 года N МО-16/РКФ-83929 об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", по мотиву превышения площади данного земельного участка по фактическому пользованию на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, является незаконным.
Доводы апелляционной жалобы филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области не опровергают обжалуемый судебный акт в указанной части и не могут повлечь его отмену.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что у суда не имелось оснований для возложения на административного ответчика обязанности осуществить государственный кадастровый учет изменений спорного объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты".
В соответствии с положениями частей 1, 3, 4 статьи 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. При этом согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Частью 1 статьи 40 Закона о кадастре установлено, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Согласно пункту 67.1 Требований в реквизит 6 раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" межевого плана включаются сведения о смежных земельных участках, границы которых уточнены в результате выполнения кадастровых работ.
В соответствии с пунктом 68 Требований в графе 3 реквизита 6 раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" межевого плана приводятся сведения о правообладателях смежных земельных участков.
Материалами дела подтверждается, что участок Кожевниковой О.В. имеет смежную границу с землями неразграниченной государственной собственности, согласование уточненных границ спорного земельного участка со смежными землепользователями не производилось (л.д. 24).
С учетом изложенного решение суда в части возложения на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области обязанности осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: обл. Московская, "данные изъяты", подлежит отмене.
Отменив решение суда в указанной части, судебная коллегия считает необходимым принять новое решение, которым обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области повторно рассмотреть заявление Кожевниковой О.В. от 24 февраля 2016 года о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
Также подлежит отмене решение суда в части взыскания с филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области расходов административного истца на оплату государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей, поскольку филиал не является юридическим лицом и на него не может быть возложена обязанность по возмещению судебных расходов.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Щелковского городского суда Московской области от 17 мая 2016 года оставить без изменения в части признания незаконным решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 9 марта 2016 года N МО-16/РКФ-83929 об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты".
В остальной части решение суда отменить, постановить в отмененной части новое решение, которым обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области повторно рассмотреть заявление Кожевниковой О. В. от 24 февраля 2016 года о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.