Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Руди О.В.,
судей Фоминой Е.А., Шефер Л.В.,
при секретаре Шакиной А.А.,
с участием прокурора Кофман Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционную жалобу представителя администрации г. Томска Хариной А. В. на решение Советского районного суда г. Томска от 03 июня 2016 года
по делу по иску Савельевой Е. И. к администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения,
заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя администрации г. Томска Хариной А.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Савельевой Е.И., ее представителя Миронер В.В., возражавших против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Кофман Е.Г., полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Савельева Е.И. обратилась в суд с иском к администрации г. Томска, в котором просила возложить на администрацию г. Томска обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение на праве собственности площадью не менее /__/ кв.м, состоящее не менее чем из двух комнат, находящееся на территории муниципального образования "Город Томск", отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В обоснование требований указала, что является собственником жилого помещения по адресу: /__/, общей площадью /__/ кв.м. Заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от 23.11.2012 N 832 многоквартирный дом по /__/ признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации г. Томска от 25.07.2014 N 713 принято решение об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений в данном многоквартирном доме. Указанный дом включен в резервный перечень многоквартирных домов подпрограммы "Расселение аварийного жилья" на 2015-2019 годы муниципальной программы "Доступное и комфортное жилье на 2015-2019 годы". В соответствии с нормами жилищного законодательства собственник жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, имеет право на предоставление иного жилого помещения либо на его выкуп. Вместе с тем до настоящего времени многоквартирный дом не расселен, ответчик для этого никаких мер не предпринимает.
В судебном заседании представитель истца Миронер В.В. требования поддержала.
Представитель ответчика администрации г. Томска Харина А.В. возражала против удовлетворения требований.
Помощник прокурора Советского района г. Томска Зацепин Д.Е. в заключении полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Савельевой Е.И.
Обжалуемым решением на основании статей 40, 41 Конституции Российской Федерации, статей 14, 15, 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 67 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, пунктов 7, 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, пункта 3.2 Регламента подготовки решения об изъятии для муниципальных нужд земельных участков и жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу (реконструкции), утвержденного распоряжением администрации г. Томска от 14.12.2009 N р1525, пунктов 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", разъяснений, приведенных в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, исковые требования удовлетворены, на администрацию г. Томска возложена обязанность предоставить Савельевой Е.И. жилое помещение на праве собственности, находящееся на территории муниципального образования "Город Томск", отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее /__/ кв.м (жилой /__/ кв.м), состоящее на менее чем из двух комнат, с зачетом его стоимости в выкупную цену. Суд постановилпрекратить право собственности истца на квартиру N /__/ по /__/ после предоставления в ее собственность другого жилого помещения.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Томска Харина А.В. просит решение отменить и принять новое - об отказе в удовлетворении требований. Считает неправомерным возложение на администрацию г. Томска обязанности предоставить жилое помещение в собственность Савельевой Е.И., поскольку другое жилое помещение взамен жилого помещения, подлежащего изъятию, может быть предоставлено собственнику только при наличии соглашения между сторонами. В данном случае отсутствует соглашение между администрацией г. Томска и Савельевой Е.И. о предоставлении другого жилого помещения, не определена выкупная цена изымаемого жилого помещения, при том, что законом на администрацию возложена обязанность по выплате собственнику выкупной цены изымаемого жилого помещения. Суд не вправе обязать администрацию обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку законом такая обязанность на администрацию не возложена.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Советского района г. Томска Зацепин Д.Е. просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отмене решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Савельева Е.И. является собственником двухкомнатной квартиры общей площадью /__/ кв.м по адресу: /__/.
Постановлением администрации г. Томска от 27.12.2012 N 1606 на основании заключения межведомственной комиссии администрации г. Томска от 23.11.2012 N 832 многоквартирный дом N /__/ по /__/ признан аварийным и подлежащим сносу, на районную администрацию возложена обязанность принять меры к отселению жильцов дома в срок не позднее 31.12.2014 и сносу дома (л.д. 11-14).
25.07.2014 администрацией г. Томска вынесено постановление об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений в доме (л.д. 15). Письмом Управления Росреестра по Томской области от 12.08.2014 Савельева Е.И. уведомлена о наложении ограничения (обременения) права собственности на квартиру в связи с изъятием для муниципальных нужд (л.д. 17).
Разрешая дело, суд первой инстанции ошибочно исходил из того, что у Савельевой Е.И. возникло право на встречное предоставление равноценного жилого помещения, в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и изъятием ее жилого помещения для муниципальных нужд.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до 1 сентября 2017 года.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 названного Закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.
Как видно из дела, спорный многоквартирный дом, вопреки доводам истца, не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения (подпункт "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14).
С учетом изложенного включение указанного многоквартирного дома в резервный перечень многоквартирных домов подпрограммы "Расселение аварийного жилья" на 2015-2019 гг. муниципальной программы "Доступное и комфортное жилье на 2015-2025 годы" не влечет возникновение у муниципального образования "Город Томск" безусловной обязанности по предоставлению истцу в собственность жилого помещения, поскольку не свидетельствует о безусловном волеизъявлении ответчика на заключение соглашения с собственником аварийного жилья на условиях предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
При таких обстоятельствах у истца не возникло право требовать взамен выкупа спорной квартиры предоставления ему другого жилого помещения, поскольку предусмотренная законом процедура изъятия жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, не соблюдена, соглашение о предоставлении в собственность жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения сторонами не достигнуто.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции, вопреки доводам истца, не имелось оснований для удовлетворения исковых требований, в связи с чем постановленное по делу решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 03.06.2016 отменить, апелляционную жалобу представителя администрации г. Томска удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым Савельевой Е. И. отказать в удовлетворении иска к администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.