Судья Челябинского областного суда Кучин М.И. при секретаре Шагеевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации по его жалобе на решение судьи Кыштымского городского суда Челябинской области от 26 августа 2016 года,
установил:
Постановлением начальника ОГИБДД МО МВД России "Кыштымский" Челябинской области от 24 мая 2016 года Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" МО РФ) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Кыштымского городского суда Челябинской области от 26 августа 2016 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" МО РФ - без удовлетворения.
В жалобе в вышестоящий суд ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" МО РФ просит отменить вышеуказанные постановление и решение, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Настаивает на том, что подъездная дорога КПП - Военный городок N1 г.Карабаш, а также улично-дорожная сеть указанного военного городка не относятся к его ведению, поскольку являются дорогами общего пользования местного значения. Правоустанавливающие документы в отношении улично-дорожной сети военного городка N1 г.Карабаш в материалах дела отсутствуют, вывод о нахождении спорных автомобильных дорог в границах земельного участка с кадастровым номером *** не обоснован.
Защитник ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" МО РФ Борисова Е.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержала.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив доводы жалобы, судья областного суда приходит к следующему.
Согласно статье 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо
непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет для юридических лиц наложение административного штрафа в размере трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, выступает безопасность дорожного движения, под которой в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Содержание и ремонт автомобильных дорог должны соответствовать установленным правилам, нормативам и стандартам, обеспечивающим безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Закона о безопасности дорожного движения).
Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Судьей городского суда установлено, что 25 марта 2016 г. в 14 часов 00 минут на подъездной дороге КПП - военный городок N1 г.Карабаша Челябинской области и улично-дорожной сети военного городка N1 г.Карабаша, ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" МО РФ, являясь юридическим лицом, ответственным за их содержание, допустило отсутствие специального наружного освещения, технических средств организации дорожного движения (дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных ограждений), наличие установленных дорожных знаков, не отвечающих требованиям ГОСТ Р 52290, поврежденных элементов ограждений, чем нарушило п. 13 Основных положений ПДД РФ, ст.4.1, 4.24 ГОСТ Р 50527-93; ст.4.6.1 ГОСТ Р 52766.
Факт совершения ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" МО РФ административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследовавшихся доказательств, в том числе: актами выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, актом специальной проверки от 04.03.2015 г., другими материалами дела.
Обстоятельства дела и добытые доказательства получили надлежащую оценку в решении судьи городского суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что подъездная дорога КПП - военный городок N1 г.Карабаша относится к дорогам общего пользования и не находится в ведении ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" МО РФ, подлежит отклонению.
Так, согласно п. 2 Руководства по содержанию, ремонту и реконструкции автомобильных дорог необщего пользования Министерства обороны Российской Федерации, утв. приказом Министра обороны РФ от 13 ноября 2009 г. N 1240, под автомобильными дорогами необщего пользования Министерства обороны понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, находящийся в федеральной собственности и используемый Министерством обороны исключительно для обеспечения собственных нужд.
Отсчет протяженности АДНП начинается от места примыкания к автомобильной дороге общего пользования и заканчивается у границы территории воинской части (объекта) или организации Вооруженных Сил (в случае наличия). В протяженность АДНП также включаются имеющиеся площадки, предназначенные для стоянки автомобилей.
В Перечне областных автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, являющихся собственностью Челябинской области по состоянию на 01.01.2016 г., утвержденном постановлением Правительства Челябинской области от 23.03.2016 г. N153-П, имеются сведения о дороге Карабаш - Военный городок протяженностью 1,9 км. Согласно ответу Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области N6632 от 23.08.2016 г. на судебный запрос, начало указанной дороги определено км 0, конец - у КПП военной части.
Таким образом, участок дороги от КПП военной части до в/ч 31667 к дорогам общего пользования не относится.
Из копий документов кадастрового дела в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, представленных по запросу судьи городского суда, следует, что участок дороги от КПП до в/ч 31667 является ведомственной дорогой, и не передавался на обслуживание Главному управлению дорожного хозяйства Челябинской области.
В соответствии с п. п. 3, 6 Устава ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" МО РФ, учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля за использованием и сохранностью
имущества Вооруженных Сил РФ. Полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны РФ.
Пунктами 19, 20 Устава ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" МО РФ к целям деятельности и компетенции данного учреждения отнесено решение и выполнение задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил РФ, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра обороны РФ и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны. Для достижения указанных целей ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" МО РФ осуществляет действия, в том числе, по оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущество Вооруженных Сил, получению кадастровых паспортов и иных документов; осуществляет действия по внесению и исключению из реестра федерального имущества движимого и недвижимого имущества, закрепленного собственником за учреждением; формирует документы для принятия Министром обороны РФ и (или) директором Департамента имущественных отношений Министерства обороны решений по вопросам управления, распоряжения и контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил; проводит в установленном порядке проверки использования по назначению и сохранности имущества Вооруженных Сил; составляет и утверждает акты проверок использования по назначению и сохранности указанного имущества, а также представляет их в Департамент имущественных отношений МО РФ; организует использование, распределение и учет объектов военной и социальной инфраструктур.
Земельный участок с кадастровым номером: *** площадью 15 020 000 кв.м, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Карабаш, военные городки NN 1,2,3,4, на котором расположены вышеуказанные городки, в том числе подъездная дорога и улично-дорожная сеть, был передан по передаточному акту на баланс в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ "Проволжско-Уральское ТУИО" МО РФ как правопреемнику Карабашской КЭЧ.
При таких обстоятельствах, обязанность по содержанию автомобильной дороги в надлежащем состоянии возлагается на ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" МО РФ.
Допустимые доказательства, свидетельствующие о неудовлетворительном состоянии спорных дорог, что может угрожать безопасности дорожного движения, в материалах административного дела имеются.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Вместе с тем, частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером
5 f'Jсовершенного административного правонарушения и его
последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, с учетом действий, предпринимавшихся учреждением с целью приведения дорог в надлежащее состояние (обращений по спорному вопросу в адрес командующего Центрального военного округа, а также в Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ), судья областного суда считает, что назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению до 150 ООО рублей.
Постановление начальника ОГИБДД МО МВД России "Кыштымский" Челябинской области и решение судьи городского суда подлежат соответствующему изменению.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья областного
суда,
решил:
Постановление начальника ОГИБДД МО МВД России "Кыштымский" Челябинской области от 24 мая 2016 года и решение судьи Кыштымского городского суда Челябинской области от 26 августа 2016 года изменить, снизить размер назначенного Федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации наказания по ст. 12.34 КоАП РФ в виде штрафа до 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей. В остальной части указанные постановление и решение оставить без изменения, жалобу ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.