Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной СВ.,
судей Давыдовой Т.И., Шушкевич О.В.
при секретаре Егоровой О.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 октября 2016 года в городе Челябинске гражданское дело по иску Поморцевой Э.Э. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Троицке и Троицком районе Челябинской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Троицке и Троицком районе Челябинской области на решение Троицкого городского суда Челябинской области от 27 июля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной СВ. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, пояснения представителей ответчика Ивановой Е.В. и Сусловой Т.И., настаивавших на удовлетворении апелляционной жалобы, пояснения истца Поморцевой Э.Э., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Поморцева Э.Э. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Троицке и Троицком районе Челябинской области (далее по тексту -УПФР) о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в ее педагогический стаж периоды, незаконно исключенные пенсионным органом из ее специального стажа, в частности:
- с 01 декабря 1991 года по 19 декабря 1994 года в должности ****;
- с 04 по 15 октября 2010 года, с 09 по 20 апреля 2012 года, 17 мая 2012
года, с 03 по 21 сентября 2012 года, с 12 по 29 ноября 2012 года, с 04 по 22 февраля 2013 года, с 08 по 13 апреля 2013 года, с 16 по 17 мая 2013 года, когда она находилась на курсах повышения квалификации, будучи ****. Кроме того, просила возложить на ответчика обязанность назначить ей пенсию с 18 мая 2016 года.
В обоснование иска указала, что 18 мая 2016 года обратилась в УПФР за назначением досрочной страховой пенсии по старости. Решением ответчика ей в этом было отказано по причине недостаточности специального стажа, причем комиссия по рассмотрению пенсионных прав граждан исключила из ее специального стажа период работы ****, так как из представленных документов не усматривается статус юридического лица образовательного учреждения, его типовая принадлежность к общеобразовательным учреждениям. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации были исключены из ее специального стажа по причине того, что Правилами исчисления периодов работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не предусмотрены. С указанным решением ответчика она не согласна.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Поморцева Э.Э. и ее представитель адвокат Кухарева Е.А. на иске настаивали.
Представители ответчика Иванова Е.В. и Марясов И.В. возражали против удовлетворения требований, настаивая на законности и обоснованности принятого решения.
Решением суда иск Поморцевой Э.Э. был удовлетворен полностью: решение ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости было отменено, на него возложена обязанность включить в педагогический стаж Поморцевой Э.Э. периоды работы с 01 декабря 1991 года по 19 декабря 1994 года в должности ****; с 04 октября 2010 года по 15 октября 2010 года, с 09 апреля 2012 года по 20 апреля 2012 года, 17 мая 2012 года, с 03 сентября 2012 года по 21 сентября 2012 года, с 12 ноября 2012 года по 29 ноября 2012 года, с 04 февраля 2013 года по 22 февраля 2013 года, с 08 апреля 2013 года по 13 апреля 2013 года, с 16 мая 2013 года по 17 мая 2013 года периоды нахождения на курсах повышения квалификации в должности ****, и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 18 мая 2016 года.
В апелляционной жалобе ответчик требует отменить решение суда первой инстанции в части включения в специальный стаж истца периода ее работы в должности ****
****, указывая, что за периоды работы в образовательных учреждениях бывшего СССР после 01 декабря 1991 года требуется подтверждение типовой принадлежности школы к общеобразовательным учреждениям, а также четкое соответствие вида учреждения, что по представленным документам отсутствует. Деятельность учреждений системы образования в Таджикистане регламентировалась Законом "Об образовании Республики Таджикистан" от 27 декабря 1993 года, дата вступления в силу его неизвестна, на направленные запросы в Республику Таджикистан ответа не последовало.
Согласно частям первой и второй статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы. Если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Учитывая, что апелляционная жалоба на решение суда подана ответчиком только на часть судебного решения, судебная коллегия считает возможным проверить решение суда только в обжалуемой УПФР части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Поморцева Э.Э. 18 мая 2016 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (л.д. 40).
Решением УПФР от 14 июня 2016 года ей в этом было отказано по причине недостаточности специального стажа (л.д. 34).
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 14 июня 2016 при оценке пенсионных прав Поморцевой Э.Э. продолжительность ее педагогического стажа определена в 21 год 9 месяцев 7 дней (л.д. 35-36).
При этом в ее специальный стаж на соответствующих видах работ не были включены периоды работы с 01 декабря 1991 года по 19 декабря 1994 года в должности ****; с 04 октября 2010 года по 15 октября 2010 года, с 09 апреля 2012 года по 20 апреля 2012 года, 17 мая 2012 года, с 03 сентября 2012 года по 21 сентября 2012 года, с 12 ноября 2012 года по 29 ноября 2012 года, с 04 февраля 2013 года по 22 февраля 2013 года, с 08 апреля 2013 года по 13 апреля 2013 года, с 16 мая 2013 года по 17 мая 2013 года периоды нахождения на курсах повышения квалификации в должности ****
****, а также отпуска без сохранения заработной платы с 11 по 13 января 2009 года, 19 марта 2009 года, 05 ноября 2009 года, 02 марта 2010 года, 18 апреля 2016 года.
Согласно записям, внесенным в трудовую книжку истца, Поморцева Э.Э. 31 августа 1990 года была принята ****, 30 августа 1995 года была уволена по собственному желанию (л.д. 11-18).
Ее работа в указанной должности в указанный период подтверждена справкой ****. Кроме того, в справке указано, что в период с **** года по **** года находилась в отпуске ****, с 25 октября 1994 года по 19 декабря 1994 года ей был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск, с **** года по **** года находилась в отпуске ****. Приказом Министерства образования и науки от 09 сентября 2014 года **** переименована в **** (л.д. 28).
При этом, как следует из протокола заседания комиссии ответчика периоды работы Поморцевой Э.Э. в **** с 31 августа 1990 года по 30 ноября 1991 года был включен в ее специальный стаж. Период с 01 декабря 1991 года по 19 декабря 1994 года не засчитан в стаж на соответствующих видах работ, так как отсутствует подтверждение о типовой принадлежности школы до даты вступления в силу Закона Республики Таджикистан "Об образовании".
Принимая решение о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж Поморцевой Э.Э. период с 01 декабря 1991 года по 19 декабря 1994 года, суд первой инстанции, сославшись на Соглашение стран СНГ от 13марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств -участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", рекомендации, содержащиеся в распоряжении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств -республик бывшего СССР", а также на Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" от 17 декабря 1959 года N, 1397, Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета
Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, указал, что в спорный период истец работала ****, в указанный период в стаж работы учителей засчитывалась работа по специальности в школах всех типов и наименований, отсутствие в наименовании Средней школы N 42 указания на типовую принадлежность школы ("общеобразовательная") не может повлечь отказ в зачисление спорного периода в специальный стаж.
Судебная коллегия считает такой вывод суда верным, основанным на совокупности исследованных доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно установленных фактических обстоятельствах дела и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В силу части первой статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части второй статьи 11 указанного Федерального закона периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Данный документ подписан государствами-участниками СНГ, в том
числе Российской Федерацией и Республикой Таджикистан.
В соответствии с пунктом 1 письма Министерства социальной защиты населения РФ от 31 января 1994 года N 1-369-18 при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 4 указанных Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашения, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пункта 19 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. При этом списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в
соответствии с частью первой настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть вторая статьи 30 этого же Закона).
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об
утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
В настоящее время применяется Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, которым утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение такой пенсии.
Разделом "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 года N 781 предусмотрены должности преподавателей, учителей, независимо от преподаваемого предмета; разделом "Наименование учреждений" предусмотрены общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.
Разделом "Наименование должностей" Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, предусматривались должности учителей, в разделе "Наименование учреждений" указаны школы всех типов и наименований.
В перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") содержались должности учителей и учебные заведения в виде начальных, семилетних, восьмилетних и средних школ, независимо от их наименования.
Учитывая, что спорный период работы истца приходился на период действия как постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, так и постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, где ссылок на обязательное наличие в наименовании школы слова "общеобразовательная" не содержится, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность зачесть в специальный стаж
Поморцевой Э.Э. период ее работы с 01 декабря 1991 года по 19 декабря 1994 года.
С учетом положений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" судебная коллегия принимает во внимание, что при решении вопроса о назначении досрочной страховой пенсии по старости юридическое значение имеет характер выполняемой работы и обязанностей, а также выполнение педагогической работы в учреждении для детей. Отказ в реализации гражданином конституционного права на пенсию по одним лишь формальным основаниям недопустим. Формальное толкование нормативных положений постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 ведет к умалению установленного Конституцией Российской Федерации права на пенсионное обеспечение, не отвечает условиям пенсионного обеспечения - осуществление педагогической деятельности в целом в учреждении для детей, установленных федеральным законом.
То обстоятельство, что в наименовании школы, где осуществляла свою трудовую деятельность в спорный период истец, отсутствовало слово "общеобразовательная", не может лишать истца права на льготное пенсионное обеспечение с учетом целей, задач и направлений деятельности данного образовательного учреждения для детей, в котором ею осуществлялась педагогическая деятельность.
Установив, что при включении в специальный стаж истца периода работы с 01 декабря 1991 года по 19 декабря 1994 года и периодов нахождения ее на курсах повышения квалификации с 04 октября 2010 года по 15 октября 2010 года, с 09 апреля 2012 года по 20 апреля 2012 года, 17 мая 2012 года, с 03 сентября 2012 года по 21 сентября 2012 года, с 12 ноября 2012 года по 29 ноября 2012 года, с 04 февраля 2013 года по 22 февраля 2013 года, с 08 апреля 2013 года по 13 апреля 2013 года, с 16 мая 2013 года по 17 мая 2013 года, продолжительность стажа на соответствующих видах работ составит более 25 лет, суд правомерно возложил на УПФР обязанность назначить Поморцевой Э.Э. пенсию с 18 июня 2016 года.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о неправомерности выводов суда и не влекут отмену судебного решения.
Учитывая, что право на пенсию Поморцевой Э.Э. в силу Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" определяется на основании пенсионного законодательства Российской Федерации, дата вступления в действие Закона Республики Таджикистан от 27 декабря 1993 года "Об образовании" правового значения не имеет.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Троицкого городского суда Челябинской области от 27 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Троицке и Троицком районе Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.