Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Жуковой Н.А.,
судей Шушкевич ОБ., Давыдовой Т.И.,
при секретаре Богдан О.А.,
18 октября 2016 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Янковского С.А.на решение Калининского районного суда г.Челябинска от 23 августа 2016 года по иску Янковского С.А.к Министерству социальных отношений Челябинской области, Калининскому управлению социальной защиты населения Администрации г. Челябинска о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда" и выдать удостоверение "Ветеран труда".
Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения истца Янковского С.А., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Янковский С.А. обратился в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области (далее - Министерство), Калининскому управлению социальной защиты населения Администрации г.Челябинска (далее - УСЗН) с учетом уточнения о признании незаконным отказа Министерства от 14 июня 2016 года N 896-ОЯ в присвоении звания "Ветеран труда", возложении на Министерство обязанности присвоить звание "Ветеран труда" в течение 7 дней с момента вступления решения суда в законную силу, возложении на УСЗН обязанности выдать удостоверение "Ветеран труда", взыскании с Министерства расходов по уплате государственной пошлины в сумме *** рублей.
В обоснование иска Янковский С.А. указал, что является получателем пенсии за выслугу лет с 07 июля 2014 года. 11 мая 2016 года он обратился в УСЗН с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", однако в присвоении звания "Ветеран труда" ему отказано в связи с отсутствием страхового стажа не менее 25 лет и награждения ведомственными знаками отличия в труде. Считает отказ незаконным в связи с тем, что он имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, требования Министерства о необходимости наличия страхового стажа не
менее 25 лет для присвоения звания "Ветеран труда" не основаны на законе. За время службы он награжден медалями "За отличие в службе" двух степеней, знаком "Отличник милиции", которые относятся к числу ведомственных знаков отличия в труде. Считает, что получение пенсии за выслугу лет, награждение ведомственными знаками отличия в труде дают ему право на присвоение звания "Ветеран труда".
Определением суда от 08 июля 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Главное управление Министерства внутренних дел России по Челябинской области (л.д.14).
В судебном заседании истец, его представитель на удовлетворении уточненных исковых требований настаивали.
Представитель ответчика Министерства в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования не признал, указав в отзыве, что правовые основания для присвоения истцу звания "Ветеран труда" отсутствуют.
Представитель ответчика УСЗН о времени и месте рассмотрения дела извещен, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Янковский С.А. просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что на момент его обращения в УСЗН статья 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" не содержала положений о необходимости наличия страхового стажа не менее 25 лет для присвоения звания "Ветеран труда". Считает, что суд должен был руководствоваться редакцией Федерального закона "О ветеранах", действовавшей на момент нарушения его прав, то есть до 01 июля 2016 года. Законодатель связывает момент наступления права на присвоение звания "Ветеран труда" с моментом обращения с заявлением в органы социальной защиты населения. Он реализовал свое право до вступления в силу изменений, внесенных в пункт 2 части 1 статьи 7 Федеральный закон "О ветеранах".
Представители ответчиков Министерства и УСЗН, представитель третьего лица Главного управления Министерства внутренних дел России по Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, причины неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон) в редакции, действовавшей до 01 июля 2016 года, ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверение "Ветеран труда", 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения принципов нуждаемости", вступившего в силу с 01 июля 2016 года, подпункт 2 пункта 1 Федерального закона изложен в следующей редакции: "2) награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.".
В Челябинской области порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" регламентирован Положением о порядке присвоения звания "Ветеран труда" и выдаче удостоверения "Ветеран труда" в Челябинской области, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 20 апреля 2006 года N 111 (далее - Положение).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Положения (в редакции, действовавшей до 01 июля 2016 года), звание "Ветеран труда" присваивается гражданам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным
ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
С 01 июля 2016 года данный подпункт постановлением Губернатора Челябинской области от 29 июня 2016 года N 173 изложен в новой редакции: "1) награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении".
Как следует из материалов дела, Янковский С.А. с 07 августа 1997 года проходил службу в органах внутренних дел, 07 июля 2014 года он уволен со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии (л.д. 10,11,39,43).
В период службы истец приказами начальника Главного управления Министерства внутренних дел России по Челябинской области награжден медалями "За отличие в службе" 2 и 3 степени, знаком "Отличник милиции" (л.д.8,9).
13 мая 2016 года Янковский С.А. обратился в Калининское управление социальной защиты населения Администрации г. Челябинска с заявлением о присвоении в соответствии с Федеральным законом звания "Ветеран труда" (л.д.6).
Письмом Министерства от 14 июня 2016 г. N 896-оя Янковскому С.А. сообщено об отсутствии оснований для присвоения звания "Ветеран труда", в связи с тем, что решение о его награждении принято руководителем территориального подразделения МВД России по Челябинской области, поэтому медаль "За отличие в службе" не может быть отнесена к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания "Ветеран труда", а также в связи со страховым стажем менее 25 лет (л.д.7).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что у истца отсутствует стаж трудовой деятельности, необходимый для присвоения звания "Ветеран труда".
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он основан на исследованных доказательствах и требованиях законодательства, действующего в спорный период.
В соответствии с пунктами 3 и 4 Положения (в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о присвоении
звания "Ветеран труда") граждане, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", подают в органы социальной защиты населения городских округов и муниципальных районов Челябинской области по месту жительства заявление по форме, установленной Министерством социальных отношений Челябинской области, к которому прилагаются фотография размером 3 см х 4 см и документы, подтверждающие их право на присвоение звания "Ветеран труда", а также документы, удостоверяющие личность. Документами, подтверждающими право граждан на присвоение звания "Ветеран труда", являются: удостоверения (дубликаты удостоверений) к орденам, медалям, почетным званиям СССР или Российской Федерации, документы к ведомственным знакам отличия в труде; справка, выданная уполномоченными органами, о наличии страхового стажа, исчисленного в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не менее 25 лет для мужчин либо страхового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из справки Отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел России по Челябинской области от 04 мая 2016 года N 44/44672, приложенной истцом к заявлению о присвоении звания, следует, что выслуга лет Янковского С.А. составляет в календарном исчислении 18 лет 11 месяцев 10 дней, в льготном исчислении 20 лет 4 месяца 27 дней, его страховой стаж составляет 23 года 9 месяцев 23 дня (л.д.11).
Следовательно, трудовой (страховой) стаж истца на момент его обращения за присвоением звания "Ветеран труда" не соответствовал условиям, предусмотренным законодательством Челябинской области для присвоения звания "Ветеран труда".
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что на момент его обращения в УСЗН Федеральный закон не содержал положений о необходимости наличия страхового стажа не менее 25 лет для присвоения звания "Ветеран труда" и суд должен был руководствоваться редакцией до 01 июля 2016 года, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку условие о наличии у гражданина, претендующего на звание "Ветеран труда", трудового (страхового) стажа не менее 25 лет было предусмотрено законодательством Челябинской области и до внесения изменений в Федеральный закон, вступивших в силу с 01 июля 2016 года.
Трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, в силу абзаца 4 статьи 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определяется как учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2013 года
N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предусмотрено понятие трудового стажа, оно заменено на понятие "страховой стаж", и из видов пенсий исключен вид пенсии "за выслугу лет", который в настоящий период времени входит в понятие "страховая пенсия по старости".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно статьям 11 и 12 того же Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
При этом в соответствии с частью первой статьи 13 этого же Федерального закона исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
Положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" для граждан, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установлено условие о наличии страхового стажа для мужчин не менее 25 лет.
В силу статей 1, 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют лица рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел 20 лет и более.
Статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" льготное исчисление выслуги лет для присвоения звания "Ветеран труда" не предусмотрено, в календарном исчислении выслуга лет истца составляет согласно представленной справке 18 лет 11 месяцев 10 дней.
Поскольку истцом не представлены в УСЗН документы, подтверждающие наличие страхового (трудового) стажа, необходимого для присвоения звания "Ветеран труда", судом обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований.
Ссылки в апелляционной жалобе истца на то, что он первоначально обратился в суд 27 июня 2016 года с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", которое не было принято к производству, так как суд посчитал, что дело должно рассматриваться в порядке искового производства, не могут быть приняты во внимание, поскольку суд при рассмотрении дела руководствовался законодательством, действующим в период обращения истца с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", то есть до 01 июля 2016 года.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда г. Челябинска от 23 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Янковского С.А.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.