Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Волковой Я.Ю.,
судей Федина К.А., Лузянина В.Н.,
при секретаре Паначёвой О.О.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Свердловской областной прокуратуры Киприяновой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Шульминой И.В. к ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Свердловской области о восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Шульминой И.В. на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 28.07.2016.
Заслушав доклад судьи Федина К.А., объяснения истца Шульминой И.В. и ее представителя Багаеву О.Н. (ордер *** от ***, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей ответчика Зыкова Д.В. (доверенность ***/ТО/40-35 от ***), Бродко Н.С. (доверенность *** от ***), возражавшими по доводам апелляционной жалобы,
установила:
Шульмина И.В. обратилась в суд с иском, в котором с учетом уточнения исковых требований, просит признать приказ об увольнении от *** ***-лс незаконным, восстановить на службе в прежней должности; взыскать с ответчика денежное довольствие за время вынужденного прогула за период с *** по *** в размере ***., компенсацию морального вреда в размере 50000 руб., расходы по оплате юридических услуг в размере 3 500 руб.
В обоснование исковых требований указала, что с *** проходила службу в уголовно-исполнительной системе. Приказом от *** истец уволена со службы по п. "б" ст. 38.2 Положения (в связи с утратой доверия за непредставление сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга и несовершеннолетних детей) (далее Сведения, Справка). Полагает, увольнение незаконным, поскольку при определении вида взыскания за совершение дисциплинарного коррупционного проступка представителем нанимателя не учтены обстоятельства при которых он был совершен (сведения были подготовлены, но не приняты в связи с расхождением в датах, истец была временно нетрудоспособна, в связи с чем не смогла сдать исправленные Сведения в срок); не учтено ее отношение к службе, отсутствие дисциплинарных взысканий, нахождение на иждивении несовершеннолетнего ребенка.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 28.07.2016 в удовлетворении исковых требований Шульминой И.В. отказано в полном объеме.
Оспаривая законность и обоснованность постановленного судом решения, истец Шульмина И.В. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. Ссылается на нарушение судом норм материального права. Указывает, что судом не учтена тяжесть совершенного проступка и возможность применения к ней более мягкого дисциплинарного взыскания. Сведения о доходах первоначально сдавались ***, но были возвращены для устранения недостатков. В дальнейшем справки о доходах были сданы после выхода с больничного ***.
В заседании суда апелляционной инстанции истец, её представитель доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители ответчиков возражали по заявленным требованиям, поддержали позицию, изложенную в письменных возражениях на апелляционную жалобу, указав о законности и обоснованности решения суда.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Шульмина И.В. *** поступила на службу в уголовно-исполнительную систему.
Согласно контракту от *** истица замещала должность *** ФКУ СИЗО- *** ГУФСИН России по Свердловской области (далее СИЗО).
Пунктом 6.3. контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от *** предусмотрено, что Шульмина И.В. приняла на себя обязанность своевременно и достоверно предоставлять в отдел кадров Управления достоверные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленном законом порядке.
Истицей в судебном заседании не отрицался тот факт, что ей известны обязанности по представлению указанных сведений, а также сроки предоставления.
Приказом ГУФСИН России по Свердловской области от *** *** л/с Шульмина И.В. уволена из уголовно-исполнительной системы по п. "б" ст. 38.2 Положения о службе в органах внутренних дел (в связи с утратой доверия за непредставление сотрудником органов внутренних дел Сведений).
Основанием для увольнения Шульминой И.В. явилась проверки, в ходе которой установлено, что по состоянию на *** сведения о доходах за 2015 год на себя и несовершеннолетнего ребенка в установленный Указом Президента Российской Федерации от *** *** срок не представлены.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт совершения истцом грубого нарушения служебной дисциплины в виде не принятия достаточных мер для выполнения требований, установленных для государственных служащих, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, приказ об увольнении является законным и обоснованным, нарушений порядка привлечения Шульминой И.В. к дисциплинарной ответственности не имеется.
Из материалов дела следует, что обстоятельства увольнения истца явились предметом тщательного исследования суда первой инстанции.
В оспариваемом решении подробно изложены обстоятельства, которые послужили основанием для увольнения истицы. Они подтверждены относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами, которым суд дал правильную оценку в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 21 Федерального закона от 21.07.1998 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исправительной системы", п. 4 Указа Президента от 08.10.2007 N 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации", порядок и условия прохождения службы, а также организации деятельности работников уголовно-исполнительной системы регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указом Президента от 01.04.2016 N 147 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы.
Одной из мер профилактики коррупции является установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, занимающего должность государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Во исполнении Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", приказом Федеральной службы исполнения наказания от 31.08.2009 N 372 утвержден перечень должностей Федеральной государственной службы в уголовно-исправительной системе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В указанный перечень в числе прочих включены должности специалистов (инспекторы, инструкторы) всех наименований, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает подготовку решений о присвоении специальных знаний, награждении государственными и ведомственными наградами, осуществлении функции по личному составу, профессиональной подготовки кадровых подразделений.
Приказом ФСИН России от 07.12.2009 N 478 утвержден Порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в исправительной системе, и федеральной государственной службы уголовно-исполнительной системы сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В соответствии с п. 11 вышеуказанного Порядка представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными служащими, претендующими на замещение должностей государственной службы, предусмотренных Перечнем, производится в кадровое подразделение учреждения или органа УИС по месту нахождения их личного дела при оформлении заявления (рапорта) о согласии с предлагаемой должностью.
Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 N 460 утверждена форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Как указано в п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления им сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений
Аналогичная норма содержится и в п. "б" ст. 38.2 Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, согласно которой сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае не представления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Таким образом, неисполнение сотрудником уголовно-исполнительной системы обязанностей и запретов, в том числе непредставление сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, является коррупционным правонарушением, влекущим увольнение сотрудника со службы.
Увольнение сотрудника при вышеприведенном нарушении действующего законодательства является единственным установленным законом способом пресечении нарушения антикоррупционного законодательства. Профилактика коррупционных правонарушений и борьба с выявленными проступками коррупционного характера является приоритетом в деятельности государства. Поэтому федеральное законодательство устанавливает в качестве меры по государственному принуждению сторон служебных правоотношений необходимость соблюдения антикоррупционного законодательства.
Не предоставление сведений о доходах само по себе является основанием для утраты доверия к сотруднику и основанием для расторжения с ним контракта в органах уголовно-исполнительной системы, в связи с тем, что не предполагает применение к сотруднику какой-либо иной меры дисциплинарного воздействия, поскольку допущенное истицей нарушение отнесено законом к грубым нарушениям служебной дисциплины. Поступая на службу в органы уголовно-исполнительной систему, истица добровольно приняла на себя обязанность соответствовать указанным требованиям. Следовательно, возможность увольнения Шульминой И.В. в связи с утратой доверия обусловлена ее особым правовым статусом.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что у ответчика имелись основания для увольнения истца по п. б ст. 38.2 Положения о прохождения службы в органах внутренних дел по основанию утраты доверия за не предоставление сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Не оспаривая свою обязанность подать декларацию, истица считала действия ответчика незаконными, поскольку сведения переданы старшему инспектору ***, которая должна была отвести в ГУФСИН России по Свердловской области, и управление не приняло справки, поскольку дата заполнения не соответствовала дате ее печати. Кроме того, с *** по *** была временно нетрудоспособна, она не могла подать корректную декларацию о доходах по месту работы по уважительным причинам. Исправленную справку смогла распечатать только после выхода на службу, то есть ***.
Оцениваю указанную ситуацию, суд первой инстанции встал на точку зрения изложенную Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в своем письме от 13.02.2015 N 18-0/10/П-762 "О методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки", в которых даны следующие разъяснения. Законодательством Российской Федерации не предусматривается освобождение служащего (работника) от исполнения обязанности представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в том числе в период нахождения его в отпуске (ежегодный оплачиваемый отпуск, отпуск без сохранения денежного содержания, отпуск по уходу за ребенком и другие предусмотренные законодательством отпуска), в период временной нетрудоспособности или иной период неисполнения должностных обязанностей. При невозможности представить сведения лично служащему (работнику) рекомендуется направить их в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию по почте.
Кроме того, в силу п. п. 7 и 8 Рекомендаций сведения могут быть представлены служащим в любое время начиная с 1 января года, следующего за отчетным. Откладывать представление сведений до апреля не рекомендуется, особенно в случае планируемого длительного отсутствия служащего, например убытия в служебную командировку или отпуск.
Шульмина И.В., являясь временно нетрудоспособной, не была лишена возможности направить соответствующие сведения в адрес ГУФСИН России по Свердловской области, а в случае невозможности представить такие сведения из-за отсутствия необходимых документов, которые она не могла получить по состоянию здоровья, обратиться к работодателю или комиссию по урегулированию конфликта интересов с заявлением о невозможности представить справку о доходах с указанием уважительных причин. Между тем, истица не совершила никаких действий, направленных на исполнение указанной обязанности.
В связи с чем, судебная коллегия не принимает доводы истицы в качестве заслуживающих внимание, поскольку нахождение истицы в состоянии временной нетрудоспособности не может являться основанием для ее освобождения от своевременного предоставления декларации о доходах.
Судом первой инстанции не установлены нарушения порядка и сроков проведения проверки в отношении Шульминой И.В.
Порядок применения к истице дисциплинарного взыскания и сроки его применения, установленные ст. 51.1 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", расторжение контракта и увольнение со службы оформлено приказом, истица ознакомлена под роспись с приказом об увольнении.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению фактических обстоятельств по делу, установленных судом в ходе разрешения спора, выражают несогласие с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Остальные доводы апелляционной жалобы также по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
В соответствии с ч. 3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 330 данного Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия достаточных оснований для отмены или изменения судебного решения не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 28.07.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Шульминой И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Волкова Я.Ю.
Судьи Федин К.А.
Лузянин В.Н
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.