Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Шурыгиной Л.Г.,
судей Захаровой О.А., Шабалдиной Н.В.,
при секретаре Пархоменко Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Свердловской области к Артеменко И.С. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,
по апелляционной жалобе административного ответчика Артеменко И.С. на решение Тагилстроевского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 10 августа 2016 года.
Заслушав доклад судьи Шабалдиной Н.В., судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 27 по Свердловской области (далее по тексту - МИФНС России N 27 по Свердловской области) обратилась с административным исковым заявлением к Артеменко И.С. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2013, 2014 года пени в общей сумме 3585 рублей 46 копеек.
В обоснование указала, что Артеменко И.С. по данным ГИБДД в спорный период являлась собственником автомобиля Мицубиси Челенджер, государственный регистрационный номер N, мощность двигателя 140 л.с., дата постановки на учет 28 февраля 2007 года, в связи с чем является плательщиком транспортного налога. Обязанность по уплате транспортного налога за 2013, 2014 года Артеменко И.С. не была исполнена. В связи с неисполнением в полном объеме обязанности по уплате налога, в адрес налогоплательщика 14 октября 2015 года было направлено требование N 62538 об уплате налога, пени, предоставлен срок для добровольной уплаты до 02 декабря 2015 года. Требование добровольно исполнено не было, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.
Административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства. Административным ответчиком Артеменко И.С. были представлены возражения по существу заявленных требований, согласно которым административный ответчик просила в удовлетворении требований отказать, поскольку в спорный период не являлась собственником автомобиля, так как приговором Кушвинского городского суда Свердловской области от 30 сентября 2008 года данный автомобиль у нее был конфискован.
Решением Тагилстроевского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 10 августа 2016 года административное исковое заявление МИФНС России N 27 по Свердловской области удовлетворено: с Артеменко И.С. взыскана задолженность по уплате транспортного налога за 2013 год в сумме 1316 рублей, за 2014 год в сумме 1316 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 953 рубля 46 копеек, а также взыскана государственная пошлина в доход федерального бюджета в сумме 400 рублей.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик Артеменко И.С. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, в связи с неправильным применением судом норм материального права. Полагает, что оснований для взыскания с нее транспортного налога не имеется, поскольку спорный автомобиль был у нее конфискован, что в силу статьи 243 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для прекращения права собственности, и как следствие отсутствие оснований для начисления транспортного налога.
Представитель административного истца, административный ответчик Артеменко И.С. в судебное заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом факсимильной связью 05 октября 2016 года, почтовой корреспонденцией 05 октября 2016 года, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда.
Принимая во внимание, надлежащее извещение сторон о месте и времени судебного заседания, судебная коллегия, руководствуясь частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определиларассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, поступивший отзыв на апелляционную жалобу, поступившие по судебному запросу судебной коллегии материалы исполнительного производства, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 356 указанного Кодекса транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действующей в спорный период) сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2). В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц (пункт 3).
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом Свердловской области от 29 ноября 2002 года N 43-ОЗ "Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области" на территории Свердловской области установлен и введен в действие транспортный налог.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как видно из материалов дела, по сведениям УГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области за Артеменко И.С. в спорный период зарегистрировано транспортное средство - автомобиль Мицубиси Челенджер, государственный регистрационный номер N, мощность двигателя 140 л.с., дата постановки на учет 28 февраля 2007 года.
На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России N 27 по Свердловской области, Артеменко И.С. был начислен транспортный налог за 2014 год, а также осуществлен перерасчет за 2013 год, направлено налоговое уведомление заказным письмом со сроком уплаты налога до 01 октября 2015 года.
В установленный законом срок, указанный в уведомлении, Артеменко И.С. обязанность по уплате налога не исполнила, 14 октября 2015 года на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России N 27 по Свердловской области в адрес Артеменко И.С. направлено требование N 62538 об уплате налога, предоставлен срок для добровольной уплаты до 02 декабря 2015 года. Обязанность исполнена не была.
Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования МИФНС России N 27 по Свердловской области, суд первой инстанции проверил соблюдение налоговым органом порядка и сроков направления уведомления, требования, правильность исчисления размера налога и пени, сроки на обращение в суд, и пришел к выводу о наличии у административного ответчика обязанности по уплате транспортного налога.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, данные выводы являются правильными, основанными на материалах дела.
При этом судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы об отсутствии оснований для начисления транспортного налога в связи с конфискацией данного транспортного средства, поскольку доводы административного ответчика основаны на неверном понимании норм действующего налогового законодательства.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Таким образом, объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за снятием его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
Таким образом, взимание транспортного налога в случае ареста транспортного средства либо конфискации его по решению суда прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета.
Судебной коллегией установлено, что приговором Кушвинского городского суда Свердловской области от 30 сентября 2008 года Артеменко И.С. признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных статьями 33 часть 5, 188 часть 2, 30 часть 3, 228.1
часть 3 пункт "Г", 33 часть 5, 188 часть 2, 30 часть 1, 228.1
часть 3 пункт "Г" Уголовного кодекса Российской Федерации с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на 11 лет, без штрафа.
Вещественное доказательств автомашина марки "Мицубиси - Челленджер", 1999 года выпуска, N двигателя N, N шасси (рамы) N, черного цвета, принадлежащий на праве собственности Артеменко И.С., находящаяся у нее на хранении и используемая ей как орудие совершения преступления, конфисковано и безвозмездно обращено в собственность государства.
25 марта 2009 года по указанному уголовному делу был выдан исполнительный лист в отношении осужденной Артеменко И.С. по исполнению приговора Кушвинского городского суда Свердловской области от 30 сентября 2008 года в части конфискации имущества.
На основании данного исполнительного листа 03 апреля 2009 года судебным приставом-исполнителем Кушвинского районного отдела УФССП по Свердловской области возбуждено исполнительное производство.
Вместе с тем, как следует из материалов исполнительного производства, представленного судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда по судебному запросу, приговор в части конфискации транспортного средства, принадлежащего Артеменко А.С. не исполнен. Исполнительное производство окончено 23 декабря 2013 года в связи с невозможностью исполнения. Исполнительный лист возвращен взыскателю без исполнения.
Судебная коллегия отмечает, что в случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.
По данным ГИБДД в спорный период объект налогообложения зарегистрирован за Артеменко И.С.
Учитывая, что административным ответчиком доказательств невозможности снять транспортное средство с регистрационного учета, наличия объективных причин, препятствующих совершению указанных действий, а также допустимых и достоверных доказательств уничтожения транспортного средства как объекта налогообложения не представлено, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения административного ответчика от уплаты транспортного налога. Сам факт указания в приговоре на конфискацию транспортного средства, при отсутствии фактического исполнения в данной части приговора, не является бесспорным основанием для освобождения административного ответчика от обязанности по уплате транспортного налога.
Возложение обязанности на административного ответчика по уплате транспортного налога не нарушает ее прав, поскольку Артеменко И.С. не лишена возможности защиты своих прав иным способом, в том числе, путем взыскания убытков.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административным ответчиком не представлено доказательств уплаты транспортного налога за 2013, 2014 года, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности выводов суда о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу, пени. Расчет взыскиваемых сумм административным ответчиком не оспаривался.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для изменения или отмены по существу правильного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тагилстроевского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 10 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Артеменко И.С. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Г. Шурыгина
Судьи О.А. Захарова
Н.В. Шабалдина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.