Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Прониной Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства административное дело N 3а-332/2016 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Высокогорский горно-обогатительный комбинат"
к административным ответчикам: Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, с участием заинтересованных лиц: ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области, муниципального казённого учреждения "Центр земельного права".
об установлении по состоянию на 23 сентября 2015 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:56:0115001:2629 в размере его рыночной стоимости
установил:
открытое акционерное общество "Высокогорский горно-обогатительный комбинат" (далее - административный истец) обратилось с административным исковым заявлением в Свердловский областной суд, уточнив его 07.11.2016, о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:56:0115001:2629, установив её в размере рыночной стоимости 360524599 руб. определенной в заключении судебной экспертизы по состоянию на 23 сентября 2015 года.
В обоснование исковых требований, административный истец указал, что является арендатором указанного выше земельного участка, что подтверждается нотариально заверенной копией договора аренды земельного участка N 60в-2013 от 14.06.2013; несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка в размере 899453471,25 руб. его рыночной стоимости, нарушает права административного истца, являющегося плательщиком арендной платы, расчет которой осуществляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной в установленном порядке.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления в судебном порядке кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
Лица, участвующие в деле: административный истец, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области, муниципальное казённое учреждение "Центр земельного права", представителей в настоящее судебное заседание не направили; о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, и заблаговременно.
В силу части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абз. 3 части 11 ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно частям 1 и 2 ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В таких случаях датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ.
При рассмотрении дела судом установлено следующее: административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 66:56:0115001:2629, что подтверждается нотариально заверенной копией договора аренды земельного участка от 14.06.2013 N 60в-2013, по условиям которого, принят в аренду земельный участок общей площадью 3408570 кв.м.; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование - для эксплуатации под объект промышленности (Высокогорский железный рудник), расположенного по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, город Нижний Тагил, Ленинский административный район города.
Поскольку площадь земельного участка с кадастровым номером 66:56:0115001:2629 была изменена и составила 3378229 кв.м., указанное обстоятельство повлекло за собой изменение количественных характеристик объекта недвижимости, и соответственно изменение его кадастровой стоимости, которая была определена по состоянию на 23 сентября 2015 года в размере 899 453 471,25 руб. и рассчитана актом от этой же даты на основании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Нижний Тагил, утвержденных Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29.12.2013 N 3106.
Сведения о новой кадастровой стоимости были внесены в государственный кадастр недвижимости 23 сентября 2015 года.
Таким образом, исходя из положений ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости в данном случае является 23 сентября 2015 года.
В соответствии с частью 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Распределяя бремя доказывания между сторонами, суд считает, что обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административные ответчики возражают против удовлетворения требований, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:56:0115001:2629, административным истцом представлен Отчет об оценке от 18.11.2015 N 59-08/15-2, составленный ООО "Уральское бюро экспертизы и оценки" оценщиком Б., подтвержденный положительным экспертным заключением от 26.12.2015 N 6813/2015, согласно которому, по состоянию на 23 сентября 2015 года рыночная стоимость спорного объекта недвижимости определена Оценщиком в размере 327688 000 руб.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона N 135-ФЗ, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В связи с возникшими у суда вопросами, требующими специальных знаний в области оценочной деятельности в целях проверки подготовленного оценщиком Отчета на его соответствие законодательству об оценочной деятельности, определением суда от 29 августа 2016 года была назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 23 сентября 2015 года, проведение которой поручено эксперту - сотруднику общества с ограниченной ответственностью "Центр Независимой оценки" С..
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 26 сентября 2016 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:56:0115001:2629 определена в размере 360524 599 руб. по состоянию на 23 сентября 2015.
В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов экспертизы, поскольку заключение судебного эксперта мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий.
Указанное выше заключение эксперта соответствует требованиям, предъявляемым к отчету об оценке недвижимого имущества законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Экспертом проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки.
При этом в экспертном заключении приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости земельного участка.
В заключении имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие сделать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток.
Кроме того, экспертом приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов.
Данное заключение не вызывает каких-либо сомнений.
Доказательств того, что рыночная стоимость оцениваемого объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в экспертном заключении, суду не представлено, и таких данных в материалах дела не имеется.
Представитель административного истца, ознакомившись с заключением полагал возможным установить кадастровую стоимость спорного земельного участка исходя из результатов судебной экспертизы.
Представители лиц, участвующих в деле были заблаговременно извещены о поступлении в суд экспертного заключения, имели реальную возможность ознакомиться с результатами экспертизы, возражений к заключению эксперта не представили.
Руководствуясь статьёй 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Федерального закона N 135-ФЗ, суд признает заключение эксперта надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:56:0115001:2629, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки - 23 сентября 2015 года.
На основании изложенного, требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости подлежит удовлетворению, стоимость подлежит определению исходя из результатов судебной экспертизы в размере 360524 599 руб. по состоянию на 23 сентября 2015.
Правила статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ, устанавливают, что сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области 29 декабря 2015 года.
Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости 23 сентября 2015 года, соответственно установленная судом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:56:0115001:2629 в размере рыночной стоимости 360524599 руб. подлежит применению с 23 сентября 2015 года, что вытекает из требований действующего законодательства.
Обратившись в суд с настоящим административным иском, административный истец реализовал свое право на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, следовательно, настоящее решение нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков, в связи с чем, все судебные расходы подлежат отнесению на административного истца и взысканию с административных ответчиков они не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление открытого акционерного общества "Высокогорский горно-обогатительный комбинат" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:56:0115001:2629 в размере его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить на период с 23 сентября 2015 года и до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:56:0115001:2629, площадью 3378 229 кв.м.; категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - для эксплуатации под объект промышленности (Высокогорский железный рудник), расположенного по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, город Нижний Тагил, Ленинский административный район города, в размере 360524 599 (триста шестьдясят миллионов пятьсот двадцать четыре тысячи пятьсот девяносто девять) рублей 00 (ноль) копеек, равном его рыночной стоимости по состоянию на 23 сентября 2015 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 декабря 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья С.Н. Полевщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.