судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе
председательствующего Захарова Н.И.
судей Москалевой Е.В. и Маншилиной Е.И.
при секретаре Овчинниковой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело по апелляционной жалобе административного истца Карпенко ФИО12 на решение Грязинского городского суда Липецкой области от 5 сентября 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Карпенко ФИО13 к призывной комиссии по Липецкой области в Грязинском районе о признании незаконным решения о признании не прошедшим военную службу по призыву на имея на то законных оснований и признании его освобожденным от прохождения военной службы по состоянию здоровья, отказать".
Заслушав доклад судьи Захарова Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карпенко А.В. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии отдела Военного комиссариата Липецкой области по Грязинскому району об оспаривании решения призывной комиссии отдела Военного комиссариата Липецкой области от 6.07. 2016 года, которым истец признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В обоснование доводов указал, что на момент принятия оспариваемого решения у него имелись законные основания к освобождению от призыва на военную службу по состоянию здоровью, от прохождения военной службы в указанный период с 01.04.2016 года по 06.07.2016 года он не уклонялся, состоял на воинском учете, однако не получал повесток о явке в военный комиссариат, вплоть до принятия оспариваемого решения.
В судебном заседании представитель административного истца Баранов М.А. требования поддержал.
Представитель Военного комиссариата Липецкой области по доверенности Чепрасов М.Н. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что Карпенко А.В. в период с 01.04.2016 года по 06.07.2016 года не имел права на отсрочку от военной службы, уклонился от явки на призывную комиссию по вызову, а потому в силу статьи 31 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" он признается не прошедшим военную службу без законных оснований.
Представитель призывной комиссии Грязинского района в судебное заседание по извещению не явился.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене решения, настаивая на прежних доводах.
Выслушав объяснения административного истца Карпенко А.В., поддержавшего жалобу, возражения представителя военного комиссариата Липецкой области по доверенности Чепрасова М.Н., изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи со следующим.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) ... должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.22 Ф З "О воинской обязанности и военной службе" (далее Закон) призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Согласно п. 1 ст . 26 Закона, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. Согласно п . 3 ст . 26 Закона на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
В силу п. п.1 , 2 ст.31 Закона граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. Согласно п. 1 ст . 25 Закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации. В соответствии с п.1.1 ст.28 Закона при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву но основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу. Пунктом 34 " Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации " , утвержденного Постановлением Правительства РФ N 663 от 11 ноября 2006 года, установлено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе ", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу. Как следует из материалов дела , Карпенко А.В. 05.11.2015 года поставлен на воинский учет отделом военного комиссариата Липецкой области по г. Грязи и Грязинскому району и на основании п.п. "а" п.1 ст. 24 ФЗ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" заключением врачей-специалистов призывной комиссии от 18.11.2015 года ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 01.04.2016 года по состоянию здоровья.
Решением призывной комиссии N27 от 06.07.2016 года Карпенко А.В. установлена категория годности к службе "В"- ограничено годен на основании заключения ВВК на основании ст.52 " "данные изъяты"" расписания болезней и в силу статьи 28п.1.1 ФЗ 53 истец признан не прошедшим военную службу по призыву, не имя на то законных оснований.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, с уд первой инстанции согласился с возражениями административного ответчика, указав на отсутствие в период с 01.04.2016 года по 06.07.2016 года у истца оснований для отсрочки от призыва на военную службу и доказанность факта уклонения от явки на комиссию по вызову военного комиссариата.
Судебная коллегия считает эти выводы ошибочными, поскольку они не основаны как на законе, так и на материалах дела.
О тнесение истца к категории лиц, не прошедших военную службу без законных оснований, предполагает установление как отсутствие предусмотренных законом оснований для предоставления отсрочки от призыва на военную службу, так и признаков уклонения призывника от военной службы, то есть виновного поведения. Лица, не прошедшие военную службу по призыву в силу исключительных объективных обстоятельств, не связанных с уклонением от ее прохождения, имеющих право на отсрочку от призыва или освобождение от него, а равно неисполнением обязанностей призывника (неявка в военкомат , на призывную комиссию и т.п.), не связанных с виновным поведением такого лица, с учетом конкретных обстоятельств по делу , не могут быть отнесены к вышеназванной категории. Принимая во внимание негативные последствия статуса лица, не прошедшего военную службу без законных оснований, иное означало бы ограничение гражданских прав без вины. Т акое толкование приведенных выше правовых норм обусловливается Постановлением Конституционного Суда РФ N26-П от 30 октября 2014 года, в котором, в частности, указано, что поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, в силу болезни, или, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), - предполагается, что члены призывной комиссии беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву. Также Конституционный Суд РФ отметил, что соблюдение прав и законных интересов гражданина, признанного не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, обеспечивается возможностью оспорить заключение призывной комиссии в суде, который при рассмотрении его заявления обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ... ограничиваться установлением формальных условий применения нормы ...
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что в период с 01.04.2016 года по 06.07.2016 года призывник Карпенко А.В. уклонялся от призыва на военную службу. Ссылка суда на объяснения представителя военного комиссариата и рапорт Голышкиной И.А. от 06.05.2016 года о доставке повестки на имя истца и оставлении её в почтовом ящике по месту жительства последнего, не может свидетельствовать об уклонении Карпенко А.В. от призыва на военную службу. Других каких-либо доказательств вручения, либо получения Карпенко А.В. повестки в названный период времени о необходимости явки на призывную комиссию, которая является основанием для явки призывника, в материалах дела не имеется.
Отсутствуют в деле и доказательства того, что начиная с 01.04.2016 года, до дня принятия оспариваемого решения территориальным отделом военного комиссариата проводились призывные мероприятия в отношении Карпенко А.В. , он мог быть приз ван на военную службу.
Таким образом, д оказательства уклонения Карпенко А.В. от призыва на военную службу административным ответчиком не представлены. Не основаны на материалах дела и вывод суда первой инстанции о том, что в указанный период времени у Карпенко А.В. отсутствовали основания как отсрочки, так и освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
Доводы истца о наличии у него с 2015 года заболевания, дающего права на освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, ответчиком не опровергнуты. Карпенко А.В. свои обязанности по воинскому учету , вызову по повестки на призывную комиссию до дня принятия оспариваемого решения выполн ял своевременно и в полном объеме, однако повестки о явке на призывную комиссию после 01.04.2016 года ему не направлялись.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене, а возражения ответчика не основаны на материалах дела.
Коль скоро все фактические обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно, но допущено неправильное применение норм материального и процессуального права, то судебная коллегия считает возможным отменить решение суда и постановить новое об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.308,309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Грязинского городского суда Липецкой области от 5 сентября 2016 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым признать незаконным решение призывной комиссии Липецкой области по Грязинскому району N 27 от 06 июля 2016 года о признании Карпенко ФИО14 не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Обязать Отдел военного комиссариата Липецкой области по г. Грязи и Грязинскому району принять решение в отношении Карпенко ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в соответствии с положениями ст.ст. 28,29 ФЗ от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.